Сегодня 2 декабря, понедельник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7276
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Шушмор
Шушмор
Голосов: 0
Адрес блога: http://dggggr.blogspot.com/
Добавлен: 2016-03-23 09:28:09
 

УРОЧИЩЕ КУРИЛОВО

2015-02-20 09:06:00 (читать в оригинале)


Кирпичная церковь Рождества Богородицы с Никольским приделом (также известная как церковь Никольская Николо-Пустопольского погоста) находится на Пустопольском погосте, который также фигурирует на старинных картах как Никольский погост. Первое документальное упоминание о нем относится к 1628 году - в окладных книгах упоминалась "Церковь великого Чудотворца Николы в пустом полена погосте". Известно также, что в 1774 году на погосте была построена новая деревянная церковь. А каменный храм, останки которого можно видеть сегодня, был заложен в 1832 году (по противоречивым сведениям старая церковь сгорела). В целом он представлял собой достаточно типичную постройку в стиле позднего классицизма - одноглавую, одноапсидную, восьмерик на четверике, с пристроенной с запада трапезной и двухъярусной колокольней. Недалеко от церкви располагались деревни: Курилово (600 м), Баженово (600 м), Спиридово (2.2 км).

Урочище Курилово известно среди путешествующих людей благодаря находящейся на пути в него из Северной Гривы Богородице-Рождественской церкви на Никольском погосте, закрытой властями в 1938 году. В данный момент церковь полуразрушенная, однако стены и колокольня в относительной сохранности.
В 1953-м году все находящиеся в этих лесах деревни были уничтожены, а гражданское население переселено в другие места по причине формирования военного полигона. В настоящее время в этом огромном лесном массиве нет ни деревень, ни полигона, именно поэтому это местечко особенно привлекают ценителей нетронутой природы и искателей приключений.

Далее небольшой экскурс в историю с сайта petushki.33rus.ru.

В 1832 году вместо деревянной церкви была начата постройка каменного храма с величественной колокольней. Престолов в храме было три: главный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а также в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. В серебряных позолоченных окладах находились иконы Христа Спасителя, Казанской Божией Матери, Рождества Пресвятой Богородицы, а также крест напрестольный серебряный вызолоченный с частицами святых мощей, серебряный ковчег 1793 года для хранения святых даров, серебряные с позолотой сосуды и другая богатейшая утварь... В церковной библиотеке хранилась Триодь постная с надписью 1720 года: «Владимирского уезда польской волости и церкви Николая Чудотворца приложили все прихожане той церкви попе Максиме Игнатове да при попе Игнатии Борисове... а кто сию книгу из церквей божьих изымет или заложит и он будет извержен на суде общем Господнем...» Владельцами земель вокруг Николо-Пустопольского Погоста начиная с XVII века были князья Голицыны, богатейшие люди своего времени. Несколько поколений этих князей и других родовитых бояр покоилось на кладбище при погосте. Вплоть до революции кладбище содержалось в полном порядке, а на множестве богатых мраморных и гранитных надгробий хранились надписи: «граф», «князь», «купец» и т.д. Согласно плану и межевой книге за Никольской церковью числились земли, выделенные храму князем Голицыным в количестве 278 десятин 1091 саженей. Никольскому храму принадлежал огромный капитал — только от продажи церковного леса доход составлял 18200. В приход Никольской церкви Пустопольского Погоста, которая являлся «поповским селом», т.е. в нём не было крестьянских дворов и состояло оно только из домов причта (священнослужителей), входили деревни: Баженово, Курилово, Борисово, Спиридово, Подболоте. В Николо-Пустопольском Погосте с 1877 года существовала земская народная школа (70 учащихся) и две церковно-приходских школы.
фото сер.1930-х гг.; семейный архив Ботиных, бывшая д.Курилово 
(фото с сайта http://www.4turista.ru/node/413)
На этом месте пол века назад стояла деревня, упоминавшаяся ещё в переписных книгах 1705 года. В деревне Курилово было тогда девять дворов, и принадлежала она помещикам Ивану Степановичу Юматову и Андрею Трофимовичу Сущеву. Вплоть до революции окрестные земли использовались стекольным заводом фабриканта Костерёва. Деревню выселили в 1956 году в связи со строительством в этих местах Костерёвского артиллерийского полигона. Жителей обречённой деревни расселили в Северную Гриву, Шатуру, и по новым, отстроенным для нужд торфоразработок, посёлкам. Сейчас не видно и следа от стоявших когда то тут изб.

