![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]()
Новый татарский учитель. Сингапурский вариант2011-10-13 14:26:18 (читать в оригинале)![]() ![]() Венера Кашфиевна Хайрутдинова, директор Центра образования №178, была одним из самых активных участников форума «Умная школа» Продолжаю рассказывать вам о своих поездках по регионам в рамках проекта «Умная школа». Когда в августе я провела этот форум в Москве, я клятвенно пообещала всем учителям, которые приехали ко мне, нанести ответные визиты и посмотреть на месте, как им живется и работается. Из Казани ко мне приехала мощная команда во главе с министром Альбертом Гильмутдиновым. Татарская делегация была одной из самых активных на всех воркшопах, и министр выглядел больше практиком, чем теоретиком. Благо, что, даже будучи уже в ранге министра, он около года проработал в обычной школе педагогом по физике. Гильмутдинов – вообще человек неугомонный. Постоянно хочет чему-то учиться и других учить. Учителей учить – это, как вы знаете, дело неблагодарное, потому что они сами кого хочешь научат, но, как мне показалось в Татарстане, это, скорее, стало получаться, чем наоборот. Хотя сказать, что реформы проходят гладко, было бы неправильно. Пока я находилась в Татарстане, мне приходило много писем от учителей, работающих в этом регионе. Основные упреки связаны с тем, что «учителя долгое время были в одних и тех же одеждах, обиженные и непонятные», а теперь им раздали по ноутбуку, наличие которого обязывает вести электронные журналы, а это – дополнительные полчаса-час времени в день. Очень много негатива по этому поводу. Но разве заполнение журналов от руки меньше времени занимает? Обрушившаяся лавина реформ многих явно застала врасплох. Тем более что Татарстан выбрал сингапурский путь, а он явно не рассчитан на слабых. Здесь учителям постоянно надо обновлять свои компетенции, сдавать ЕГЭ, конкурировать с молодыми, которые пришли в эту профессию, и делать многое из того, что советскому педагогу и в страшном сне не приснилось бы. В сферу образования в Татарстане вовлечено около 1 млн человек. Это и педагоги, и учащиеся, и родители. Республика является одним из пионеров внедрения технологий во все важные сферы жизни. Как я уже говорила, у 42 000 учителей теперь есть ноутбуки. В 1 500 школах установлен Wi-Fi. Однако не везде интернет работает одинаково быстро, и часто приходится бегать по коридорам, чтобы найти «правильное место». Электронные журналы и дневники уже не первый год внедрены повсеместно, так что осваивать их преподавателям приходится во внеурочное время. После прихода Альберта Гильмутдинова на пост министра образования и науки РТ республиканские бюджетные расходы на образование выросли в два раза – в этом году они составили 37 миллиардов рублей. А денег на закупку учебников для новых стандартов все равно не хватило: к началу учебного года школы республики оказались обеспечены всего на 30%. «За последнее время наши расходы на образование выросли в два раза, а цены на учебники – в четыре», – объясняет Гильмутдинов. Такой ситуации, по его мнению, «никакой бюджет не выдержит». ![]() Плоды всеобщей компьютеризации, которыми славится Татарстан. Первоклассникам они нравятся. Знаете, очень сложно защищать власть, тем более что гораздо легче ругать ее. Гильмутдинов хочет, чтобы было хорошо. Появились возможности для способных и желающих расти. Так что лес министр рубит с удовольствием, а от него, как известно, щепки летят. В этой связи мне очень понравился один момент. Мы встречались с педагогами. Принято считать, что на встречу с министром особо несогласных не зовут. Но даже если исходить из того, что на этой встрече все-таки были педагоги, которые находятся в лучшем положении по сравнению с остальными своими коллегами, тем интереснее то, что я услышала. В какой-то момент мы наконец заговорили о том, как учить детей таким образом, чтобы было интересно. По опыту скажу, что эта тема всегда всплывает последней, потому что зарплаты, статус и сопротивление реформам обычно предвосхищают разговор о главном. ![]() Альберт Гильмутдинов со своим лазерным мечом ![]() Так вот, про главное. Педагог по литературе Владимир Подовалов, которому явно за 50, на мой вопрос, как увлечь сегодняшних детей литературой, которую преподают в школе, на примере Катерины из пьесы «Гроза» показал, что предлагает своим ученикам изображать и обсуждать ее в самых разных формах видеоинсталляций. ![]() А педагог Максим Кириллов 23 лет отроду, преподающий естественные науки, посетовал на то, что походы в научные лаборатории при институтах в школе не организованы. - А что же Вы на YouTube хотя бы видео не поищите? – спросила у него я. - Да! – отозвался тут же Гильмутдинов. – Я тут недавно очень классный опыт видел по сохранению энергии. Человек становится рядом с большим шаром, который расположен прямо перед его лицом, толкает его, и он, оттолкнувшись, возвращается на расстояние в несколько см от лица. Вроде по закону ясно, что по лицу не должен ударить, а все равно ждешь. Педагог все равно не воодушевился, потому что ему хотелось, чтобы все организовала сама школа. А мне стало ясно, что школа, какой бы прекрасной она ни была, не может изменить подход человека к жизни. Сегодня очень сложно смириться с мыслью о том, что возникшая в промышленно развитых странах с высоким жизненным стандартом система социального обеспечения «от колыбели до могилы» с развитой инфраструктурой в основном на государственном уровне, к которой мы все так стремились, в самой же Европе себя не оправдала. Необходимость сокращения социальных расходов поставила эту модель под вопрос. Европейская экономика стала замедляться, и идея всеобщего благосостояния начала отмирать. Невозможно взять и выделить одну профессию, дав ей льготы, которых нет у других. Зарплата учителей ничем не отличается от зарплаты