Перекресток Кармы ( Мэтью Рикар)
2012-12-31 23:46:59 (читать в оригинале)
Сегодня подарок для всех нас. Одно из самых интересных интервью с Мэтью Рикаром, которое было опубликовано в журнале Tricycle.
Согласно законам кармы, тот выбор который мы делаем в каждый конкретный момент определяет нашу судьбу. Мэтью Рикар предлагает несколько полезных советов по работе с кармой на пути к настоящему счастью.
Мэтью родился в 1946 году, во Франции и получил образование как молекулярный биолог в престижном университете «Institute Pasteur» прежде чем сменил свой рабочий халат на одеяния тибетского монаха в 1972 году. В 1975 , Рикар стал учеником знаменитого Мастера Дилго Кхьенце Ринпоче и путешествовал вместе с ним по таким странам как Бутан, Индия, Непал, и Тибет до его кончины в 1991 году. Автор нескольких книг, включая «Квант, Лотус и Счастье: гид по развитию самых важных способностей в Жизни», сегодня Мэтью живет в Шечен монастыре в Непале. В ходе его последнего визита в Нью Йорк, Мэтью Рикар ответил на несколько вопросов о карме для Марка Магилла - журналиста Tricycle.
Tricycle: Многие люди вспоминают о карме задаваясь вопросом вроде «Чем я это заслужил?». В их понимании это судьба или некая «космическая справедливость».
Мэтью Рикар: Этот взгляд на карму свойственен традиции Иудаизма и Христианства. В буддизме нет такого понятия внешнего фактора, который бы судил бы наши действия и наказывал или поощрял бы нас.
Т: Каково же понимание кармы в Буддизме?
МР: В разные моменты нашей жизни мы находимся на перекрестках дорог. Мы плоды нашего прошлого и архитекторы нашего будущего. Мы задаемся вопросом: «Почему это случилось со мной?» из-за нашего узкого взгляда на вещи. Если мы бросим камень в воздух и забудем о нем, он окажется на нашей голове и нам не стоит жаловаться, хотя мы обычно именно так и делаем. Мы привыкли думать, что чтобы с нами не происходило, это ни как не связанно с нашими действиями. Мы можем задаваться вопросом, почему это с нами случилось, но куда важнее вопрос – Что мы будем с этим делать дальше?
Если вы хотите узнать свое прошлое – посмотрите на свое сегодняшнее состояние дел. Если вы хотите узнать свое будущее – посмотрите что твориться у вас в голове. Если мы знаем, что наша судьба в наших руках – тогда качество наших поступков становится главным критерием. Смысл кармы в том, чтобы осознать как наши поступки определяют наше будущее, чтобы начать действовать и поступать должным образом. Это не просто космический или философский вопрос. Он абсолютно практичный. Основной задачей является то, как не повторять ошибки.
Т: Так все же, что такое карма?
МР: Это особый аспект закона о причине и следствии, который имеет непосредственное отношение к нашему опыту восприятия счастья и страданий, и который полностью зависит от нашей мотивации. Когда мы начинаем участвовать в каком-либо действии, не важно как это проявляется, важно чем мы мотивируем свое участие в этом.
Мы не можем полностью предусмотреть последствия наших действий. Но мы в ответе за причины, по которым мы вовлекаемся в действие. Именно нам решать, хотим ли мы принести страдание или пользу. Никто не может сказать, что мы не отвечаем за свою мотивацию, если только мы не безумны и не можем оценить это. Поступок мотивированный альтруистическим намерением ума – этичен, не важно как он при этом выглядит со стороны. А поступок, мотивированный желанием причинить вред – неэтичен, как бы он не выглядел.
Это является основным пониманием этики. Если мы не соотносим наши поступки с мотивацией, мы никогда не узнаем, что правильно, а что нет. С точки зрения буддизма, мы определяем, что правильно, а что ошибочно в зависимости от того, что приводит к счастью или к страданиям. Это не идеализированная догма о чем-то или о ком-то хорошем или плохом, сидящем где-то там во вселенной.
