Конституционные акты Ватикана (Государства-Города Ватикана)
Вводная статья
Договор между Святым престолом и Королевством Италия от 11 февраля 1929 г.
Основной закон Государства-Города Ватикана от 7 июня 1929 г.
Закон об источниках права от 7 июня 1929 г. N 2
Закон о праве гражданства и праве пребывания от 7 июня 1929 г. N 3
Закон об административном устройстве от 7 июня 1929 г. N 4
Закон об экономической, торговой и профессиональной организации от 7 июня 1929 г.
Закон об общественной безопасности от 7 июня 1929 г. N 6
Вводная статья
Папство как религиозно-политический центр католической церкви возникло на базе римского епископства в V в. Получив в 756 г. от французского короля Пипина Короткого земли вокруг Рима, и став светским государем, владетелем Папской области и других территорий, папа повел себя как светский князь - в средние века папство боролось за преобладание церковной власти над светской. В ХIV в. папство подпало под власть французской короны, и с 1309 по 1377 гг. резиденция пап находилась во французском городе Авиньоне. Реформация, и как следствие ее, церковный раскол, образование самостоятельных протестантских церквей (ХIV в.) значительно ослабили влияние папства.
В 1870 г., в связи с включением Рима в состав Итальянского государства, Папская область была ликвидирована. Папа Пий IХ отказался тогда признать новое государство и объявил себя "вечным узником" Ватикана. Так возник "римский вопрос" - об экстерриториальности и независимости Ватикана.
В 1923 г. уже через несколько месяцев после прихода к власти в Италии Б.Муссолини между ним и представителем папы Пия ХI, кардиналом Гаспарри, состоялась секретная встреча, призванная официально оформить решение "римского вопроса" и закрепить таким образом взаимовыгодный альянс между Ватиканом и итальянским фашизмом. Начавшиеся в 1926 г. переговоры представителей папы и Муссолини привели к подписанию 11 февраля 1929 г. Латеранских соглашений, которые окончательно урегулировали и юридически оформили отношения между итальянским государством и Ватиканом. Латеранские соглашения включали три документа: политический договор (Trattato fra la Santa Sede e l'Italia), Конкордат и Финансовую конвенцию.
В результате заключения Латеранского договора на политической карте мира появилось новое государство - Государство - Город Ватикан - площадью в 44 га, и, таким образом, была восстановлена светская власть папы. Получили право экстерриториальности загородная папская резиденция Кастель Гандольфо и 20 дворцов, расположенных вне территории Рима.
Согласно ст. 1 политического договора Италия признавала католическую религию "единственной государственной религией".
Латеранский договор торжественно подтвердил международную правосубъектность Ватикана. Договор в трех местах указывает на суверенитет апостолического престола в сфере международного права. Прежде всего в его преамбуле говорится, что создано новое церковное государство (Ватикан), с тем чтобы гарантировать Святому престолу "неоспоримый суверенитет в международной сфере"; затем, в ст. 2, что "Италия признает суверенитет Святого престола на международной арене как прерогативу, присущую его природе, сообразно его природе и целям его вселенской миссии" и, наконец, в ст. 24 вновь подчеркивается, что апостолический престол является суверенным и в сфере международных отношений.
По договору Италия признала за Святым престолом право полной собственности, исключительную и неограниченную власть и суверенную юрисдикцию над Городом Ватикан, причем все лица, постоянно живущие в этом Городе, должны подчиняться суверенитету Святого престола.
Другие статьи договора касались различных вопросов административно-технического порядка, относящихся к Государству - городу Ватикан: его границ, недвижимости, водоснабжения, средств связи, положения граждан этого государства, прав посольства папского престола. Согласно ст. 8 договора Италия почитает личность верховного первосвященника "священной и неприкосновенной". В свою очередь папский престол, говорится в ст. 24, заявляет, что "он желает оставаться и останется посторонним светскому соперничеству между другими государствами".
Второй важнейший документ Латеранских соглашений - Конкордат определил права Ватикана в Итальянском государстве.
