Какой рейтинг вас больше интересует?
|
«Мадам Баттерфляй» в постановке Израильской Оперы и Театра «Ла Скала» (Милан). Японская культура «изнутри» от Кэйта Асари2017-06-28 18:43:51 (читать в оригинале)Афиша С 15 по 28 июля в Оперном театре имени Шломо Лахата в Тель-Авиве будет представлена новая постановка великой оперы о «временной жене». «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини по мотивам драмы Давида Беласко «Гейша» написана по мотивам одноименного рассказа Джона Лютера Лонга. Дирижер — Даниэль Орен, музыкальный руководитель Израильской Оперы. Постановщик спектакля – знаменитый японский режиссер Кэйта Асари. Постановка осуществляется при сотрудничестве с Миланским театром «Ла-Скала».
«Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-Сан») – любимая опера не только самого Пуччини, но и еще миллионов и миллионов меломанов. С 15 по 28 июля в Израиле будет представлен спектакль, первоначально поставленный в Милане, в оперном театре «Ла Скала» известным японским режиссером Кэйта Асари, внесшим в эту постановку свое личное отношение к японской культуре «изнутри» в отличие от многих других постановок «Мадам Баттерфляй», где Япония показана сквозь призму европейского восприятия. Для Кэйта Асари, нынешняя постановка – дебют в Израильской Опере, хотя свою первую собственную театральную компанию Shiki Theatre Company он основал еще в 1953 году, поставив с ней почти все известные мировые мюзиклы (он был первым японским режиссером, перенесшим американские мюзиклы на сцены Японии), пьесы Шекспира и Мольера. Асари также продюсировал и ставил мюзиклы в Сеуле, Сингапуре, в Китае. Поставил также несколько опер в Милане и для Зальцбургского фестиваля. Его «Мадам Баттерфляй», сделанная по заказу «Ла Скала», была такжепредставлена в оперных театрах Валенсии, Токио, Флоренции и Сантьяго-де-Чили. Кэйта Асари также был исполнительным продюсером церемоний открытия и закрытия зимних Олимпийских игр в Нагано в 1998 году. В 2014 году он покинул театральную компанию Shiki и основал собственное независимое продюсерское агентство, успев поставить «Ундину», «Антигону» и другие спектакли. Кейта Асари награжден многочисленными призами и премиями, как в Японии, так и во всем мире.
Несколько слов об истории театра «Сики»: в 1953 году студенты, изучавшие французскую литературу в Токийском университете, во главе с двадцатилетним Кэйта Асари, загорелись идеей создания театра. Молодых людей не удовлетворяли театральные коллективы, которые работали в то время в японской столице. Естественно они полагали, что единственное решение в таком случае — это создать свой коллектив. «Необходимо выйти за узкие рамки натурализма, которыми скован театр Сингеки нашего времени, — декларировал руководитель труппы Кэйта Асари, — мы думаем, что для этого, прежде всего, надо учиться у современного европейского театра…» Опера «Мадам Баттерфляй» более ста лет не сходит с мировых театральных подмостков. Секрет неизменного успеха этой оперы — в удивительном звучании музыки Пуччини, соединившей европейские традиции и национальные японские мелодии, и экзотическом сюжете. Любовь юной японки Чио-Чио-Сан по прозвищу Баттерфляй («бабочка») и лейтенанта американского флота Пинкертона изначально обречена. Жестокость западной цивилизации становится причиной трагедии. А подлинную любовь, верность и самоотверженность воплощает в опере хрупкая Баттерфляй – элегантная и полная достоинства, носительница древних традиций страны Восходящего Солнца. Кэйта Асари — «инсайдер» японской культуры, и потому его постановка проникнута уважением к символам и традициям Японии даже визуально – ее оформление просто и сдержанно, насыщено элементами японской графики, моды и старинной архитектурны. Асари внес в свой спектакль также определенные ритуалы и церемонии – например свадьбы, как того требует японская традиция, или народный «танец теней» в третьем акте, который исполняет японская танцовщица. Возможно именно поэтому, японские мотивы в музыке Пуччини в этой постановке чувствуются сильнее, чем в других воплощениях «Мадам Баттерфляй» на сцене. Асари в целом свойственно выявлять содержание через художественные открытия и оформление спектаклей, не говоря уже о драматизме и игре. Во второй половине 19 века в Японии довольно распространенным явлением были временные браки иностранцев с местными девушками. За определенную сумму можно было купить себе жену на время пребывания в Японии. «15-летняя японка, брак с которой был для американского офицера всего лишь развлечением, полюбила его и даже приняла его веру. Из-за этого ее родные от нее отвернулись. Американец вскоре вернулся на родину и женился на другой женщине. А японка родила ему сына и продолжала ждать его возвращения. Через три года он вернулся, с новой женой, чтобы забрать сына. В результате, Чио-Чио-Сан