Основы поведенческой терапии. Техника контр-обуславливания. Часть 1 Немного Фрейда в мемах и картинках Интервью со специалистом по семейным расстановкам по методу Хеллингера Зависимости: кодтерпин Перевод статьи "Pornography Viewing among Fraternity Men: Effects on Bystander Intervention, Rape Myth Acceptance and Behavioral Intent to Commit Sexual Assault" Отношения между психологами и бывшими клиентами. Часть 1 Участвуют ли психологи в похищении людей? Часть 2: Тед Патрик Магическая и психологическая помощь. Кто фаворит? Брань на вороту не виснет или использование мата в психологии Кто такие профайлеры?
Стоит немного отдохнуть от провокативной терапии и рассказать о том, как организована моя работа. Это будет интересно начинающим, уже работающим и тому, кто когда-нибудь сменит меня в должности.
Начну с самого простого, с работы, связанной с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Давным давно, в далекой галактике...
В те далекие времена, когда детский труд, детское рабство и детская проституция были нормой. Суды над несовершеннолетними не принимали во внимание возраст преступника при вынесении приговора. То есть дети долгое время были самым социально незащищенным классом общества. Но с развитием общества, большинство стран стали обращать намного больше внимания несовершеннолетним, чем раньше.
Что такое КДНиЗП?
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав это основной координационный орган, связанный с работой государственных и общественных организаций, деятельность которых направлена на воспитание несовершеннолетних.
История КДНиЗП начинается с 1918 года, когда сам В.И. Ленин подписал декрет о социальном воспитании несовершеннолетних. Тогда и появились КДНы, однако они в то время еще не имели пункта о защите прав. В 1918 году комиссии находились в ведении Наркомата общественного презрения и состояли из представителей Наркомата, прокуратуры и юстиции. С того же года были запрещены суды и тюремное заключение для несовершеннолетних. Что поразительно современные дети ничего не знают про это и свято верят в то, что несовершеннолетних никогда не судили, и не было таких явлений как детский труд и рабство. Комиссия 1918 года, занималась опекой несовершеннолетних правонарушителей, боролась с детским голодом, беспризорностью и создавала приюты для своих подопечных.
В 1920 году была создана детская милиция. На сегодняшний день ее задачи выполняются подразделением по делам несовершеннолетних МВД России (т.н. ПДН ОВД). С этим ведомством КДНиЗП тесно общается и по сей день.
В 1921 году была создана еще одна комиссия - комиссия по улучшению жизни детей во главе с Ф.Э. Дзержинским. Про дальнейшую историю данной комиссии я ничего не знаю.
С 1931 года КДН стала заниматься и защитой прав детей. Лучше поздно, чем никогда.
В середине 30х годов снизили возраст уголовной ответственности с 14 до 12 лет. Стали выносить приговоры высшей меры несовершеннолетним.
В 1935 году КДНы были упразднены, им на смену пришли отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В годы войны работа отделов была тесно связана с помощью детям, родители которых погибли. Также была оказана массовая помощь несовершеннолетним по возвращению их в семьи. В 1957 году появились комиссии по устройству детей и подростков. А в 1961 при исполкомах местных Советов вновь были созданы КДНы.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03 июня 1967 года было утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, которое действует по настоящее время.
