Сегодня 8 ноября, пятница ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7276
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Traveling Way/Блог путешественников
Traveling Way/Блог путешественников
Голосов: 0
Адрес блога: http://www.travelingway.ru/
Добавлен: 2013-12-14 19:16:21
 

КЛЮЧ ОТ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ – КЛЮЧ К МИРУ

2013-12-08 23:59:00 (читать в оригинале)



Иерусалимский храм Воскресения Христова – главная святыня христианского мира. На этом месте был распят Иисус Христос, и совершилось самое великое чудо – Его воскрешение, смысл которого в утверждении победы над всяким злом. Но, как это чаще всего случается, религия и вера – себе, а церковь, общественные установления и люди – себе. Самую добрую, самую лучшую и добрую идею мы очень быстро умудряемся извратить, стараясь якобы ей служить всеми своими силами.

Храм Воскресения Христова – это храмовый комплекс, состоящий из нескольких церквей: храма на Голгофе, Кувуклии Гроба Господня, храма Кафоликон – кафедрального собора православных иерусалимских патриархов, подземного храма Обретения Животворящего Креста и храма равноапостольной Елены. Это храм, где каждый год на пасху совершается схождение Святого Огня. И каждый год конная полиция Иерусалима дежурит возле дверей святыни, чтобы не допустить мордобоя и возможного кровопролития между монахами армянской и греческой, эфиопской и коптской конфессий. Случается это из-за совершенно невинного повода – кому мыть пол в главном храме и готовить его к Пасхе.
Подобные стычки, вооруженных швабрами монахов, выглядят и неуместно, и комично, но кончаются часто отнюдь не весело.
Эта война конфессий за храм, храмовую территорию, храмовые обязанности и святыни началась в незапамятные времена. И теперь весь храм поделен между шестью церквями, но это к спокойствию не привело. Драки монахов в храме Гроба Господня повторяются на каждый большой церковный праздник и являются неотъемлемым событием в церковной жизни Иерусалима. Об этих монашеских столкновениях писали в своих хождениях по святым местам русские путешественники еще в XIXв., например, епископ Порфирий, в миру Константин Успенский, первый представитель русской православной миссии в Иерусалиме.
Договориться монахам невозможно. Каждому из них хочется, чтобы его церковь была ближе к Богу и божественным делам, как то помывка пола. Так же стояла проблема и в XII веке: кому в храме дверь закрывать – католикам или православным, эфиопам или сирийцам, грекам или армянам.
Соломоново решение принял турецкий султан Саладин, который в это время владел Иерусалимом, отбив его у крестоносцев. Он просто отдал ключ от храма Гроба Господня мусульманину-арабу Юдэху. Гордые своим соседством с Юдэхами палестинцы Старого города имеют картины, запечатлевающие сей знаменательный момент, которые вешают на парадную стену, как мы иконы в красном углу.


Вот уже девять веков этот ключ передается в семье Юдэх по наследству от отца к сыну. Мусульманин стал миротворцем между христианами как более мудрый и менее заинтересованный в их бытовых конфликтах. А запирает двери другой мусульманин – Нуссейбэх, который являет собой главный образ умиротворяющей мусульманской мудрости. 


ЕВРЕЙСКИЙ ШУК МАХАНЕ ИЕГУДА И АРАБСКИЙ БАЗАР В СТАРОМ ГОРОДЕ

2013-12-07 23:54:00 (читать в оригинале)




