Сегодня 23 декабря, понедельник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Пингвинутый на всю голову
Пингвинутый на всю голову
Голосов: 1
Адрес блога: http://abpaximov.livejournal.com/
Добавлен: 2008-02-19 16:31:23
 

Русское. Крестьянское. Деревянное.

2014-12-13 13:30:50 (читать в оригинале)

Недавно удалось вырваться из цепких лап нашей нерезиновой столицы и посетить Новый Иерусалим и окрестности. Блог-тур организовали Администрация Московской области совместно с сообществом "Наше Подмосковье" в социальных сетях (ссылка на "Наше Подмосковье" в конце поста).

Будет два поста, так как тем было несколько. По приезду мы отправились не в сам монастырь и не в новое здание музейно-выставочного комплекса, а в отдел деревянного зодчества при музее "Новый Иерусалим".

Отдел деревянного зодчества небольшой - всего три объекта, однако экскурсовод способна долго и интересно рассказывать о том, что и как и зачем. Обо всём, что запомнилось, по порядку.

Итак, в отделе деревянного зодчества три объекта:
- часовня из села Сокольники Чеховского района Московской области (XVIII век)
- крестьянская усадьба Кокорина из деревни Выхино Люберецкого района Московской области
- ветряная мельница из села Кочемлево Кашинского района Тверской области (2-я половина XIX века)

Часовню обошли стороной - не думаю, что внутри в советское время при перевозке было сохранено убранство, а внешне она очень даже хорошо выглядит.

А вот в крестьянскую усадьбу зашли "надолго". :-)

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


Крестьянская изба в своё время принадлежала зажиточному крестьянину, а потому была больше "стандартных" для любой деревни. В рамках подворья жилой дом занимал одну часть двора и строился по определённому русскому фэншую, остальные три стороны двора занимали амбары, кладовки, курятники, конюшня, тележечная (гараж по-нашему) и ворота во двор. Входа в дом было два - один парадно-выходной на улицу и один во двор.

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


После входа в дом через любую из двух дверей человек попадал в сени. В сенях этого дома сидит специальная тётенька, которая проверяет билеты, - раньше таких даже у зажиточных крестьян не было. Тут же представлены "образцы продукции" и "орудия труда".

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


В чём заключалось разделение труда на Руси в деревне? Правильный ответ парадоксален, но это факт.
Мальчики примерно с 10 лет садились плести из лыка: лапти, корзины, короба и прочее и прочее. Работа на усидчивость и очень нудная и нужная. Одних лаптей нужно было наплести за год не меньше 50-60 на каждого члена семьи - при бережной эксплуатации лапти приходили в полную негодность за неделю. А ещё нужно было всяких ёмкостей для хранения изготовить да по возможности на продажу чего-нибудь.
Кстати, отсюда и выражение про сильно пьяных - "да он лыка не вяжет", так как и трезвым-то не очень легко лапти в промышленных масштабах плести, а пьяный наплетёт...

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


Девочки же с 10 лет таскали воду из ближайшего источника - родника, реки, озера... Таскали они воду вот такими вёдрами на коромысле. Коромысло и каждое ведро по 2-3 кг + по 10 литров воды в каждом ведре - и так много раз за день на речку и обратно. От этого у девушек к моменту замужества (а оно случалось обычно в районе 16 лет) вырабатывалась т.н. "лебединая походка" - специальная лёгкая неспешная походка, чтобы не разлить воду. Принести пол-ведра воды было позором.

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


Также девочки пряли и ткали - обычно в зажиточных семьях, так как места в более бедных семьях для прядильных и ткацких принадлежностей попросту не было.