Дорога к урочищу от Северной Гривы, ещё лет десять назад труднопроходимая, сейчас позволяет добраться до него на неполно приводном автомобиле, как зимой, так и летом. Некоторые перекрёстки лесного пути даже имеют указатели: «На Храм». Церковь в Курилово несколько лет назад посетили бывшие жители этой канувшей в небытие деревни и отслужили в ней молебен.

http://www.shaturyane.ru/tract-Kurilovo.php
http://waychaser.acritum.com/17


УРОЧИЩЕ ИЛКОДИНО

2015-02-18 09:09:00 (читать в оригинале)



Это урочище сейчас связывают с полуразрушенной церковью - Рождества Христова, построенной помещиком А.К. Поливановым в середине XIX века в деревне Илкодино. После крестьянской реформы 1861г. село быстро развивалось, поскольку оно было расположено на оживлённой в то время дороге «Коломенка», совсем недалеко от переправы через Клязьму. В конце XIX в. здесь проживали 210 мужчин и 249 женщин. В селе имелись постоялый двор, почтовая станция, торговые и питейные заведения. В престольный праздник Первоверховных апостолов Петра и Павла в селе устраивалась богатая ярмарка. Церковный приход состоял из деревень Селищи, Передел и Мишунино. Располагаясь на торговом тракте недалеко от реки Поли, Илкодино имело благоприятные перспективы для развития хозяйственной деятельности и процветания жизни сельчан. Но в 1953 году в связи с отводом земель под Костерёвский военный полигон всех жителей села вынудили переселиться в другие места.
Дальнейшее описание взято с 
сайта http://www.shaturyane.ru/

Село Илкодино находилось в 55 верстах от губернского города и в 50 верстах - от уездного. Оно расположилось в очень живописном месте, в пяти верстах от места впадения реки Поли в Клязьму. Через село проходил старинный Владимирский тракт, в своё время весьма оживлённый.

Через некоторое время совершенно неожиданно из-за леса показался полуразрушенный храм в честь Рождества Христова. Наш автобус въехал в бывшее село Илкодино. Картина порушенной церкви была удручающей...

Совсем иная картина представилась известному русскому писателю-народнику Николаю Николаевичу Златовратскому. В 1864 году он был направлен Владимирским губернским комитетом по крестьянскому делу для оказания населению деревень Покровского уезда помощи по землеустройству.

Писатель вспоминал, как оказавшись на правом берегу Клязьмы, он был буквально очарован красотой окрестностей широкой и быстрой в этих местах реки и, как во сне, проехал по дороге мимо пахучего разнотравья заливных лугов и углубился в вековой лес Мещёрского края. Через несколько вёрст из-за леса показались золотые главы Храма Рождества Христова, на пути лежало большое крестьянское поселение Илкодино.

После постройки церкви в селе была открыта школа, в двух верстах от села на реке Поле была построена новая мельница.

К концу XIX-го века село намного выросло, шла бойкая торговля, были открыты питейные заведения, постоялый двор со сменой лошадей для проезжего люда из Владимира и обратно.

Местность, которую занимал Илкодинский приход по старинному (до учреждения губерний) административному делению находилась в стане «Ловчего пути», изобиловала лесами и была слабо заселена. Правительство, по местному преданию, разрешало здесь селиться беглым от помещиков крестьянам, посему население здесь составилось из различных элементов. В переписных книгах 1705 года за окольничим Семёном Фёдоровичем Толочановым записаны - деревня Илкодино и Мишунино, в первой 45 дворов - 127 душ мужского пола, во второй: 14 дворов - 76 душ.

Образование Илкодинского прихода относится к концу первой половины XIX-го века. До 1843 года деревни, составившие Илкодинский приход, были приписаны к церкви села Николы-Пустого поля, но дальность расстояния от приходской церкви (12 вёрст) побудила жителей позаботиться о постройке отдельного храма. Местом для храма была выбрана деревня Илкодино.

Каменный храм начали строить в 1841 году на средства помещика Александра Константиновича Поливанова, при финансовой поддержке хозяина Мишеронского завода Семёна Григорьевича Костерёва и на пожертвования жителей окрестных деревень. Храм строился, не хватало средств, снова были внушительные взносы А.К. Поливанова и С.Г. Костерёва.