Всем туристам, попадающим в Иерусалим, известен еврейский рынок «Махане Иегуда» в районе Яффских ворот. Понятно, что туристов возят сюда с определенной целью – авось да что-нибудь купят. Об этом рынке русскому человеку, соблазненному изобилием всякой снеди, фруктов и овощей, хочется рассказывать до бесконечности, но всю прелесть и обаяние этого места все равно в полной мере передать не получится. Я даже имею смелость заявить, что и туристы, отпущенные гидом на пару часов попастись среди прилавков, вряд ли успели постичь все секреты торговли в Махане Иегуда.
В Иерусалиме мы прожили три недели, приехав сюда своим ходом минуя всех туроператоров, и, конечно, кормились сами. Иногда в кафе или ресторанчиках, но, главным образом, покупая все продукты на этом самом рынке. Русская алия (алией здесь называют евреев-переселенцев из других стран, иммигрантов) ходят на рынок по вечерам, ближе к закрытию торговых рядов. Ну и я, соответственно, пристроилась к ним. Дело в том, что к вечеру цены падают вдвое, потому что продукты перестают считаться свежими. На свежую кашерную пищу у меня денег не было, я была исключительно рада купить несвежий виноград – огромную двухкилограммовую ветку, снятую с лозы утром, за три шекеля да еще и поторговаться и купить две такие ветки уже за два.
Приходя на вечерней зорьке на рынок, я умудрялась скупать килограммами не только виноград, но и хурму, манго, финики и прочая, прочая, прочая. Благодаря этой роскоши не хотелось никакого мяса. Так бы и жила всю жизнь, питаясь фруктами, как первые люди в Раю.
Еще один интересный факт. Если есть желание купить какие-нибудь тряпки – майки, шорты, халатики и т.п., то вам сюда. И нет никакого смысла ходить по магазинам. Я купила отцу маечку в качестве сувенира из Иерусалима. Маечка была упакована в красивый подарочный пакетик с еврейскими сакральными буквами, будто писанными кверху ногами, что придавало презентику фартовый вид. За маечку было уплачено 20 шекелей в кассу, и я осталась довольна. Но каково же было мое расстройство, когда на рынке я увидела ту же маечку, но без пакетика всего за 6 шекелей.
Рынок Махана Иегуда имеет свои традиции и свою историю, которую здесь берегут и почитают. Он был построен в конце XIX века на въезде в Иерусалим. Ни турецкое, ни британское владычество не помешало рынку существовать и расширяться. А сейчас он главный торговый объект в Иерусалиме для евреев, живущих за пределами Старого города. Его любовно отделали, накрыли навесами, окультурили, озаботили гигиеной.
Но в этом же городе есть еще один рынок – арабский. Он находится в палестинской части Старого города. Туда евреям путь заказан, туристам, в принципе, тоже: ведь группы водят гиды-евреи, да и мало ли чего. Если пробежаться по просторам интернета в поисках этого места, то его просто нет. Будут фотографии все того же Махана Иегуда, который мы упорно называем арабским рынком. Секрет прост – не были мы на настоящем арабском базаре Старого города. Для нас, русских, особой разницы нет. Нам оно по-всякому восточный базар.
А вот для местного населения разница исключительно большая. Во-первых, Махана Иегуда – это шук, что с еврейского означает рынок. Для палестинцев – базар, что с арабского тоже означает рынок. На этом их сходство и заканчивается.

Арабам-палестинцам запрещено торговать на еврейской территории, а евреи не ходят на арабский рынок и берегут туристов для своей торговли – водят только к себе в шук. Соответственно, покупатели у палестинцев – местные арабы. Цены тут вдвое меньше, чем на Махане Иегуде, да и покупателей тоже меньше. Нет-нет, да и проскочит какая-нибудь палестинка через Дамасские ворота, чтобы продать свои потрясающие фрукты хотя бы за шекель. Завидев виновато озирающуюся торговку, я немедленно летела к ней и с удовольствием помогала этой бедной, с натруженными руками женщине не попасться на глаза еврейским законникам и заработать на нехитрый ужин. 
Так и живут два народа, торгуя одинаковыми фруктами с одной земли, мечтая о покупателях и мире, озираясь друг на друга как поссорившиеся соседи.



ЧЕРЕЗ ДАМАССКИЕ ВОРОТА В ПАЛЕСТИНУ...