покончила с собой» — таково краткое содержание истории, ставшей литературным сюжетом. А в реальной жизни таких историй было множество. Но при всем «японизме» данной постановки, нельзя не вспомнить, что «Чио-Чио-Сан» («Мадам Баттерфляй») Пуччини – бесспорный шедевр итальянской оперы начала ХX века. Трагическая история любви Чио-Чио-Сан к Пинкертону разворачивается в Нагасаки, и Пуччини создал удивительный синтез экзотических интонаций, восходящих к традициям японского фольклора и блестящего бельканто, раскрывающего всю палитру выразительности человеческого голоса. Но успех к этой опере пришел не сразу. Первая постановка оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-Сан») состоялась в 1904 году в миланском «Ла Скала». Работа над новой партитурой у Пуччини осложнилась тем, что он, страстный автолюбитель, попал в катастрофу и сломал ногу. Но на приветствия зрителей ему многократно выходить не пришлось — публика отнеслась к его новому детищу прохладно. Интересно, что три наиболее популярные итальянские оперы, входящие в репертуар всех оперных театров — «Севильский цирюльник», «Травиата» и «Мадам Баттерфляй» — с треском провалились на своих премьерах, и из этих трех, быть может, с наибольшим шумом провалилась «Мадам Баттерфляй». И лишь вторая, сокращенная редакция оперы была принята «на ура». Вскоре оперу про маленькую японскую гейшу, которую соблазнил и бросил американский морской офицер, услышали и в Токио. Наступило мировое признание, и невероятная популярность этого трогательного образа стала возрастать ежегодно. Тогда Пуччини на карикатурах изображали не иначе как в компании с мадам Баттерфляй. Считается, что в основу оперы положен рассказ Джона Лютера Лонга «Мадам Баттерфляй» (1898), причем Пуччини использовал также содержание повести Пьера Лоти «Мадам Хризантема». В 1885 году в Японию прибыл французский мореплаватель и писатель Пьер Лоти и задержался там на два месяца. О своей временной жене О-Кику-Сан он через два года написал повесть «Мадам Хризантема». Действие оперы Пуччини происходит в то же время и в том же месте — Нагасаки, конец 19 века. Те же события описывает в своей новелле Д. Л. Лонг. Новелла Лонга была основана на фактах, которые сообщила писателю его сестра Сара Джейн, которая жила в Нагасаки вместе с мужем-миссионером в 1890-е гг. Она рассказала ему историю о шотландце Томасе Гловере (по другим истончкам – Грабере, 1838 – 1911), купившем себе временную жену по имени Кага Маки, которая выступала в чайной под именем Чо-сан, или мисс Баттерфляй (бабочка). По произведению Лонга американский писатель Давид Беласко написал пьесу «Гейша», постановку которой и увидел Пуччини в 1900 г. в Лондоне. Так и родился замысел знаменитой оперы «Мадам Баттерфляй» (Чио-Чио-Сан, тё-тё – по-японски «бабочка»). Прежде чем приступить к композиции, Пуччини изучает японские народные песни и музыку. Жена японского посла в Риме, госпожа Окияма, часто приглашает композитора на вечера, где она напевает старинные японские мелодии. Вскоре Пуччини заканчивает подготовительную работу и, приступив к сочинению, продвигается вперед так быстро, что либреттисты едва поспевают готовить ему текст. «Отделка» либретто еще не совсем завершена, а музыка первой картины уже готова. В Милане премьера «Мадам Баттерфляй» проваливается. Композитор берет оперу обратно, перерабатывает ее, и два действия первоначального варианта разделяет на три. Оперный театр Брешии ставит «Мадам Баттерфляй» в новом варианте. Премьера состоялась 28 мая 1904 года под управлением Артуро Тосканини — с громадным успехом. «Никогда больше, — писал Жорж Марек, биограф Пуччини, — «Мадам Баттерфляй» не проваливалась». Всего композитором было написано пять версий оперы, первая в 1904 году, а последняя в 1907-м. «Мадам Баттерфляй». Израильская Опера при сотрудничестве с Миланским Театром «Ла Скала». Опера в трех действиях Джакомо Пуччини на либретто Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики, основанное на одноименной драме Давида Беласко, которая, в свою очередь, является обработкой новеллы Джона Лютера Лонга. Действующие лица: Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-Сан) (сопрано) — Сузанна Бранкини/Шувей Сан/Ирина Бертман Долоре (сын Чио-Чио-Сан) – Ноам Слуцкий/Итай Гуревич Время действия: около 1900 года. Билеты в кассе Израильской Оперы http://www.israel-opera.co.il/, по телефону: 03-6927777 или в «Браво»: http://bestbravo.co.il/announce/56244 Автор текста – Маша Хинич. Все фотографии предоставлены Израильской Оперой. Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting
«ЛА СКАЛА» «МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ» «ЧИО-ЧИО-САН» Даниэль Орен ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ израильская опера КЭЙТА АСАРИ
|
Категория «Книги»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.