Обязательным становилось церковное освящение брака и преподавание в школе католической доктрины, которая признавалась "основой и венцом народного просвещения". Было признано также невмешательство фашистского государства и партии в дела "Католического действия" - традиционной массовой организации Ватикана. Правда, оговаривалось, что последняя не должна заниматься политической, профсоюзной или воспитательной деятельностью, а ограничиваться лишь распространением католических принципов.
Подписанная тогда же Финансовая конвенция предусматривала удовлетворение финансовых претензий Святого престола. В компенсацию за потери, понесенные им в связи с ликвидацией папского государства в 1870 г., Италия обязалась выплатить ему 750 млн. лир в итальянских банкнотах и 1 млрд. в ценных бумагах.
Ватикан не имеет кодифицированной конституции. Ее заменяют шесть конституционных актов, утвержденных и промульгированных понтификом вскоре после ратификации Латеранских соглашений - 7 июня 1929 г.; Кодекс канонического права, регулирующий в основном внутрицерковные отношения и некоторые конституционные положения политического договора 1929 г. и нового Конкордата 1984 г., внесшего изменения в Конкордат 1929 г.
По размеру территории (0,44 кв. км) и числу жителей (около 500 человек (по данным 1997 г.)) Ватикан несомненно мини-государство, в котором некоторые существенные признаки государственности (аппарат принуждения - армия, полиция; система управления) отсутствуют или по необходимости представлены в свернутом виде. Вместе с тем Ватикан - всемирный центр римско-католической церкви, паства которой насчитывает 1 400 млн. человек. Он располагает собственным правительством (курией), флагом, гимном. Издает марки и выпускает денежные знаки. Поддерживает дипломатические отношения более чем со 100 странами. Имеет официальный печатный орган - газету "Оссерваторе Романо", выпускает ряд других изданий, располагает радиостанцией. Огромный авторитет и влияние католической церкви не только в духовных, но и в мирских делах обратно пропорциональны физическим характеристикам этого уникального государства.
Ватикан - абсолютная теократическая монархия. Согласно Основному закону Государства - Города Ватикан Папа Римский - Верховный глава церкви, суверен государства - обладает полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. Полный титул папы: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик Вселенской Церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх Государства - Города Ватикан, раб рабов божьих. Папа избирается конклавом пожизненно, из числа кардиналов большинством 2/3 голосов плюс 1 голос, не позднее чем через 18 дней после смерти предшествующего папы. В период вакантности папского престола власть принадлежит Священной коллегии (кардиналов), которая может издавать постановления только в случаях крайней необходимости. Эти постановления подлежат впоследствии утверждению Верховным главой церкви. В противном случае они теряют силу.
Важнейшие государственные полномочия (ведение внешних сношений, утверждение государственного бюджета, управление имуществом Святого престола) принадлежат непосредственно папе. Ряд законодательных и исполнительных полномочий папа доверяет (делегирует) Губернатору государства, который назначается и освобождается от должности Верховным главой Церкви и несет ответственность непосредственно и исключительно перед ним. Не подлежат делегированию полномочия, сохраненные непосредственно за папой или которые он сочтет желательным сохранить за собой (ст. 6 Основного закона). Губернатор является высшим должностным лицом и ключевой фигурой в системе органов управления Государства - Города Ватикан.
Корпус папской жандармерии подчинен непосредственно Губернатору, который может также потребовать для обеспечения безопасности и порядка необходимого содействия Швейцарской гвардии.
Совещательным органом Государства - Города Ватикан является Генеральный государственный советник. Он также назначается и отзывается папой и несет ответственность непосредственно перед ним. Советник обязан давать заключения во всех случаях, указанных законом, или по требованию Верховного главы Церкви или Губернатора.
Руководство политической, экономической и религиозной деятельностью Ватикана и католической церкви осуществляет Римская курия (Curia Romana). В ее состав входят 6 канцелярий, 3 трибунала, 10 священных конгрегаций. Каждая конгрегация возглавляется префектом. На равноправных началах в курию включены 3 секретариата - Секретариат по объединению христиан, Секретариат по контактам с нехристианами, Секретариат по контактам с неверующими. Наиболее близко стоящий к папе орган - Государственный секретариат. Без согласия Государственного секретаря в Ватикане не может быть принято ни одно важное решение.