2013-12-07 17:20:00 (читать в оригинале)


Дамасские ворота, это творение Сулеймана Великолепного, одни из самых красивых в Иерусалиме. Дамасскими они называются потому, что через них выход на дорогу, ведущую в сторону Сирии.
Сейчас это символические ворота: граница между двумя народами, двумя странами, двумя культурами, двумя мирами – между Израилем и Палестиной.
В пятницу ворота открыты для мусульман, которые облачаются в белые одежды – халабеи и плотным потоком движутся на пятничную молитву к Храмовой горе. Суббота – еврейский день для Дамасских ворот. По субботам доминирует цвет черный. Угодные Иегове сюртуки, скроенные по моде конца XIX века, старомодные шляпы, из-под которых торчат сердитые пейсы, все это сосредоточенно направляется к Стене плача. Так и ходят они в разном направлении, ненавидя друг друга, молиться одному и тому же Богу. Только эти, что в белом, называют Его Аллахом, а эти, что в черном, зовут Иеговой. А тут стою я, что в летнем платье в цветочек, и думаю, что если кричать Господу одновременно в левое и правое ухо, то вряд ли он кого-нибудь услышит.


Обычно группы туристов не водят в жилые районы арабской части Старого города. Там начинается Палестина, там другая страна. Там угроза для евреев. А я – Швейцария. Мне дороги и те и эти.
Мне посчастливилось посмотреть, как живут там, в палестинском Иерусалиме. Спускаюсь с холма, на котором величаво взгромоздились Дамасские ворота, и попадаю в какое-то средневековье. Улочки низкорослые, домишечки махонькие, в один этаж, прячутся за высоким, в их рост, забором.
Забор не в русском смысле. Это каменные крепостные стены, сделанные из песка и глины.
Дома тут не красят, поэтому все они одного цвета – песчаного. Улицы бесконечно петляют, входя внутрь или огибая дворы, которые служат тут и гостиной, и кухней, и прачечной и, бог знает, чем еще. Проехаться на авто вряд ли здесь получится – такие они узкие. Поэтому вниз – пешком, вверх – пешком. 


Если все удачно сложится и вы не заблудитесь, то петлять и бить ноги не придется. Заблудиться тут легко, Дамасские ворота видны ото всюду. Главное, умудриться к ним подняться, найти правильный путь. В любом случае, мы же в Иерусалиме, куда ни поверни, окажешься в историческом или святом месте. Если от Дамасских ворот идти в еврейскую часть, то через каких-то сто-двести метров Виа Долороза, Крестный путь.
фото   




ИЗРАИЛЬ И ПАЛЕСТИНА: ДВЕ СТРАНЫ, ДВА МИРА, ДВЕ ИСТОРИИ…

2013-12-07 16:57:00 (читать в оригинале)



Я готовилась посетить Израиль. Это была моя давняя мечта. Хотелось и святые места увидеть, и экзотическую страну посмотреть, в которой живет «на четверть бывший наш народ». Видимо, для меня наступил момент, когда желаемое и возможное соединились.
Я как раз сидела за компьютером и составляла план своей поездки: переписывала все интересные для меня достопримечательности и удобные в моральном и материальном плане маршруты, способы передвижения. Занятие это было преувлекательнейшее, я бы даже сказала, сладкое. Всеми моими чувствами я была уже там, в Иерусалиме. Вдруг мое почти экзистенциальное занятие прервал не вовремя оживший скайп. От неожиданности я нажала на кнопочку «ответить с видео» и оказалась лицом к лицу с незнакомым человеком.
«Хелоу?» - «Хэлоу!» Разговорились. Беседа, естественно, была лишена каких бы то ни было личных вопросов и эмоций – мы же не были знакомы.
Человек живет в Германии, в Штутгарте. Отлично, это предмет для обсуждения. Страна философов и писателей – можно обсудить что-нибудь вроде Канта или Гете. С той стороны понравилось, что я все это знаю и культуру Германии люблю. Это давало мне право на иронию типа «что русскому хорошо, то немцу смерть». Человек в мониторе принялся смеяться чуть ли не до слез и просил все новых и новых рассказов о наших русских клише по отношению к немцам.
Беседа меня забавляла, потому что впервые попался немец, который не обижался и понимал меня, мои шутки, мои сравнения, которые, в принципе, не имели никакого отношения к проблеме национальной гордости. Расстались мы глубоко за полночь довольные нашим общением. На другой день мы встретились снова, чтобы продолжить приятное для обоих знакомство. Но этот разговор получился совсем иным.
Я поделилась своими планами поездки в Израиль. Но он остановил мой рассказ странным вопросом: «Почему ты называешь эту страну «Израиль»?»
Хмм… А как же мне ее называть? «Палестина! – негодуя, заявил мой друг, - Ты разве не знаешь?». Как не знать – знаю, конечно. Только я не ожидала такого странного поворота.  Все, кто хочет увидеть Иерусалим, едут в Израиль, и никуда больше.
Вот так вот! Нет такой страны для моего нового друга, а есть Палестина. У меня, само собой, сразу появилось множество вопросов, на которые я получила ответы.
Назавтра я уже собиралась в Палестину.

