“Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо́ и остро́!”
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!
Эти строки Игоря Северянина как нельзя более точно отражают характер новой постановки театра Гешер - Мариенбад. Словно бокал холодного шампанского в жаркий полдень. Отличный спектакль, полный драйва и энергии. Полные юмора диалоги и мизансцены, прекрасные декорации и слаженный актерский ансамбль, играющий в унисон, точно попадающий в ноты. Еще одна жемчужина в репертуаре нашего любимого театра.
Мариенбад… Мариенбад - это вам не рай для пенсионеров под названием марианские Лазни. Мариенбад - это наэлектризованная атмосфера курортных романов, гройссе-кавалеров, хорошеньких женщин, кружевных платьев и зонтиков, того самого условного шампанского, которым пузырится беспечная нега фешенебельного курорта. Мариенбад - это ушедшая эпоха ( Марианские Лазни - унылая социалистическая. Может оттого такое впечатления, что я бывала там по работе и все время - зимой. Хотя тамошние воды хороши, гораздо лучше карлово-варских)
Но на сцене Гешера - тот самый блестящий Мариенбад. Хмельные от солнца, шампанского и свободы герои, вырвавшиеся не “ из Москвы в Нагасаки” , а из хмурой дождливой Варшавы на “югА”. Жизнь курорта и жизнь оставшихся дома родных и близких не пересекаются, как параллельные прямые. Под ногами героев громоздятся горы писем и записочек, а “с небес”, из-под колосников сыпятся все новые и новые. Любовь и ревность, наивное плутовство и расчетливые интриги, зависть и коварство… Действие динамично, раскручивается с энергией сжатой пружины. Игре актеров хочется постоянно аплодировать прямо посреди спектакля. После него - хочется танцевать. Зрителя так и расходились - приплясывая.
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево...
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена
Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.
Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...
Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
Вы такая эстетная, Вы такая изящная...
Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?
Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,
И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,
И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым
Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..
Все сказанное в Мариенбаде слышно в Варшаве. И если в Мариенбаде кто-то чихнет – в Варшаве ему скажут: "Будь здоров!"
Состоятельные варшавские евреи, особенно варшавские и одесские дамы, решив ,что их здоровье надорвано, а жизнь слишком утомительна и требует отдыха на водах, отправляются на курорт в Мариенбад. Там, у целительных источников ,на строжайших диетах лучших европейских врачей они смогут восстановить свои иссякшие силы и избавиться от груза лишнего веса. Их письма домой полны жалобами на изнурительный курортный режим. Их буквально пытают голодом и мучают бесконечной гимнастикой… На самом деле, в этом очаровательном городке, полном соблазнов и удовольствии, изможденные дамы вместе с вновь приобретенными кавалерами, ведут бурную жизнь, полную интриг, гурманства и веселья. Некоторых из буржуазных соблазнов не избежал даже Франц Кафка, который лечился в Мариенбаде в 1916-м году. «Конечно, Мариенбад гораздо приятнее Карлсбада, — писал он своему другу Максу Броду, — только туда и стоит ехать. Итак, ты завтракаешь на Дианахоф (свежие яйца, мед, молоко, масло). Оттуда быстренько идешь на Максталь, где можно отведать чудесную простоквашу. Затем бежишь в “Нептун” — метрдотель Мюллер уже ждет к обеду. После обеда, чтобы облегчить тяжесть, несешься в лавку фруктовщика, потом опять простокваша — и пришло время отходить ко сну».
Эта переписка, не роман, а путаница в 36 письмах,14 любовных записках и 46 телеграммах, представленная в книге Шолом-Алейхема с присущим только ему иронией и юмором, вызывает невероятный переполох, который угрожает подорвать жизнь не только еврейской общины, но и сам священный институт брака. Ведь то, что происходит в Мариенбаде, никогда не остается в Мариенбаде.
Действующие лица и исполнители
Шломо Корландер: Дорон Тавори
Бельца Корландер: Рони Эйнав
Хаим Сорокер: Алон Фридман
Эстер Сорокер/ Броня Лойперман: Нета Шпигельман
Меир Марьямчик: Исраэль (Саша) Демидов
Ханца Марьямчик/ Лаца Бройхштоль: Светлана Демидова
Перла Ямайкер (Ямайчиха):Лилиан Рут
"Три носа" (дочери Перлы): Дор Михаэли, Хилель Капон, Паоло Э. Моура
Вельвель Ямайкер/ Герш Лойперман: Виталий Фукс
Свирский/ Кальман Бройхштоль:Александр Сендерович
Д.-р Зайднер: Генри Давид
Хавале Чапник: Кармель Кандель
Кондуктор/ официант/певец/ведущий: Дор Михаэли
Шева- Рохель: Анжела Штейнгарт
Пианист: Борис Зимин
Постановка: Амир И. Вольф
Сценография: Адам Келлер
Костюмы: Ваня Боуден
Музыка: Рони Решеф
Свет: Александр Сикирин
Звук: Михаил Вайсбурд
Движение: Михаил Вайсбурд
Сценическая речь: Йони Лукас
Ассистент режиссера: Хадас Шер
Помощник режиссера: Татьяна Суханова
Заглавное фото фотограф Ради Рубинштейн