Работа предполагает частое общение с директорами и собственниками различных транспортных компаний. Общаясь с ними, я узнаю весьма интересные подробности, которые меня, мягко говоря, удивляют и поражают.
Транспортная компания со своим автопарком, удовлетворяющая потребности клиентов в транспорте как собственными, так и наёмными машинами.Диспетчера, осуществляющие поиск наёмного транспорта, регулярно говорят о том, что не могут найти перевозчиков, согласных ехать с отсрочкой платежа более 10 банковских дней. Сотрудники, ищущие грузы для собственных машин, не могут найти загрузки с отсрочкой менее 15 дней. Нет, есть такие посредники, которые предлагают загрузки с отсрочкой 3-5 банковских дней, но по факту оплата приходит не раньше, чем через всё те же 15 банковских дней.
Перевозчик с парком из 7 автопоездов.Подписывает все договоры не читая. Читать смысла не видит, так как всё равно условия стандартные и изменять их нельзя, а ездить надо.
Перевозчик с парком из 12 автомобилей самосвалов.Не оставляет себе никаких документов о выполненных перевозках, зато все договоры исключительно в подлинниках.
Транспортная компания с парком из 20 автомобилей.Отправляют все запрашиваемые диспетчерами документы, причём, даже такие, которые 98% перевозчиков предоставить не смогут.
Перевозчик с парком из 8 автомобилей.Заполняет "анкеты для службы безопасности" по 2-3 листа мелким шрифтом, соглашается на любые условия договоров.Список не полный, наименования, имена и фамилии не указаны намеренно. Нетрудно заметить, что есть одна черта, которая объединяет этих (как и подавляющее большинство остальных) перевозчиков -
все они ничем фактически не управляют. Их бизнес - быть придатками, исполнителями армии посредников, которые, на самом деле, без перевозчиков не значат ничего. НИЧЕГО.
Самое интересное то, что для исправления ситуации не надо совершать подвигов, бросаться под танк или с шашкой наголо бежать в атаку. Надо всего лишь проявить, можно сказать, политическую волю и принять
стратегическое решение - с сегодняшнего (завтрашнего) дня перевозки осуществляются только на условиях нашего договора.
Это как бросить курить - надо просто ясно понять, что больше курить ты не будешь, выкинуть пачку сигарет и зажигалку. Кстати, я бросил именно так, не прибегая ни к пластырям, ни к леденцам.
Когда я задаю вопрос о том, что мешает начать работать на приемлемых условиях, большинство отвечает, что тогда с ними никто работать не будет. Следующий мой вопрос: "А сколько раз вы предлагали выполнить перевозку на своих условиях?". Ответы несколько ожидаемы -
ни разу.
Я понимаю, что сейчас в стране не лучшее время для того, чтобы пытаться в корне переломить ситуацию на рынке грузовых автоперевозок, а посредники и грузовладельцы окончательно убедились в том, что перевозчики согласятся на всё, лишь бы им дали отвезти груз. Я прекрасно знаю, что в отрасли автомобильных грузоперевозок положение перевозчика весьма и весьма незавидное. Но если ничего не менять, то дальше будет только хуже.
Кстати, под переменами я имею ввиду и то, что как минимум половина перевозчиков должна покинуть рынок. Избыток подвижного состава неизбежно ведёт к демпингу, а наличие в рядах перевозчиков лиц, которые умеют управлять транспортным средством, но не умеют рулить бизнесом, сохраняет в грузоперевозках такие ненавистные профессионалам понятия как "обратка" и "догруз".
В борьбе обретёшь ты право своё.
Надо наконец осознать, что интересы перевозчиков не волнуют никого, кроме них самих, а значит, бороться надо перевозчикам.
Не будут посредники, а уж тем более грузовладельцы, задумываться о том, что ГСМ и запчасти дорожают и их в кредит уже не отпускают, что бесконтрольное уменьшение сроков доставки груза ведёт к авариями (что помимо существенного прямого убытка перевозчику обязывает его выплачивать стоимость повреждённого груза) и что у водителя, не спавшего ночь, физически нет возможности считать количество загружаемых ему в кузов коробок и мешком (а то и самому загружать и выгружать 20 тонн груза).
Им это не интересно. Пока они знают, что обязательно найдётся тот, кто подпишет любой, даже самый бредовый договор, ситуация не изменится.
В АТИ темы с призывами к повышению ставок и предложениями бойкотировать АТИ появляются как грибы после дождя.
Это сигнализирует о критическом падении ставок, а значит, грядёт закрытие большого числа транспортных компаний. Это уменьшит конкуренцию среди перевозчиков, в то время, как количество грузов в любом случае будет расти, так как экономика не может находиться в состоянии стагнации бесконечно - нижний предел будет достигнут, после чего произойдёт подъём производства и увеличение импорта.
Борьба за свои должна базироваться на принципах объединения, укрупнения и самоуважения. Совокупность этих принципов позволит не только успешно изменять реалии грузоперевозок, но и
фиксировать их, не позволяя ситуации откатываться к тому, что мы имеем сейчас.
Противники объединения.
Самый частый аргумент противников объединения перевозчиков: "Мы это уже проходили, колхоз ни к чему хорошему не приведёт". Это говорят люди, которые меняют мнимую свободу на полную зависимость от диспетчеров.
У таких людей объединение ассоциируется только с колхозом. Разумеется, это не так - ваши машины и прицепы останутся вашими, раскулачивания и коллективизации не будет. Объединение может существовать в различных форматах, например:
- укрупнение нескольких перевозчиков и создание собственной административной службы, занимающейся поиском клиентов, юридическим сопровождением, диспетчеризацией;
- создание ассоциации, целью которой является защита прав и интересов перевозчиков, вступить в которую может любой перевозчик, отвечающий требованиям ассоциации и согласный выполнять её условия;
Именно эти два варианта кажутся мне наиболее жизнеспособными. Не исключается также превращение первого варианта во второй.
У противников объединения и на это есть свой ответ: "Знаем мы все эти объединения - им бы лишь бы карманы набивать, а до перевозчиков им дела нет". Что ж, не спорю - полно людей, которые готовы поживиться за чужой счёт, но это не означает, что все такие. Помимо того, диспетчера прекрасно наживаются на перевозчиках, некоторые так вообще не оплачивают перевозки и исчезают с их деньгами, но критика посредников не такая яростная.
Вместо итога.
Объёмная запись получилась. Общий вывод - помните, что диспетчеров много, скорее всего, их даже больше, чем перевозчиков (точной статистики в России нет). Не бойтесь прекратить сотрудничать с диспетчером - именно благодаря этому страху их так много.