Дальнейшая история КДНиЗП связана с увеличением обязанностей комиссии перед несовершеннолетними. Тем не менее, на сегодняшний день, задачи не сильно изменились. Продолжение Читайте все посты по моей работе: - КДНиЗП (Часть 1) - Работа психолога и КДНиЗП (Часть 2) - Работа на территории клиента (Часть 3) - Документация психолога (Часть 4) - Еще немного о документации психолога (Часть 5) - Кабинет психолога (Часть 6) - Расслабляемся в кабинете психолога (Часть 7) - Мой новый кабинет психолога (часть 8)
http://vk.com/schtora
http://vk.com/partnerkipro
Основы поведенческой терапии. Техника контр-обуславливания. Часть 1 Дополнение к статье о медико-социальной экспертизе "Шкала зла" М. Стоуна 10 исследований в психологии, которые изменят ваше отношение к себе Психологическая помощь и музыка. Часть 2 Брань на вороту не виснет или использование мата в психологии Основы поведенческой терапии. Систематическая десенсибилизация. Часть 2 Перевод статьи "Pornography Viewing among Fraternity Men: Effects on Bystander Intervention, Rape Myth Acceptance and Behavioral Intent to Commit Sexual Assault" Основы поведенческой терапии. ТПО-терапия. Часть 3 Отношения между психологами и бывшими клиентами. Часть 1
Что подарить психологу на День психолога? Психологическая помощь и музыка. Часть 2 Магическая и психологическая помощь. Кто фаворит? Мудры - йога для рук или фейк? Интервью со специалистом по семейным расстановкам по методу Хеллингера Немного Фрейда в мемах и картинках Кто такие профайлеры? 10 исследований в психологии, которые изменят ваше отношение к себе Психологическая помощь и музыка. Часть 1 Дополнение к статье о медико-социальной экспертизе
В блоге Contemporary Psychology уже не первый раз выкладываю интервью с различными специалистами. Это интересный и легкий формат, позволяющий больше узнать про просторы и грани нашей профессии. На этот раз я уговорил пообщаться со мной психолога, работающего с аутистами. В посте есть масса ссылок на литературу, видео и образовательные центры.
От себя отмечу, что представленный дальше вариант работы с аутистами достаточно интересный и свежий. И в нашей стране, где все еще не уважают краткосрочные, поведенческие, контролируемые методы коррекции, не факт что он будет принят быстро и без проблем. Тем не менее, именно такой подход мне наиболее симпатичен.
- Привет! Расскажи про себя вкратце.
Я родился и вырос в Севастополе, на берегу моря. Переехал в Москву, предложил и закончил здесь свое высшее образование (РГГУ, психологическое консультирование). На последних курсах заинтересовался когнитивными исследованиями и проводил эксперименты с детьми с аутизмом. Так вышел на тему терапии для людей с аутизмом и в частности на Прикладной Анализ поведения (ABA), как самую успешную и доказано эффективную терапию (Peters-Scheffera,Diddena, Korziliusd,Sturmeye 2011, http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1750946710000498)
- Как ты пришел в психологию?
Сколько помню себя, мне всегда было интересно наблюдать за поведением людей, объяснять наши поступки. Но когда я выбирал ВУЗ, то больше руководствовался удачей. Быстро появилась мотивация учиться – еще бы: можно попробовать разобраться в себе. А потом я узнал об экспериментальной работе, бихевиористах, исследованиях познавательных процессов (один эффект Струпа чего стоит?!) и не жалею до сих пор.
- Я много раз слышал, что аутистов часто называют аутятами, это так?
Даунята, аутята, эти наименования присутствуют, но не являются профессиональными терминами, к тому же их использование можно признать неэтичным, потому что содержит элемент ненужного обобщения (мы говорим дошколята, например, подчеркивая характерные черты этой группы, но они вырастут и перестанут быть дошколятами, а человек с аутизмом всегда будет человеком с аутизмом.) Хотя для непрофессионального использования слово подходит хорошо.
- Что именно ты делаешь на работе?
Я работаю один на один с ребенком. Такая форма работы связана с особенностями восприятия: человеку с аутизмом, обычно проще воспринимать инструкции, данные только ему, в структурированной и предсказуемой среде, чем такие, которые были данные группе в целом. Я прихожу к ребенку с четким знанием того чему я буду учить, как (вплоть до отдельных шагов), как я буду записывать прогресс и оценивать результат. Как правило все эти вещи прописывает более опытный и знающий коллега, который отвечает за терапию ребенка в целом (консультант, координатор). Я знаю, что любому поведению можно научить, если:
- индивидуально подобрать сильное поощрение: что то, что увеличит вероятность повторения поведения в будущем;
- систематически давать инструкцию (или другой стимул)
- предоставлять поощрение после нужной реакции и не предоставлять поощрение после ошибки, зато
- обязательно дать подсказку в нужном объеме и своевременно убрать подсказку, когда она становится не нужна;
- продумать, как это поведение будет поддерживаться в естественных условиях, без искусственного поощрения;
- разбить навык на более мелкие части, обучать их отдельно, если в целом виде действие вызывает стойкие трудности.