В 1843 году деревня Илкодино была переименована в село Илкодино. Начались первые службы в новом храме, хотя полностью постройка его была закончена в 1851 году.

Кирпичная с белокаменными деталями, побелённая церковь была выдержана в стиле позднего классицизма, композиция - трёхчастная осевая, односветный четверик церкви был перекрыт купольным сводом с люкарнами (люкарна - оконный проём в купольном покрытии), изначально увенчивавшимся декоративной главкой. С востока к храму примыкал полукруглый алтарь (алтарь - вся восточная часть храма, отделённая иконостасом), с запада примыкала двухпридельная трапезная и колокольня. Декоративное убранство было весьма сдержанно, боковые фасады украшены пилястровыми портиками.

В храме было устроено три престола: главный - в честь Рождества Христова (освящён в 1851 году), в тёплой трапезе - в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы (освящён в 1844 году) и святого Николая Чудотворца (освящён в 1846 году).

Утварью, ризницей и святыми иконами церковь была снабжена достаточно. Из святых икон наиболее значительными были:

икона Нерукотворного Образа

икона Знамения Пресвятой Богородицы

икона Спасителя

икона Божьей Матери

Ризы на этих иконах были серебряные вызолоченные. Первые две иконы пожертвовал Александр Константинович Поливанов; риза на иконе Спасителя была сделана в 1788 году, а на иконе Знамения в 1769 году. Заслуживала внимание довольно большая картина, изображавшая пригвождение Иисуса Христа к столбу для бичевания; писана была эта картина с итальянского оригинала человеком Поливанова - крепостным Бухвостовым. За свой труд живописец был отпущен помещиком на волю.

ИЛКОДИНСКИЙ ПРИХОД

В храме Рождества Христова причта по штату было положено: священник, дьякон и псаломщик. На их содержание получалось:

а) процентов с причтового капитала - 38 рублей;
б) от земли пахотной и сенокосной - до 50 рублей;
в) от службы и требоисправлений - до 850 рублей;
г) от хлебного сбора с прихожан - до 50 рублей,
а всего - до 1000 рублей в год.

Дома у членов причта были собственные на церковной земле.

Земли при церкви было: усадебной - около 2 десятин, пахотной - до 18 десятин и сенокосной - 13 десятин.

Приход состоял из села Илкодино и деревень: Мишунино (6 вёрст от церкви), Селищи (4 версты), Передел (7 вёрст), в которых по клировым ведомостям числилось 778 душ мужского пола и 896 женского ...

Выше я отметил, что местность, которую занимал Илкодинский приход по старинному (до учреждения губерний) административному делению находилась в стане Ловчего пути. Чтобы пролить свет на это понятие, коснусь вкратце истории охоты на Руси.

Кратчайший путь к церкви лежит от Мишеронского и составляет 13км и два с половиной часа пешей неспешной прогулки по широкому песчаному грейдеру туда, и соответственно столько же обратно. Это идеальный вариант для тех, кто хочет взять тайник одним днем. Благо электрички до Шатуры и автобусы до Мишеронского ходят довольно часто. Однако, если вы решили провести в Мещере больше времени, и выбрали другой, более длинный путь, то имейте ввиду, что мост через Клязьму в Костерево принадлежит военным, и они его время от времени закрывают, если не хотите испытывать судьбу – переходите Клязьму под Петушками. Если же вы решили подойти к церкви с востока, со стороны Владимирской области, то имейте ввиду, что мост через Полю находится по дороге в Селищи, в остальных же местах – броды. Глубина, в зависимости от времени года и осадков, варьируется от “по щиколотку” до “по грудь”.


Тайны России | Тайна урочища Шушмор

2015-01-27 11:12:00 (читать в оригинале)




Тайные знаки прошлого

2014-10-27 09:51:00 (читать в оригинале)


Если бы люди, жившие в наших краях несколько тысяч лет назад, захотели отправить нам, их дальним потомкам, какую-либо информацию, то каким способом они могли бы воспользоваться? Дерево недолговечно. Кость также подвержена разрушению и не гарантирует сохранность изделий в течение тысячелетий. Металл ржавеет, да и не было его в распоряжении людей неолита. Таким образом, способ был один – послание в камне.
О том, какую скрытую информацию хранят в себе камни, покоящиеся рядом с нашими домами, в полях и лесах Мещеры, мы сегодня беседуем с председателем Содружества исследователей Мещерского края «ГеоШушмор», членом Союза краеведов и Союза писателей России, кандидатом технических наук Дмитрием БАРСКОВЫМ.