***

Моего немецкого друга звали Хишам. Я раньше такого имени не встречала, поэтому никак не отреагировала на его представление. Оказывается, это древнее арабское имя, а мой друг – никакой не немец, а палестинский араб, сорок лет как живущий в Германии по двойному гражданству – немецкому и израильскому. В Германии он очутился, будучи ребенком. Вся его большая семья расползлась по миру: кто в Австрии, кто в Дании, кто в Америке. В Израиле остались родители да две сестры. Всего же в его семье было девять детей.
Давно, в конце 60-х гг., Европа, чувствуя свою историческую вину перед палестинцами, у которых отобрали землю, страну и родину в пользу евреев, целыми группами вывозила арабских детей, учила их и давала возможность обустраиваться у себя. Вот и Хишам оказался среди этих счастливчиков.
Сейчас он вспоминает о своем детстве и юности спокойно, а тогда это был страшный выбор. Без родных, без языка - его обрекали на сиротство в чужой стране. Тем не менее, Хишам вырос, выучился, обустроился, женился и родил четверых детей. Но немцем не стал. Это удивительно, но, прожив более сорока лет на немецкой земле, он сохранил свою веру, свою память и свою причастность к палестинской судьбе.
Что меня поразило, так это то, что он не особо ассоциировал себя с сытой и благополучной Германией. Его душа была там, где живут бесправные и нищие люди в условиях на выживание в надежде когда-нибудь обрести свою родину.
Мы договорились встретиться в Иерусалиме. Он часто туда наведывается, потому что там остался его родовой дом возле Дамасских ворот, за которым нужно ухаживать. А еще он строит второй, но уже на палестинской территории. Мечтает, когда выйдет на пенсию, вернуться, наконец, на родину.
Мы встретились, и он показал мне такой Иерусалим, который не показывают туристам.



В гости к Пушкину. Михайловское

2013-12-01 18:34:00 (читать в оригинале)

По дороге в Михайловское.