Также я веду записи, по которым можно будет сказать работает ли данная программа и что нужно изменить. Как правило записывает успешность выполнения задания и уровень помощи.
Еще, конечно же, я играю с ребенком на том уровне, на котором игра доставляет ему удовольствие. В теории приятное игровое времяпрепровождение занимает до 75% времени, а 25 отводится под выполнения заданий, инструкции и ответы. Это не всегда выполняется, но в общем всегда надо следить за тем, чтобы сохранять положительный и приподнятый эмоциональный фон.
- Как насчет супервизий, посещаешь?
Прохождение супервизий очень важно. По каждому клиенту я один раз в месяц обязательно получаю консультацию более опытно коллеги, координатора (консультанта), используются видео-записи, заполненные во время обучения таблицы, прямое наблюдение. Происходит корректировка программы, чтобы она соответствовала прогрессу ребенка и чтобы ребенок стал добиваться успеха. Координаторы (авторы обучающих программ) в свою очередь получают консультацию более опытного коллеги тоже не реже раза в месяц. Русскоговорящих экстра-специалистов – супервизоров не более 5-10 человек во всем мире.
- Какие основные методы и техники для работы с аутистами?
АВА (applied behavior analysis) – прикладной анализ поведения – позволяет эффективно обучать новому поведению и корректировать нежелательное поведение. Подход включает в себя множество техник, например
Обучение отдельными блоками (DTT): разбиение действия на отдельные элементы, множество повторений каждого элемента, и постепенное соединение в общее действие. Например: учить говорить слово: сначала первая буква (инструкция, подсказка, ответ ученика, поощрение), потом первая и вторая буква (также) и т.д.
https://www.youtube.com/watch?v=7pN6ydLE4EQ
Случайное/Эпизодическое Обучение (IT): использование естественной среды и спонтанно возникшего интереса ребенка для обучения.
https://www.youtube.com/watch?v=VwoAYir7Vsk
Вымирание (Extinction) – используется для убирания нежелательного поведения. Основывается на законе, по которому, если поведение повторяется снова и снова, оно находит в чем-то свое поощрение. Если найти это специфическое поощрение и организовать среду так, чтобы поощрение прекратилось, то поведение прекратится через некоторое время.
Визуальная поддержка по методике TEACCH заключается в создании визуальных расписаний, таблиц, разделению помещений на функциональные зоны и т.п. Отличная техника, появившаяся благодаря программе TEACCH: справа-налево. Суть ее в том, чтобы расположить задания, которые надо сделать слева от себя и по мере готовности перекладывать направо: так человек видит сколько работы предстоит сделать, лучше фокусирует внимание на задаче.
Сенсорная интеграция – занятия в насыщенной сенсорной среде, со множеством возможностей движения для преодоления дефицитов в системах чувствительности.
PECS (PictureExchangeCommunicationSystem) система дополнительной или альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками.
- Чем еще в психологии интересуешься?
Мне интересны исследования внимания и памяти, вопрос понимания и научения скрытым социальным законам, диагностика имеющихся навыков.
- Какие планы на будущее в профессиональном плане?
В этом году мне предстоит закончить дистанционное обучение поведенческому анализу, начать самом составлять программы обучения, освоить мощную методику для диагностики уровня сформированности навыков, дальше продолжу обучение, хочу пройти стажировку в другой стране.
- Как обстоит работа с аутистами на Западе?