Судебная власть в Ватикане осуществляется от имени Верховного главы церкви судами первой инстанции и Высшим церковным апелляционным судом - Священной Римской Ротой, в чрезвычайных случаях допускается обжалование в Верховный суд Сигнатуры. Назначение и отзыв судейского персонала сохраняется за папой.
Второй из принятых в 1929 г. конституционных актов - Закон об источниках права. Главными источниками действующих в Государстве - Городе Ватикан права закон называет: а) Кодекс канонического права (Codex iuris cononici) и апостолические постановления; б) законы, промульгированные главой церкви, а также постановления, издаваемые в установленном законом порядке компетентными властями. По вопросам, не урегулированным собственными законами Ватикана, предусматривается применение итальянских законов (уголовного, гражданского, торгового кодексов и соответствующих процессуальных кодексов), а также иных правовых актов Италии, касающихся путей сообщения, средств связи и т.п. Особо оговаривается (ст. 3), что применение итальянских законов и постановлений не может противоречить предписаниям божественного права, а также условиям Договора и Конкордата, заключенных между Святым престолом и Королевством Италии 11 февраля 1929 г.
Большим своеобразием отличается и гражданство Ватикана, регулируемое третьим законом 1929 г. - Законом о праве гражданства и праве пребывания. Во многом это своеобразие обусловлено ограниченностью территории Ватикана, не позволяющей всем нисходящим и боковым родственникам ватиканских граждан проживать на ней со своими семьями. Рождение в Ватикане (принцип "права почвы") или вне его от ватиканских граждан (принцип "права крови") само по себе не является основанием для приобретения гражданства. Гражданство Ватикана можно определить как функциональное. Закон ставит гражданство в прямую и непосредственную зависимость от постоянного пребывания лица в Ватикане, сопряженного с его рангом, должностью, службой или занятием. Прямые родственники этих лиц также считаются гражданами Ватикана, если они проживают совместно с ватиканским гражданином, и им разрешено проживать в этом городе согласно правилам, установленным в самом Законе.
Закон об административном устройстве закрепляет обширные полномочия губернатора в организации и деятельности подчиненного ему административного аппарата. Все сановники, должностные лица и служащие Ватикана приносят присягу перед Губернатором, в которой клянутся быть верными Верховному главе церкви, тщательно выполнять приказы, даваемые начальниками и вытекающие из законов государства.
За ущерб, причиненный государству, виновные служащие и должностные лица несут материальную ответственность перед Губернатором.
Деятельность субъектов хозяйственной жизни Ватикана жестко регламентирована Законом об экономической, торговой и профессиональной организации. Для совершения сделок по отчуждению имущества, находящегося на территории Ватикана, в т.ч. в порядке наследования по закону и по завещанию, необходимо разрешение Губернатора. Никто не может без разрешения Губернатора открыть склад, мастерскую или торговое предприятие. Торговая деятельность, связанная с ввозом в Ватикан или вывозом из него всяких материалов и товаров, полностью монополизирована государством. Частные лица могут их ввозить или вывозить только для целей и в количестве, предназначенных для личного потребления.
В Законе об общественной безопасности практически отсутствуют традиционные для современных конституций положения о гражданских и политических правах. Объясняется это во многом крайне незначительной численностью населения Ватикана, образующего как бы одну большую патриархальную семью, состоящую из кардиналов и папских чиновников. Закон, состоящий из 12 статей, строится по принципу: запрещено все, о чем говорится в Законе, если на это не получено разрешение Губернатора. Таким образом, запрещаются практически все активные действия в политической и социально-экономической сфере: объединения, собрания, что-либо печатать, фотографировать, заниматься профессией гида или переводчика, торговать вразнос. Разрешения или лицензии, выданные Губернатором или подчиненными ему органами на занятие какой-либо деятельностью, могут быть ограничены различными условиями и сроками, которые будут признаны целесообразными. Они могут быть в любое время отменены без возмещения.
Статья 1, по существу, единственная статья всех шести конституционных актов, формулирующая обязанности государства перед гражданами, возлагает на Губернатора наблюдение за поддержанием общественного порядка, безопасностью граждан, неприкосновенностью их личности, охраной их собственности, защитой имущества и общественной гигиеной и нравственностью.