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


Надо отметить, что зажиточных крестьян на деревню или село было 1-2 семьи и только они могли позволить себе светлую горницу. Об этом уникальном помещении расскажу чуть подробнее.
Во-первых, в горницах проходили множество праздников, а также сватовство. При этом владелец дома часто сдавал горницу "в аренду" для проведения праздников более бедными семьями, у которых горниц не было. Арендные платежи были неплохой прибавкой к бюджету семьи.
Во-вторых, в горницах проводились народные гуляния молодежи, знакомство, девичьи гадания. На это дело людей тоже пускали за определённую плату - в натуральном виде обычно. Получался такой вот деревенский коворкинг. :-)
В-третьих, после свадьбы молодых оставляли в горнице на ночь. Свадьбы обычно гуляли в октябре, на улице было уже холодно, горница не отапливалась, а потому, как правило, молодые находили единственный вариант согреться и через 9 месяцев в семье было пополнение. Опять же половое обучение шло, видимо, семимильными шагами - ночи в октябре уже некороткие... :-)

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


С другой стороны от сеней была кухня. На кухне мужчине было делать нечего. Было только два исключения: принести дров и помыться.
Русская печь всегда была многофункциональным устройством.
Во-первых, женщины всегда рано утром готовили еду на всю семью на весь день. Потом вся эта еда в горшках и чугунках стояла в печи и практически не остывала до ужина.
Во-вторых, вечером, когда более взрослые члены семьи возвращались домой с работ, им нужно было помыться. Мылись так: растапливали печь, выгребали золу, залазили внутрь и потели. Сауна по-русски. Баня у зажиточных обычно была, но находилась далеко от дома (чтобы дом и двор не сгорели от случайной искры), а потому топилась только по праздникам.

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


Ну и главным помещением в доме была, собственно, единственная жилая комната. Никаких разговоров о том, чтобы каждому ребёнку было по отдельной комнате, конечно тогда не могло и быть. В этой комнате жилы ВСЕ члены семьи и их гости (!).
Главным в комнате был "красный угол", в котором на специальной полочке располагалась икона, пара лавок и обеденный стол. Именно на эти лавки и укладывались почётные и уважаемые гости - это были в доме самые важные места.

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


В противоположном от "красного угла" стояла печь - основной и важнейший элемент дома.
На печи спали бабушка с дедушкой и старшие дети. На лавках при печи (тоже в тепле) спали младшие дети. Оставшиеся члены семьи или гости спали на сундуках с добром, нажитым вполне себе непосильным трудом.

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


Родители спали в отдельном углу на полутораспальной в нынешней терминологии кровати. Правда, люди тогда были помельче из-за больших физических нагрузок и относительно плохого питания (относительно нынешнего питания, ага).
Люлька вешалась всегда над тем местом, на котором легла кошка, которую запустили в дом при его заселении после постройки. Это считалось самое благополучное, защищённое от злых духов место в доме.

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


В отличии от обычного крестьянина у зажиточного гараж был и побольше и "погуще" - в нём присутствовали и колёсные и санные транспортные средства.

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


Во дворе также была конюшня - в данном случае на две лошади...

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


...и множество амбаров и всяких курятников.

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


На открытой местности, открытой всем ветрам стоит мельница. К сожалению, внутрь мы попасть не смогли, но. говорят, летом это будет уже возможно. В связи с тем, что из-за колебаний валютных курсов, многие отменяют поездки за пределы нашей Родины, можно спокойно съездить на некоторое время в тур по Подмосковью, в том числе посетив Новый Иерусалим и посмотрев в числе прочих объектов и мельницу.

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


Здание мельницы по тем временам было очень даже небоскрёбом - нынешние 5 этажей жилого дома были совсем не пределом для мельницостроения.

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области


А с часовни, которая завершает пост, на самом деле начинается отдел деревянного зодчества.

Новый Иерусалим вместе с сообществом Наше Подмосковье и Администрацией Московской области



Мои искренние благодарности организаторам пресс-тура. Посты других участников этого и других пресс-туров можно найти в ЖЖ "userinfoНаше Подмосковье".
Покупайте российское, путешествуйте по России - мест интересных у нас множество, не в последнюю очередь в Подмосковье. :-)))

ЗЫ. Некоторые фотки потырены у участников блог-тура userinfodervishv, userinfokladez-zolota, userinfotesey - они подписаны. :-)

Тэги: архитектура, история, московская, область, пресс-тур, россия

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.