Т: А что вы скажете о заблуждении?
МР: Мы можем заблуждаться в понимании мира и природы счастья и страдания, но кто угодно в независимости от заблуждений, обладает способностями оценить свои поступки с точки зрения источника побуждений альтруистических или недоброжелательных.
Т: Что делать если ваши намерения благие, а последствия вредоносны?
МР: Тут наше неведение и волнения пересекаются с нашими альтруистическими поступками. Вот для этого нам и нужна мудрость. Будда говорил, что те, кто полностью реализовали пустоту – лучше всего видят. Другими словами, они видят, что необходимо сделать, а чего следует избежать. Мы можем выбрать правильные средства для решения проблемы потому как можем предусмотреть, что может случиться. Потому мы и говорим, что суть учения Будды – единство сострадания и мудрости, взгляд независимый и необремененный . Альтруистическое восприятие – жертвенно. И оно не запутано само по себе. Но без мудрости, мы можем поступать со скрытым излишним состраданием или глупым образом.
Т: Как же тогда оценивать свою мотивацию?
МР: Всегда можно задать себе вопрос – насколько мои действия мотивированны моими эгоцентричными потребностями? Действительно ли я поступаю из благородных соображений и из-за любви? Именно потому, осознанность и контроль своих намерений и действий в течении каждого дня очень важна. Это то, что абсолютно верно, по крайней мере вначале и в наших силах практиковать это ежедневно.
А далее, развивая в себе чувство любви, доброты и сострадания на постоянной основе, мы можем обеспечить чистоту помыслов и альтруистический настрой. Как я уже сказал, без самоанализа, мы рискуем развить какую-то бездумное чувство сострадания, потому как мы будем не разборчивы. И опять, здесь мы видим, что сострадание и мудрость должны идти рука об руку.
Т: Вы в прошлом ученый. Что убедило вас в существовании кармы?
МР: Во-первых, мы обычно рассматриваем реальность очень узко, лишь с одной точки зрения. У нас у всех есть некий опыт, который мы можем изучать самостоятельно. Что явилось результатом злости, ненависти, зависти и так далее? Мы должны быть предельно честными сами с собой, чтобы прийти к глубокому пониманию причин. И хотя, существуют убедительные свидетельства касательно воспоминаний прошлых жизней – например те сотни случаев, которые были изучены профессором Яном Стивенсоном, убеждающие научное сообщество в необходимости более глубокого изучения и получению более достоверных доказательств.
Есть три типа достоверных доказательств, которые признаются в учении Будды. Первое из них – прямое свидетельство. Например, когда вы видите огонь, вы точно знаете что это огонь. Второе доказательство – это вмешательство. Когда вы видите дым, вы точно знаете, что если поищите, то найдете пламя. Первые два примера относятся к очевидным и частично скрытым доказательствам. В то же время существует еще и третий тип – доказательства скрытые, вне наших возможностей понимания и познания.
В случае очень скрытого, не понятного феномена, мы должны полагаться на достоверные свидетельства полученные от других. Это вовсе не означает, что мы должны принимать на веру все, что говорят нам другие. Но в случае с Буддой, мы можем измерять все его поведением, его учением или каким-либо другим аспектом его жизни. Если Будда со всех сторон точен и верен, почему в какой-то момент он должен вдруг стать слабо-вольным желая нас одурачить или ввести в заблуждение? Куда более вероятно, что эта личность (Будда) – с его многочисленными достоинствами, которые мы можем оценить и свидетельствовать – дает нам достоверное свидетельство описывая законы кармы.
Вы можете сейчас решить, что это слепая вера. Но когда мы рассуждаем о «Теории Большого взрыва» или о частицах и электронах, что же мы на самом деле делаем? Мы полагаемся на свидетельства некоторого числа ученых, потому как верим что определенное число ученых не может одновременно ошибаться. Так, что если они в определенный момент приходят к согласию между собой, мы можем считать, что нам предоставляется действительное описание законов природы. И мы говорим: «Ну ладно, видимо так оно и есть». У них может быть не совсем совершенное знание, но мы соглашаемся с тем что они не могут принципиально врать или выдумывать вещи из воздуха. Мы верим, что у них есть веские причины для их выводов, которые мы пока не можем сами понять. Но мы могли бы прийти к пониманию того, о чем они говорят если бы посвятили лет 10 изучению математики и физики.