«Пушкин – наше все». Хорошо сказано, русскому человеку приятно, потому что «нашего», и чтоб ничьего больше, осталось не так уж много. Собрались в Михайловское спонтанно и по причине сугубо материальной: школьников везти надо в воспитательных целях, это раз, не далеко, это два, недорого, это три. Короче, собрались и поехали. В силу того, что ехали из сугубо дельных соображений, а не по велению сердца и ума, особых трепетных ожиданий не было.
Однако часов через пять утомительной автобусной езды стал меняться пейзаж. Похолодало, на дороге появились следы легкого заморозка (у нас-то в октябре холодами даже не пахло), традиционный и скучный елово-сосновый лес-посадка начал все больше разбавляться какими-то лиственными деревьями, на которых распластался мох.
Псковская земля севернее, там холоднее, растительность другая, ландшафт другой – холмистый. Дороги стали хуже, какие-то неудобные, узкие, никаких тебе придорожных кафе – все до ветру. Теперь очередь за дураками. Должны же они появиться. И появились.
Мы прикатили в Пушкинские горы в три часа ночи и, конечно, сбились с пути. Водитель молоденький, не опытный, тычет пальцем в навигатор, который показывает, что мы на месте. Так-то оно так, да только не с той стороны. Вокруг спящие избушки, которые никаких любителей Пушкина не ждут.
Мы остановились, вышли посмотреть дислокацию живьем. Пока дети спали, сладко посапывая в теплом автобусе, водитель с гидом где-то долго блукали. Наконец они вернулись с какой-то очень молодой леди и автобус сразу наполнился запахом дешевого спиртного. «Это местная пьяная блядь. Она нам сейчас покажет дорогу», - с теплотой в голосе объяснил наш гид. «Пьяная блядь» довезла нас до площади, где обычно останавливаются все туристические автобусы и ретировалась. Дай ей Бог здоровья.
Первые лучи рассвета осветили окружающий пушкинский пейзаж. Золотая осень буйствовала повсюду, бабуськи пришли торговать нереально красивыми яблоками и вязаными носками. Святогорский монастырь дремал, окруженный стеной и укрытый красными листьями каких-то кустов. Домики и домишки, некоторые старые, некоторые освеженные, начинали просыпаться вместе снами.
Я мучительно искала в себе эту струну, которая наиграет мне пушкинское «очей очарование», и не находила. Очень мешало это современное мраморное здание, богатое, построенное в духе черт-те какого современного классицизма. Оно словно оскорбляло древний русский пейзаж своей неуместностью и неуместным для этих мест богатством.
Местный гид присоединилась к нам и повезла в пушкинское имение.


Пушкинские горы, сельцо Михайловское.

Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер подвижные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты…
(А.С. Пушкин. Деревня. 1819 г.)

До пушкинского дома предстояло пройти небольшую поляну и лесок. В какой-то момент вся пошлость мироздания, сиюминутные заботы и мелочные беспокойства остались позади. Стыдно было тащить их за собой. Эта полянка стала для нас своеобразным чистилищем.





 В Михайловском лучше всего в золотую осень, в яркий солнечный день, когда вся радостная палитра красок так радует глаз. И в тоже время вся эта краса природы такая непрочная, почти эфемерная. Еще день-два, и первый же дождливый день превратит всю эту роскошь в бесцветную смазанную картину.
Перед усадьбой Пушкиных нужно пройти мимо живописнейшего пруда. В самой его середине есть островок, который имеет поэтическое название «остров Уединения». Кто знает, может быть, Пушкин прятался на этом острове, чтобы подумать, помечтать. Кто знает, может быть тут были написаны пушкинские строчки
Приветствую тебя, пустынный уголок,
приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Эти утки не улетают из Михайловского даже зимой. Благословенные сотрудники заповедника подкармливают их и заботятся о том, чтобы у них была полынья.
Это дом замечательного человека, которому мы обязаны возрождением Михайловского, Семена Степановича Гейченко. Он прожил здесь с 1945 по 1993 год. Вот уж поистине, вечная ему память.
А вот он и дуб, который у Лукоморья.
А этот дом тоже имеет свою историю, хотя и не связанную с жизнью Пушкина. Это Колония для престарелых литераторов и учителей, лишившихся здоровья на педагогической работе. Построено это здание в 1911 г. по проекту архитектора В.А. Щуко. Сегодня здесь выставка, рассказывающая об истории сельца Михайловского. Все-таки трогательное здание. Надо же, для престарелых литераторов…
А это липы, высаженные по кругу, и столетний вяз, обязанный Григорию Александровичу Пушкину, сыну поэта. Дальше – сам дом, принявший Александра Сергеевича.
Это банька, в которой жила «добрая подружка» «бедной юности» Пушкина, няня Арина Родионовна.