врачей, инженеров и остальных специалистов, ничуть не менее необходимых стране. Я прекрасно понимаю преподавателей, писавших мне, что у хороших школьных педагогов высшей категории, по слухам, максимальная зарплата составляет 14 000 руб. – это за 2 смены в начальной либо при работе с превышением нагрузки в старшей школе. При этом учителя потихонечку начали признавать факт конкуренции и возможности заработать для более предприимчивых, предоставляющих еще и дополнительные платные услуги. Про репетиторский рынок вам рассказывать не буду, но, как мама, честно признаюсь, что хорошего репетитора найти ой как непросто, а когда найдешь, у него оказывается занято все время. Но вернемся к Татарстану. Средняя зарплата у педагога по региону – 17 000 рублей. И мне кажется, про это надо говорить, не переставая, потому что каждый день мне пишут, что учителя получают гораздо меньше, да и возможности по увеличению дохода привлекают не всех. А в Татарстане этих возможностей, тем не менее, хоть отбавляй. В качестве эталона образования в Татарстане приняли Сингапур – лидера в мировом рейтинге конкурентоспособности и № 5 в образовательном рейтинге PISA. Этому факту мы, безусловно, можем завидовать и говорить, что их методы у нас не сработают. В основе сингапурского пути заложено условие, что общество должно смириться с неравными результатами, когда более способные получают большее финансовое и социальное благополучие, чем менее способные. Проще говоря, они сократили количество педагогов вдвое и, соответственно, увеличили зарплату. В какой-то момент в Сингапуре работники образования зарабатывали вдвое больше, чем люди, работающие в других сферах. Поэтому в этой стране сегодня конкурс – 6 человек на место! И, как вы понимаете, возраст этих претендентов тоже соответствующий. Рвутся в эту профессию молодые и перспективные. Сингапур, на который равняются в Казани, – маленький город-государство, в котором на 5 миллионов жителей приходится всего 350 школ. Зарплата учителей выше, чем в среднем по экономике. Количество школьников на одного педагога – одно из самых высоких в мире, более 40. В 33-й школе я разговорилась с Майком Тируманом, проводившим тренинги для учителей, и он мне честно сказал, что эта профессия в Сингапуре является большим шансом в жизни для любого человека. Такого наш ум вообще понять не в состоянии, что неудивительно, потому что, как мы помним из главного правила PISA, уровень знаний не всегда соответствует уровню навыков. ![]() Майк Тируман, менеджер EduCare: «В чем разница между образованием в Сингапуре и в России? 20-25 лет отставания». ![]() Все лето Майк и его друзья из компании EduCare, нанятой республиканским правительством, обучали сотни своих татарских коллег в 8 школах Казани. Техники, рекомендуемые сингапурцами, на слух звучат подозрительно легкомысленно: «Move around», «Have some fun», но они уверены (и тут я с ними абсолютно согласна), что учеба прежде всего не должна быть скучной. Формы могут быть самыми разными: игровые семинары, интерактивные лекции, занятия в свободной форме. Средний возраст учителя в Казани – 44 года. Чтобы привлечь свежие кадры из непедагогических вузов, министерство образования запустило программу грантов «Наш новый учитель». В этом году из 600 кандидатов, молодых выпускников вузов, взяли 150. «Это будут звезды. Мы им сделали предложение, от которого невозможно отказаться», – поясняет Альберт Гильмутдинов. Стартовые условия молодых педагогов не хуже, чем в банках: возможность поехать на стажировку за границу и 7 500 рублей дополнительно к ежемесячной зарплате. Конкуренция, по мнению министра, приведет к тому, что профессия педагога станет одной из самых популярных в республике, и мы еще увидим серьезный конкурс в педвузы. Тут мне вспомнился ответ Гильмутдинова на мой вопрос о телепортации, заданный в связи с открытием нейтрино. Я спросила его, возможна ли телепортация? «Телепортация будет», – невозмутимо ответил мне физик Гильмутдинов, как будто я его о подготовке школ к зиме спросила. – «На примере фотонов это возможно уже сегодня, а где-нибудь в 22 веке это будет стопроцентно реализовано. Фундаментальных причин, по которым это было бы невозможно, не существует. Значит, все получится». Поэтому я смиренно верила вместе с ним и тому, что в борьбу за гранты включатся представители старшего поколения педагогов. Мне просто очень хотелось, чтобы и телепортация стала возможной, и наша система образования стала даже лучше сингапурской. И знаете, похоже, в это верили не только мы одни. Владимир Подовалов в это тоже верил: «Я долгие годы был единственным мужчиной-учителем русского языка в Казани, а сейчас только в этой комнате нас трое, – сказал он на нашей общей встрече с министром и педагогами. – Когда правительство ввело гранты, в нашей школе их получили 13 учителей, а всего нас 80. И вот, ходишь и думаешь, почему не я». Когда это «почему не я» станет повсеместным, то, думаю, система образования изменится кардинальным образом. И в этом нет ничего невозможного, как и в том, что электронное меню в школьной столовой с touch screen и пластиковыми карточками может быть не только в Татарстане, но и во всей стране. Когда я увидела такое в гимназии №178, я сразу предложила отличникам давать полные порции, хорошистам – чуть меньше, а троечников и двоечников кормить совсем понемногу. Если им неинтересно учиться, то, наверное, им и есть не особо интересно. ![]() Два очень важных помещения в любой школе – буфет и туалет. В столовой гимназии №178 ![]() Куда бы я ни приехала, мои грузины и армяне меня находят. ![]() Как вы знаете, я очень люблю общаться с детьми, это один из плюсов моей профессии. ![]() ![]() ![]()
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Графика»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
|
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.