Подобно этому и Будда никогда не говорил: «Это тайна, которая всегда будет за пределами вашего понимания. Забудьте об этом. Вам просто надо принять это». Напротив, он говорил «Не принимайте на веру ничего из того что я говорю, просто потому, что это Я говорю. Вы можете уважать мое мнение, но сделайте все возможное чтобы понять это самим.Тем временем, это то, что я понял благодаря своему опыту. У растений нет ума. Живые существа же наделены разумом. И существует карма. Я это выяснил. Вы можете узнать то же самое. Вам просто надо приложить усилия, чтобы стать Буддой».
Т: В нашей западной культуре необходимость принятия ответственности за свою судьбу, вызывает неприятие, по крайней мере в том понимании ответственности, которое предлагает Буддизм.
МР: Этот вопрос во многом связан с природой сознания. Если сознание полностью происходит от ума, тогда мы можем забыть о существовании кармы. Вне контекста прошлых и будущих воплощений карма была бы ограниченна кратковременными последствиями наших действий.
Но, если сознание не до конца зависит от физической составляющей, то в таком случае мы можем рассматривать его в более широком смысле. Тогда вы можете рассматривать прошлые воплощения, допуская их существование и возможный отпечаток который они накладывают на наше сознание. Как они воздействуют на наше сегодняшнее сознание и наше восприятие счастья и страдания в нашей жизни?
Т: Как может человек отстраняться от неудачи другого, говоря «Ох, ну это его карма, потому что он сделал то-то и то-то»?
МР: Мы можем сказать, что суть и природа нашего сегодняшнего опыта – результат наших прошлых поступков. Но мы не можем полностью и с уверенностью описать какие именно на то были или есть причины. Именно поэтому, мы и говорим, что обычные существа не могут судить себе подобных. Только просветленные личности могут увидеть глубокую, истинную причину в поступках другого.
С точки зрения кармы, очень важно для нас понимать, что наше человеческое существование уже результат очень позитивных поступков в прошлом. И оно дано нам не спроста, тот факт что мы существуем в человеческом обличие не произошло случайно…. Мы уже накопили устремления, которые и привели нас к этому воплощению в человеческом облике, для того, чтобы наши страдания привили нам желание освободится. Потому мы и говорим, что человеческая жизнь словно еда, после сотни дней голода. Понимание кармы – ключевой элемент в направлен на развитие благодарности за уникальную возможность быть человеком, нежели принимать это как должное. Важно понимать, что такое карма, чтобы ценить уникальную возможность быть человеком нежели принимать это как само собой разумеющееся. Именно это может побудить нас к позитивным поступкам.
Т: А позитивные действия будут иметь какое-либо воздействие на опыт нашего сознания?
МР: Как я уже сказал мы архитекторы своего будущего. Мы полностью отвечаем за то, какое перерождение мы получим и в каком физическом состоянии мы будем прибывать. С одной стороны, вы можете сказать, что нам не следует пренебрегать силой ума, потому как разум которым мы наделены сейчас, вне зависимости от его настроения будь то алтруистическое или эгоцентричное, будет влиять на восприятие мира и наше понимание счастья и страдания в будущем.
Давайте рассмотрим классический пример стакана с водой. Человек рассматривает стакан воды как возможность, что-то выпить. Голодное привидение будет видеть это как сосуд с гноем и кровью. Существо божественной природы увидет это как амброзию. Разные виды сознания по разному воспринимают одно и тоже явление. Это же относится к коллективной карме – похожие сознания из-за прошлых поступков. Но наша индивидуальная карма является причиной того, как по разному мы воспринимаем одно и то же явление.