Это видел Пушкин, когда выходил не из парадной, а боковой двери своего дома.
Вот эта дверь.
Дом-то совсем не большой и очень скромный. К сожалению, от того самого дома, в котором коротал свои дни и дописывал «Евгения Онегина» Пушкин, остался только один фундамент. Дом был восстановлен по старинным чертежам и рисункам уже после войны. Подойдешь к окошечку, выглянешь и подумаешь, какая красота, какой покой. И поймешь Пушкина, который просился отсюда «хоть на каторгу, хоть на Соловки»: от этой тишины взвоешь, особенно в долгие зимние вечера, когда сугробы до самого подоконника.

Это речка Сороть, которая видела Пушкина, а он ее.
Вдали виднеется Савкина горка. Здесь лежит камень, которому около четырехсот лет. На нем полустершаяся надпись, которая гласит, что в лето 7021 и 1513 г. от Рождества Христова поп Савва поставил здесь крест в память о павших воинах. Вот и назвали это место Савкиной горкой.
А вот и Аллея Анны Керн. Она навестила Пушкина в 1825 г. Они гуляли в этом месте. Барышня споткнулась о камешек, а поэт его подобрал и хранил как память о ней.
По аллее ходить не пускают, чтобы не повредить и не затоптать корни древних лип.
Боже мой, время унесло и этих людей, и чувства, и звуки, а липы все еще живы и хранят эхо и воспоминания о «чудном мгновении».

Петровское. Имение Ганнибалов.

Имение Петровское находится неподалеку от Михайловского, на противоположной стороне озера Кучане. Имение принадлежало прадеду Пушкина по материнской линии Ибрагиму Петровичу Ганнибалу.


Дом, принадлежавший Ибрагиму Петровичу, «арапу Петра Великого».

В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где, позабыв Елисаветы
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны леты
О дальней Африке своей.    
Дом Петра Ибрагимовича Ганнибала, деда Пушкина.

Пруд слева от дома Ибрагима Петровича.

Тригорское. Имение Осиповых-Вульф


Аллея, ведущая в Тригорское, по которой Пушкин наведывался в гости.
Дом, принадлежащий Прасковье Осиповой-Вульф. Дом большой, не то, что у самого Пушкина. Да только какой-то он некрасивый, похож внешне на избу или сарай.
Аллея, ведущая к дому Осиповой-Вульф.
Потрясающий вид с крыльца дома в Тригорском.
А это баня. Надо же, здесь Пушкин выпивал с друзьями и порой до самого утра.
   
А вот и речка Сороть, и онегинская скамья, где как бы произошло объяснение Онегина с Татьяной.

Это дуб, который стоит на кургане. Он очень старый.
Святогорский монастырь, куда ходил Пушкин молиться, на монастырские ярмарки и пить наливку к игумену Ионе.
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
Потрясающе. В молодом возрасте – и такая рефлексия, нынче и семидесятилетние старцы о своей могиле не думают.
Могила Пушкина. Не дают ему покоя, топчется народ вокруг, однако ж «народная тропа» не заросла. И слава Богу.
Заключение.

Спускались с лестницы Святогорского Успенского собора в молчании. Каждый думал о своем. Может быть о том, что некогда здесь жили люди, которые любили, радовались, молились. А мы заглянули лишь в щелочку, и поняли, как они были не похожи на нас, как много нас отделяет от этого мира, которого больше нет. Может быть, кто-то вздохнул о России, которую мы навсегда потеряли. А кто-то откроет томик Пушкина и вздохнет над его строчками:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

О! А вот и дураки, которые непременно должны были испортить песню. Бабушки, которые выстроились вдоль стен монастыря, завидев нас, толпу детей и учителей, немедленно ощетинились букетиками из последних фиолетовых мелких хризантемок: «Купите, детки, цветочки. К Пушкину на могилку положить». Ручонки дрогнувших сердцем деток немедленно полезли в карманы достать денежку. Не все, конечно, но те, кто чувствовать умеет и кто почувствовал что-то такое, что не имеет смысла объяснять. И дурак-гид тут как тут: «Не покупайте! Это они с могилки Пушкина же собирают и перепродают». Тьфу ты, Господи, ну какая же нам разница. Это же как свечу в церкви зажечь. Авось Господь поможет нашему неверию…


 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.