А.И.Гринберг,
кандидат юридических наук
Договор между Святым престолом и Королевством Италия от 11 февраля 1929 г.
Во Имя Пресвятой Троицы
На основании того, что
Святой престол и Королевство Италия признают необходимым устранить всякие причины существующих между ними разногласий, стремясь к окончательному урегулированию взаимных отношений в духе справедливости и достоинства обеих Высоких сторон, которые прочно гарантировали бы Святому престолу фактические и правовые условия абсолютной независимости в осуществлении его высокой миссии в мире, позволили бы Святому престолу самому окончательно и бесповоротно довести до разрешения "римский вопрос", возникший в 1870 году с присоединением Рима к Итальянскому королевству под династией Савойского Дома;
Святому престолу надлежит обеспечить абсолютную и явную независимость, гарантировать ему непререкаемый суверенитет и в области международных отношений, признано необходимым образовать путем особых формальностей Город Ватикан, признав за Святым престолом полную и исключительную собственность и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию. Границы Города указаны в Плане, который является Приложением I к настоящему Договору и его неотъемлемой частью.
Его Святейшейство, папа Пий ХI и Его Величество Виктор Эмануил III, король Италии решили заключить настоящий Договор, назначив с этой целью двух уполномоченных: со стороны Его Святейшества, Его Высокопреосвященство, кардинала Пьетро Гаспари, Государственного секретаря, а со стороны Его Величества, Его Превосходительство синьора Кавалера Бенито Муссолини, Премьер-Министра и Главу правительства, которые, обменявшись их соответствующими полномочиями и найдя их полностью соответствующими, согласовали следующие статьи.
Статья 1
Италия признает и подтверждает принцип, провозглашенный в статье 1 Королевского статута от 4 марта 1848 года, согласно которому католическая, апостолическая и римская религия является единственной религией государства.
Статья 2
Италия признает суверенитет Святого престола в области международных отношений как внутренне присущий его природе, в согласии с традициями и требованиями его всемирной миссии.
Статья 3
Италия признает за Святым престолом право полной и исключительной собственности, абсолютной власти и суверенной юрисдикции над Ватиканом, в том виде в каком он сейчас существует, со всем ему принадлежащим и полученным в виде пожертвований имуществом, рассматривая Город Ватикан подобным образом, исходя из специальных целей и порядка, вытекающих из настоящего Договора.
Остается, однако, установленным, что площадь Святого Петра, даже будучи частью Города Ватикан, продолжает оставаться открытой для публики и подчиняется силам полиции итальянских властей, которые, даже если они были направлены для охраны публичного отправления культа, останавливаются на парадной лестнице Собора и не поднимаются в Собор, чтобы не создавать напряжения, если только они не должны вмешаться по просьбе компетентной власти.
Когда Святой престол для своих особых целей решает временно закрыть свободный проход на площадь Святого Петра, представители итальянской власти, если они не были приглашены компетентной властью, остаются за внешней линией колоннады Бернини и ее продолжением.
Статья 4
Суверенитет и исключительная юрисдикция, которые Италия признает за Святым престолом над Ватиканом, означает, что в отношении него не допускается какое-либо вмешательство со стороны Итальянского правительства и какой-либо другой власти, кроме Святого престола.
Статья 5
Для осуществления установленного в предыдущей статье до вступления в силу настоящего Договора территория Города Ватикан должна, под покровительством Итальянского правительства, оставаться свободной от всяких обременений и возможных оккупаций.
Святой престол примет необходимые меры, чтобы закрыть подходы, огородив открытые места, ведущие к площади Святого Петра.
Считается согласованным, что в отношении существующей там недвижимости, принадлежащей институтам и религиозным учреждениям, Святой престол непосредственно, без участия Итальянского государства, предпримет необходимые меры для урегулирования отношений с ними.
Статья 6
Италия предпримет необходимые меры посредством заключения соглашений с заинтересованными учреждениями, чтобы Город Ватикан был обеспечен необходимым количеством воды.
