Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Русское. Крестьянское. Деревянное.2014-12-13 13:30:50 (читать в оригинале)Недавно удалось вырваться из цепких лап нашей нерезиновой столицы и посетить Новый Иерусалим и окрестности. Блог-тур организовали Администрация Московской области совместно с сообществом "Наше Подмосковье" в социальных сетях (ссылка на "Наше Подмосковье" в конце поста). Будет два поста, так как тем было несколько. По приезду мы отправились не в сам монастырь и не в новое здание музейно-выставочного комплекса, а в отдел деревянного зодчества при музее "Новый Иерусалим". Отдел деревянного зодчества небольшой - всего три объекта, однако экскурсовод способна долго и интересно рассказывать о том, что и как и зачем. Обо всём, что запомнилось, по порядку. Итак, в отделе деревянного зодчества три объекта: - часовня из села Сокольники Чеховского района Московской области (XVIII век) - крестьянская усадьба Кокорина из деревни Выхино Люберецкого района Московской области - ветряная мельница из села Кочемлево Кашинского района Тверской области (2-я половина XIX века) Часовню обошли стороной - не думаю, что внутри в советское время при перевозке было сохранено убранство, а внешне она очень даже хорошо выглядит. А вот в крестьянскую усадьбу зашли "надолго". :-) Крестьянская изба в своё время принадлежала зажиточному крестьянину, а потому была больше "стандартных" для любой деревни. В рамках подворья жилой дом занимал одну часть двора и строился по определённому русскому фэншую, остальные три стороны двора занимали амбары, кладовки, курятники, конюшня, тележечная (гараж по-нашему) и ворота во двор. Входа в дом было два - один парадно-выходной на улицу и один во двор. После входа в дом через любую из двух дверей человек попадал в сени. В сенях этого дома сидит специальная тётенька, которая проверяет билеты, - раньше таких даже у зажиточных крестьян не было. Тут же представлены "образцы продукции" и "орудия труда". В чём заключалось разделение труда на Руси в деревне? Правильный ответ парадоксален, но это факт. Мальчики примерно с 10 лет садились плести из лыка: лапти, корзины, короба и прочее и прочее. Работа на усидчивость и очень нудная и нужная. Одних лаптей нужно было наплести за год не меньше 50-60 на каждого члена семьи - при бережной эксплуатации лапти приходили в полную негодность за неделю. А ещё нужно было всяких ёмкостей для хранения изготовить да по возможности на продажу чего-нибудь. Кстати, отсюда и выражение про сильно пьяных - "да он лыка не вяжет", так как и трезвым-то не очень легко лапти в промышленных масштабах плести, а пьяный наплетёт... Девочки же с 10 лет таскали воду из ближайшего источника - родника, реки, озера... Таскали они воду вот такими вёдрами на коромысле. Коромысло и каждое ведро по 2-3 кг + по 10 литров воды в каждом ведре - и так много раз за день на речку и обратно. От этого у девушек к моменту замужества (а оно случалось обычно в районе 16 лет) вырабатывалась т.н. "лебединая походка" - специальная лёгкая неспешная походка, чтобы не разлить воду. Принести пол-ведра воды было позором. Также девочки пряли и ткали - обычно в зажиточных семьях, так как места в более бедных семьях для прядильных и ткацких принадлежностей попросту не было. Надо отметить, что зажиточных крестьян на деревню или село было 1-2 семьи и только они могли позволить себе светлую горницу. Об этом уникальном помещении расскажу чуть подробнее. Во-первых, в горницах проходили множество праздников, а также сватовство. При этом владелец дома часто сдавал горницу "в аренду" для проведения праздников более бедными семьями, у которых горниц не было. Арендные платежи были неплохой прибавкой к бюджету семьи. Во-вторых, в горницах проводились народные гуляния молодежи, знакомство, девичьи гадания. На это дело людей тоже пускали за определённую плату - в натуральном виде обычно. Получался такой вот деревенский коворкинг. :-) В-третьих, после свадьбы молодых оставляли в горнице на ночь. Свадьбы обычно гуляли в октябре, на улице было уже холодно, горница не отапливалась, а потому, как правило, молодые находили единственный вариант согреться и через 9 месяцев в семье было пополнение. Опять же половое обучение шло, видимо, семимильными шагами - ночи в октябре уже некороткие... :-) С другой стороны от сеней была кухня. На кухне мужчине было делать нечего. Было только два исключения: принести дров и помыться. Русская печь всегда была многофункциональным устройством. Во-первых, женщины всегда рано утром готовили еду на всю семью на весь день. Потом вся эта еда в горшках и чугунках стояла в печи и практически не остывала до ужина. Во-вторых, вечером, когда более взрослые члены семьи возвращались домой с работ, им нужно было помыться. Мылись так: растапливали печь, выгребали золу, залазили внутрь и потели. Сауна по-русски. Баня у зажиточных обычно была, но находилась далеко от дома (чтобы дом и двор не сгорели от случайной искры), а потому топилась только по праздникам. Ну и главным помещением в доме была, собственно, единственная жилая комната. Никаких разговоров о том, чтобы каждому ребёнку было по отдельной комнате, конечно тогда не могло и быть. В этой комнате жилы ВСЕ члены семьи и их гости (!). Главным в комнате был "красный угол", в котором на специальной полочке располагалась икона, пара лавок и обеденный стол. Именно на эти лавки и укладывались почётные и уважаемые гости - это были в доме самые важные места. В противоположном от "красного угла" стояла печь - основной и важнейший элемент дома. На печи спали бабушка с дедушкой и старшие дети. На лавках при печи (тоже в тепле) спали младшие дети. Оставшиеся члены семьи или гости спали на сундуках с добром, нажитым вполне себе непосильным трудом. Родители спали в отдельном углу на полутораспальной в нынешней терминологии кровати. Правда, люди тогда были помельче из-за больших физических нагрузок и относительно плохого питания (относительно нынешнего питания, ага). Люлька вешалась всегда над тем местом, на котором легла кошка, которую запустили в дом при его заселении после постройки. Это считалось самое благополучное, защищённое от злых духов место в доме. В отличии от обычного крестьянина у зажиточного гараж был и побольше и "погуще" - в нём присутствовали и колёсные и санные транспортные средства. Во дворе также была конюшня - в данном случае на две лошади... ...и множество амбаров и всяких курятников. На открытой местности, открытой всем ветрам стоит мельница. К сожалению, внутрь мы попасть не смогли, но. говорят, летом это будет уже возможно. В связи с тем, что из-за колебаний валютных курсов, многие отменяют поездки за пределы нашей Родины, можно спокойно съездить на некоторое время в тур по Подмосковью, в том числе посетив Новый Иерусалим и посмотрев в числе прочих объектов и мельницу. Здание мельницы по тем временам было очень даже небоскрёбом - нынешние 5 этажей жилого дома были совсем не пределом для мельницостроения. А с часовни, которая завершает пост, на самом деле начинается отдел деревянного зодчества. Мои искренние благодарности организаторам пресс-тура. Посты других участников этого и других пресс-туров можно найти в ЖЖ "Наше Подмосковье". Покупайте российское, путешествуйте по России - мест интересных у нас множество, не в последнюю очередь в Подмосковье. :-))) ЗЫ. Некоторые фотки потырены у участников блог-тура dervishv, kladez-zolota, tesey - они подписаны. :-)
|
Категория «Актеры»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.