Т: Значит дело и в том, что необходимо изменить наше восприятие?
МР: Дело в том, что необходимо очистить наше восприятие. Если вы поглощены ненавистью, то вы все воспринимаете через призму ненависти. Вы можете быть окружены добрыми и прекрасными людьми в красивом и здоровом месте, но ваш ум полный ненависти не позволит вам наслаждаться этим, и мир будет казаться мертвым и ненавистным местом.
Следовательно, здесь важно значение тренировок ума. Наши черты – то как мы относимся к миру и нашему уму – результат накопления бесконечного числа мыслей и эмоций. Перерабатывая содержание этих мыслей и эмоций, взращивая полезные состояния ума – такие как альтруистическая любовь и сострадание и используя противоядие против страдающего ума, против враждебности, одержимости и зависти, когда мы постепенно изменяем наши привычки в тоже самое время мы приобретаем новые способности.
Т: Как очищение влияет на нашу будущую карму?
МР: Мы можем использовать очищение для внедрения в сознание негативной кармы прежде чем она созреет. Причина, по которой мы можем изменить последствия заключается в том, что нет ничего постоянного. На все есть причины и следствия. Плоды кармы зависят от причин и условий. Которые по своей сути не постоянны, и взаимозависимы. Поэтому вы всегда можете реагировать на что-либо вплоть до момента, когда действие уже произошло. Конечно, если вы уже получили «плод» вашей кармы – действовать уже поздно. Но в процесс его «созревания» вы всегда можете вмешаться.
Представьте что вы бросаете смесь семян на землю. Половина из них ядовиты а другие – фрукты и цветы. Если условия благоприятны – земля влажная и есть солнечное тепло – все семена взойдут и вырастут плоды, если вы не будете этому мешать. Но если вы будете следить за их ростом, то на раннем этапе сможете отделить ядовитые растения и помочь вырасти полезным, следовательно результат будет лучшим, чем от того, который мог бы быть без вашего участия.
Мы используем так называемые «четыре силы» чтобы точечно вмешиваться в негативную карму прежде чем она принесет свои плоды. Первой силой является способность распознать и признать то, что мы причиняем какой либо вред. Потом, признавая наносимый вред, мы сожалеем о содеянном. Сожаление может стать средством, чтобы осознать наши ошибки и впредь не совершать их. И напротив, вина, являющаяся продуктом пессимистичного взгляда на вещи и на нас самих, не приносит нужного результата. Следующей силой будет заняться таким видом практики, который бы помог искоренить причину нашего участия в негативных действиях. Медитация, которая приводит к мудрости крайне полезна, а именно, полезна для понимания причин нашего беспокойства и понимания истинной природы реальности. Четвертая сила – выработать намерение больше не повторять подобных действий.
Т: Значит, опять, все сводиться к мотивации и поступкам.
МР: Альтруистическая мотивация создает позитивные тенденции и восприятие. Она также очищает нашу карму. Когда мы очищаем наше видение, мы все более глубоко видим природу взаимозависимости, пустотности существования и истинную природу реальности. Это и есть чистое видение. Именно оно позволит нам изменить то, как мы воспринимаем мир.
Законы кармы !
Карма определенна: Поступок всегда будет иметь последствия, если не встретит на своем пути преграды. Позитивные действия приводят к счастью. Негативные к страданию.
Карма имеет способность увеличивается: Как из маленького семечка может появится огромное ветвистое дерево, так и семена позитивной и негативной кармы увеличивают свой потенциал, если им ничего не мешает. Позитивные «результаты» могут быть испорчены проявлением злости, ненависти и других негативных действий. Но, негативные последствия могут быть очищены.
Карма ограничена: Кармические последствия могут быть пережиты только тем, кто создал причину для этого опыта.
Карма не может потеряться: Кармические зерна не могут потерять своей силы по собственному желанию. Без очищения и прекращения негативных действий кармические зерна не потеряют свой потенциал. Они будут обладать возможностью принести нам страдание тогда, когда для этого будут созданы обстоятельства . (с)