Кроме этого, предусматривается железнодорожное сообщение Государства путем строительства железнодорожной станции в Городе Ватикан в месте, указанном на Плане (Приложение I), и посредством движения собственных транспортных средств Ватикана по итальянским железным дорогам.
Подобным же образом будут предприняты меры к установлению телеграфной, телефонной, радиотелеграфной, радиотелефонной и почтовой связи Города Ватикан непосредственно с другими государствами.
Наконец, предусматривается также координация между публичными службами.
Итальянское государство принимает на себя все расходы, вытекающие из вышеуказанного, в течение года с момента вступления в силу настоящего Договора.
Святой престол за свой счет предпримет меры к упорядочению существующих входов в Ватикан и других, которые он впоследствии решит открыть.
Между Святым престолом и Итальянским государством будут заключены соглашения о движении по территории последнего наземных и воздушных транспортных средств Города Ватикан.
Статья 7
Итальянское правительство обязуется не возводить новые строения на территории, окружающей Город Ватикан, которые стояли бы вблизи уже существующих, и предпринять с той же целью меры для частичного сноса последних от Порта Кавалледжери и вдоль улицы Аурелия и Ватиканского бульвара.
В соответствии с нормами международного права запрещаются автомобильное движение и всякого рода полеты над территорией Ватикана.
На площади Рустикучи и в прилежащей зоне Колоннады, на которую не распространяется экстерриториальность, предусмотренная статьей 15, всякие строительные и дорожные изменения, которые могут интересовать Город Ватикан, будут произведены по взаимному согласию.
Статья 8
Италия рассматривает папу как лицо священное и неприкосновенное, объявляет покушение на него, подстрекательство к причинению ему вреда действиями, наказуемыми так же, как покушение и подстрекательство к причинению вреда личности Короля.
Публичные оскорбления и ущерб, причиненный папе на территории Италии в устных и письменных выступлениях, действиях, наказываются так же, как оскорбления и ущерб, причиненные личности Короля.
Статья 9
В соответствии с нормами международного права суверенитету Святого престола подчинены все лица, имеющие постоянное место жительства в Городе Ватикан. Такое место жительства не утрачивается в силу простого факта временного проживания в другом месте, не связанного с утратой жилища в этом Городе или другими обстоятельствами, доказывающими оставление данного постоянного места жительства.
Если лица, упомянутые в предыдущем абзаце перестают подчиняться суверенитету Святого престола, то они, если положения итальянского законодательства, независимо от вышеуказанных обстоятельств, не рассматривают их как имеющих другое гражданство, будут считаться в Италии итальянскими гражданами.
К тем же лицам, которые подчинены суверенитету Святого престола, на территории Королевства Италия по вопросам, по которым должен применяться личный закон (если они не урегулированы нормами, издаваемыми Святым престолом), будут применяться нормы итальянского законодательства, а если речь идет о лицах, которые считаются имеющими другое гражданство, - законодательство государства, которому они принадлежат.
Статья 10
Высокопоставленные лица Церкви и лица, принадлежащие к папскому двору, которые будут указаны в списке, согласованном между Высокими договаривающимися сторонами, если даже они не являются гражданами Города Ватикан, будут всегда и во всех случаях освобождены от военной службы, службы в суде присяжных и от всяких налогов личного характера.
Это положение распространяется также на штатных служащих Святого престола, работающих на постоянной основе и с фиксированным окладом в учреждениях Святого престола, а также в ведомствах и учреждениях, указанных в статьях 13, 14, 15 и 16, находящихся вне Города Ватикан. Такие служащие будут указаны в другом списке, согласуемом помимо вышеуказанного, который будет ежегодно обновляться Святым престолом.
Духовные лица, которые по служебной необходимости участвуют в распространении актов Святого престола вне Города Ватикан, в силу этого обстоятельства ни в чем не затрудняют и не препятствуют проведению расследований со стороны итальянских властей.
Всякое иностранное лицо, назначенное на духовную должность в Риме, пользуется личными гарантиями, соответствующими гарантиям итальянских граждан, в силу законов Королевства.
Статья 11
Центральные учреждения Католической Церкви свободны от всякого вмешательства со стороны Итальянского государства (за исключением предписаний итальянских законов, касающихся моральных установлений), в том числе в отношении сделок с недвижимостью.
