![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]() Балет «Иван Грозный»: премьера в Большом2012-11-09 17:01:42 (читать в оригинале)![]() Фотография: © РИА НОВОСТИ 08.11.2012, Россия | «После первого просмотра я долго бродила по улицам. Невозможно было после спектакля такой необычайной мощи сразу пойти домой и заняться обыденными делами. Раньше мне не приходилось задумываться, какой была та эпоха». Так написала великая Галина Уланова после премьеры балета «Иван Грозный» в феврале 1975 г. Историк балета Александр Колесников: «Иван Грозный» – совершенно неожиданный для балетного мира того времени замысел. Был хорошо известен одноименный фильм Сергея Эйзенштейна, который снимался во время войны, и музыка к нему Сергея Прокофьева. Уже тогда, после появления фильма, Абрам Стасевич, который дирижировал оркестром на записи, сказал Прокофьеву: «Эта музыка должна иметь самостоятельное значение. Надо сделать ее для симфонического оркестра». На что Прокофьев ему ответил: «Делай, что хочешь». И Стасевич соединил отдельные куски. Это был первый шажок. В 1973-74 годах директор Большого театра композитор Михаил Чулаки решил вместе с Григоровичем создать балет. Вот тогда был сделан следующий шаг: музыка, оставшаяся после Прокофьева и Абрама Стасевича, была конвертирована в балетную партитуру. Но ее оказалось мало, и поэтому было принято решение, что основу дополнят сочинениями Прокофьева этого периода и этой тематики. Симоном Вирсаладзе. ![]() Вирсаладзе создал на сцене гигантский иконный триптих в качестве основной декорации. Он либо мгновенно открывал, либо «прятал» те или иные мизансцены. Вирсаладзе придумал костюмы танцующих бояр — когда солисты двигались, зрителю казалось, что оживают фрески. Крой и цвет нарядов художник создавал вместе с Григоровичем. Он использовал в костюмах и декорациях одни и те же цвета и материалы, добиваясь единства действия. Про это говорили, что «Вирсаладзе одевает не персонажей спектакля, а сам танец». А в художественных мастерских Большого до сих пор в ходу термин «цвет Вирсаладзе» — так говорят о сложных, приглушенных оттенках, которые любил мастер. Юрий Григорович и Симон Вирсаладзе. Сулико — так его звали в Большом. ![]() Декорации к спектаклю 1975 г. уже утрачены и к новой редакции их делали заново по оставшимся эскизам, а вот костюмы, над каждым из которых работал сам Вирсаладзе, сохранились и я их в мастерских театра видел своими глазами. ![]() Все костюмы к «Ивану Грозному» были рукодельными, многие создавались «по живому» — Вирсаладзе добавлял детали, отрезал лишнее, складки распускались или собирались, актеры повторяли движения, чтобы показать, как заживет костюм на сцене. ![]() «Костюмы бояр были сшиты из мешковины, — вспоминал заслуженный артист Юрий Ветров, — и он кистью на наших глазах наносил на них золотую краску. Они превращались в дорогую парчу». ![]() ![]() Вот эти костюмы в сцене с князем Курбским. Большой не успел реставрировать их к премьере и взял напрокат в парижской Опере. Вчера балет Большого театра танцевал «Ивана Грозного» во французских костюмах. ![]() Настоящие костюмы Вирсаладзе реставрируют здесь — в мастерских Большого театра. Судя по стенам, последний раз здесь делали ремонт в то же время, когда создавался балет «Иван Грозный». ![]() Всего несколько мастеров обслуживают весь «костюмный» парк Большого. А в одном только «Иване Грозном» более двухсот костюмов, не считая деталей. ![]() ![]() Историк балета Александр Колесников: «Премьера «Ивана Грозного» состоялась 20 февраля 1975 года. Наталья Бессмертнова – Анастасия, в заглавной партии был Юрий Владимиров, а Курбского танцевал Борис Акимов. Сказать, что спектакль просто прозвучал, – ничего не сказать. О нем говорили, и это была не просто очередная мастерская постановка Большого, а своего рода переворот внутри балетного мира, балетной тематики. Через 2-3 месяца театр отправился на гастроли в США. Очень редкий случай, когда новый спектакль поехал на гастроли. Там «Иван Грозный» произвел необыкновенный эффект» 1975 г. Наталья Бессмертнова готовится к выходу на сцену. ![]() Слева — Юрий Владимиров, первый исполнитель партии царя Ивана в балете. Рядом — Юрий Григорович, Н.Симачев и В.Кудрявцев. ![]() Один из старейших работников театра, заведующая художественно-производственной мастерской по производству костюмов Галина Ивановна Нуритжанова показывает оставшиеся костюмы солистов к первой постановке «Ивана Грозного» ![]() ![]() 1975 г. Владимир Васильев в роли царя Ивана. ![]() 1975 г. Владимир Васильев в финальной сцене балета. ![]() Историк балета Александр Колесников: «На том, первом спектакле в США, присутствовал Поль Либерман, директор Парижской оперы. Он в антракте прибежал за кулисы представляться и договариваться о том, чтобы «Иван» был поставлен в Париже. Уже в декабре 1976 года «Иван Грозный» пошел в Пале Гарнье, Парижской опере. Премьеру приезжали танцевать артисты Большого Бессмертнова и Владимиров. Но важно, что это было поставлено для французской труппы и спектакль остался у них в репертуаре». Парижская опера помогла Большому, который, как я писал, не успевал подготовить старые костюмы к премьере. Французы, у которых «Иван Грозный» идет до сих пор, прислали свою сценическую одежду. Задачей костюмеров было сделать примерку для всех артистов, посмотреть подходят ли костюмы. ![]() Костюм вестника победы примеряет солистка Большого Юлия Гребенщикова. ![]() ![]() Ольга Марченкова меряет наряд боярыни. ![]() ![]() ![]() Вчера в Большом театре состоялась премьера новой редакции балета «Иван Грозный». Вот несколько фотографий генеральной репетиции, которая состоялась 4 ноября. Фантастически яркое зрелище! «Иван Грозный» вновь в Большом — это, конечно, стоит увидеть. Царь Иван Грозный — Павел Дмитриченко Царевна Анастасия — Анна Никулина Князь Курбский — Артем Овчаренко ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Советую прочитать по теме: В ожидании царя: 15 фактов, благодаря которым балет «Иван Грозный» зарезервировал себе место в мировой истории искусств. Александр Колесников, историк балета: «Потомки Прокофьева дают согласие на постановку только Юрию Григоровичу!» В конце нужно традиционно сказать, что в осуществлении постановки «Ивана Грозного» принимал участие банк ВТБ, пресс-службу которого и лично Аню Максимову я благодарю за помощь. Спасибо и администрации Большого, его пресс-отделу любезно пускающего меня на спектакли, за кулисы и в мастерские главного театра страны. Фотографии: © Рустем Адагамов/drugoi © РИА Новости: архив и Владимир Федоренко
|
![]() ![]()
Категория «Авто/Мото»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
|
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.