Многие усилия направлены на более раннюю диагностику аутизма. В общем можно сказать, что осознается экономическая выгода от затрат на обучение ребенка в раннем возрасте, чем от содержания инвалида всю его жизнь. Можно научить любого человека навыкам, необходимым для достойной самостоятельной жизни. Даже в Америке от штата к штату ситуация различная: где-то страховка покрывает минимум 40 часов в месяц интенсивной терапии, основанной на поведенческом анализе, где-то меньше. Говорят, что во Франции практически невозможно получать качественную терапию аутизма, и что там используют психоаналитический подход.
Другое направление работы это создание условий для самостоятельного проживания аутичного человека, в группах или по одиночке.
- Что посоветуешь почитать по твоей теме работы?
Книг на русском языке очень немного:
Шрамм Роберт Детский аутизм и АВА: Екатеринбург, 2013
Бейкер, Брайтман Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам – Изд-во Теревинф
Морис, Грин, Льюс Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов
Я могу говорить только про обучение поведенческому анализу. Сейчас существует один очный курс обучения: http://www.aba-kurs.com/ochnye-kursy.html, по окончании выдается свидетельство государственного образца о повышении квалификации, плюс американский диплом. Отальные курсы дистанционные:
Аутизм это общее нарушение развития, влияющее в первую очередь на недостаточное развитие коммуникации, социального взаимодействия. Аутизм часто сопровождает другие нарушения, такие как умственная отсталость, ДЦП. Диагноз сейчас ставится по результатам наблюдения за поведением ребенка, интервью с родителями, таким образом аутизм определяется через свои проявления. Если вести работу над дефицитами ребенка с опорой на существующие интересы и возможности, можно ожидать смягчения симптомов нарушения и даже их полного исчезновения. Вообще, советую читателям прочитать статью замечательного врача-психиатра Е.Осина, в которой он представляет анализ существующего положения вещей этой сфере: http://outfund.ru/elisej-osin-rossii-nuzhna-alternativnaya-sistema-diagnostiki-autizma/
- Как с тобой можно связаться?
Алексей Еськов
alexy-eskov@yandex.ru
- Спасибо за интервью и побольше тебе профессиональных успехов!
Все интервью в блоге:
- Интервью с христианским психологом
- Интервью с гуманистическим терапевтом
- Интервью: работа с аутистами
- Интервью со специалистом по семейным расстановкам по методу Хеллингера
http://vk.com/schtora
http://vk.com/partnerkipro
Участвуют ли психологи в похищении людей? Часть 2: Тед Патрик Основы поведенческой терапии. Систематическая десенсибилизация. Часть 2 Участвуют ли психологи в похищении людей? Часть 3: Рик Росс Интервью со специалистом по семейным расстановкам по методу Хеллингера Мудры - йога для рук или фейк? Дополнение к статье о медико-социальной экспертизе Биографии психологов: А. Эллис Играем сумасшедшего или провокативная терапия в действии. Часть 1 Кто такие профайлеры? Психологическая помощь и музыка. Часть 1
То, что вчера казалось невозможным, сегодня – реальность!!! Мгновенное разглаживание глубоких морщин
Крем Liqiuskin от компании «From Vanessa» занимает лидирующие позиции на мировом рынке продуктов в области красоты и омоложения. Инновационная формула крема делает его значительно эффективнее всех известных омолаживающих кремов. Вы избавляетесь от самых глубоких морщин в кратчайшие сроки! Без ботокса! Без инъекций и хирургов! Без пластической хирургии!
За пару недель вы сотрете со своего лица самые глубокие морщины! И вновь почувствуете себя молодой, красивой и желанной!
Заметный результат уже через две недели!
читайте отзывы
Избавьтесь от “косточки на ноге” всего за 1 месяц
с уникальным фиксатором для коррекции деформированного большого пальца
Согласно результатам клинических исследований, Altus Pro эффективен как при начальной, так и при выраженной стадиях деформации сустава
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.