Статья 12
Италия признает за Святым престолом активное и пассивное право посольства согласно общим правилам международного права.
Посланники иностранных правительств при Святом престоле пользуются в Королевстве всеми привилегиями и иммунитетами, которые принадлежат дипломатическим представителям согласно международному праву, и их представительства могут продолжать оставаться на территории Италии, пользуясь своими иммунитетами согласно нормам международного права, даже если их государства не имеют дипломатических сношений с Италией.
Остается согласованным, что Италия обязуется всегда и при любых обстоятельствах сохранять свободу корреспонденции всех государств, включая воюющие, в Город Ватикан и обратно, а также свободный доступ епископов всего мира к апостольскому престолу.
Высокие договаривающиеся стороны обязались установить между собой нормальные дипломатические отношения путем аккредитации итальянского посла при Святом престоле и папского нунция в Италии, который будет дуайеном дипломатического корпуса согласно правовому обычаю, признанной актом Венского конгресса от 9 июня 1815 г.
На основании признаваемого суверенитета и без ущерба для предписаний статьи 19 дипломаты Святого престола и курьеры, направленные от имени папы, пользуются на итальянской территории, так же как и во время войны, тем же обращением, что и дипломаты и дипломатические курьеры других иностранных правительств согласно нормам международного права.
Статья 13
Италия признает за Святым престолом полную собственность на патриархальные соборы Сан Джованни в Латерано, Санта Мария Маджоре и Сан Паоло со всеми примыкающими к ним постройками (Приложение II, 1, 2 и 3).
Государство передает Святому престолу в свободное управление указанный собор Сан Паоло и пристройку Монастеро, одновременно направляя Святому престолу средства, соответствующие суммам, ежегодно перечисляемым на баланс Министерства образования для указанного собора.
Остается равным образом согласованным, что Святой престол является полным собственником здания Святого Каллисто возле Святой Марии в Трастевере (Приложение II, 9).
Статья 14
Италия признает за Святым престолом полную собственность папского дворца Кастель Гондольфо со всем оборудованием, хозяйственными помещениями и прилегающими пристройками (Приложение II, 4), которые уже находятся во владении Святого престола, а также обязуется передать ему также в полную собственность в течение шести месяцев после вступления в силу настоящего Договора виллу Барберини в Кастель Гондольфо со всем оборудованием, хозяйственными помещениями и прилегающими постройками.
Для того, чтобы объединить недвижимое имущество, расположенное в северном крыле Колле Джаниколенсе, принадлежащее Святой Конгрегации Пропаганды Веры и другим церковным учреждениям, обращенным на ватиканские дворцы, государство обязуется передать Святому престолу или учреждениям, которые им будут указаны, находящуюся в этой зоне недвижимую собственность государства или третьих лиц.
Наконец, Италия передает Святому престолу в полную собственность бывшие монастырские здания в Риме, примыкающие к Собору двенадцати святых апостолов и церквям Сан Андреа делла Валле и Сан Карло ай Катинари со всеми пристройками и служебными помещениями (Приложение III, 3, 4 и 5), и обязуется освободить их от пользователей в течение года с момента вступления в силу настоящего Договора.
Статья 15
Объекты недвижимости, указанные в статье 13 и в абзацах 1 и 2 статьи 14, а также дворцы Датариа, Канчеллериа, Пропаганды Веры на Площади Испании, дворец Сант Оффицио и окрестности, дворец Конвертенди (ныне Конгрегации для Восточной церкви) на площади Скоссавали, дворец Викариато (Приложение II, 6, 7, 8, 10 и 11) и другие здания, в которых Святой престол решит в будущем разместить другие свои учреждения, несмотря на то, что они расположены на территории Итальянского государства, будут пользоваться иммунитетами, признаваемыми международным правом за помещениями дипломатических представителей иностранных государств.
Такие же иммунитеты распространяются на другие церкви, расположенные вне Рима, на время, когда в них, без открытия для публики, совершается церемония.
Статья 16
Все недвижимые объекты, указанные в трех предыдущих статьях, а также входящие в здания трех следующих церковных институтов: Грегорианский унив