Знаменитый благодаря трудам шатурского краеведа В.М. Казакова «Змеиный» камень находится между деревней Собанино и селом Шатур Егорьевского района. Каждую весну камень скрывается под водой.
Фото А. Маркова, май 2012 года.



Так выглядит «Змеиный» камень в сухое лето. Волнообразный узор на его боковой поверхности позволяет отнести его к «волновым» камням, найденным и в других частях Мещеры. Расположенный среди болот в глухом лесу, «Змеиный» камень явно имеет следы его обработки человеком и чем-то напоминает древний саркофаг.





Этот «волновой» камень расположен в деревне Долбино Гусь-Хрустального района Владимирский области. На его поверхности явно видны «волны» – следы ручной обработки неизвестного значения.
Фото Д. Барскова.



Чёлоховский моленный камень около часовни святого великомученика Никиты уже стал достопримечательностью егорьевской земли. Своим необычным видом он привлекает к себе паломников, путешественников и художников. Таким увидел и запечатлел его на своей акварели художник Валентин Барсков в 2011 году.



Четыре стоящих рядом валуна – остов первого обнаруженного в Мещере дольмена. Верхняя плита-жертвенник в настоящее время отсутствует.
Фото Д. Барскова.



Камень-чашечник. На его поверхности есть углубление, где после дождя скапливается вода, которая считается у местных жителей «живой» и используется для лечения различных заболеваний.
Фото Д. Барскова.



Каменная «полусфера» Шушмора.
Художественная реконстукция Валентина Барскова.



- Дмитрий Павлович, давайте начнём наше интервью с объяснения значения слова «Шушмор», которое присутствует в названии вашего Содружества.
- Название расшифровывается как «Земля (гео) Шушмора». Шушмор – это заповедная географическая зона на территории Национального парка «Мещера». А если определить более точное местонахождение, то загадочное урочище расположено в бассейне речки Шушмор, которая берёт своё начало в Волчьих Болотах, протекает по труднопроходимым глухим местам с заболоченной поймой и впадает во Вьюницу на самой границе с Бакшеевскими болотами.
На географической карте зона Шушмора имеет форму треугольника, западный угол которого упирается в посёлок Бакшеево Шатурского района, северный расположен в районе деревень Большие и Малые Острова Собинского района, а восточный угол Шушмора находится недалеко от посёлка Уршельский Гусь-Хрустального района Владимирской области.

- А каково происхождение самого слова Шушмор?
- Как правило, современное население Мещеры не способно достоверно объяснить происхождение и смысловое значение названий местных урочищ и подавляющего большинства географических объектов. Все эти топонимы «затуманены» далью веков, но при тщательном анализе древних языков можно «прочитать» их смысловое значение. Если через современный русский язык невозможно выявить смысл загадочного слова, то его основы следует искать в двух близкородственных языках: санскритском и(или) древнерусском. На санскритском «шуш» означает «шесть». Вторая основа «мор» в пояснениях не нуждается: и в давние времена, и в наши дни она означает «мор, гибель, смерть». Итак, «шестисмертие». Для глухой болотистой местности такое название более чем уместно – такую расшифровку загадочного топонима даёт краевед и писатель Н.Д. Чистяков.

Это интересно
Мегалиты (термин произошёл от греческих слов «большой» и «камень») — доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора.
Мегалитом может также называться отдельный крупный камень, игравший в древности какое-либо культовое или информационное значение.
Иногда мегалитами называют все камни больших размеров, в том числе и не используемые для сооружения погребений и памятников, подвергнутые в древности обработке человеком.

- Чем Шушмор отличается от других территорий Мещеры?
- Зона Шушмора – аномальная, она расположена над глубинными тектоническими разломами. Аномалия эта фиксируется геофизическими приборами. В частности, исследователями отмечаются изменения напряженности магнитного поля Земли. Геомагнитные аномалии Шушмора приводят ко многим необычным явлениям природы, например, к гигантизму растений. А в мае 2010 года наша экспедиция наблюдала там необычное свечение в атмосфере.

Камни, представляющие историческое наследие
Кромлехи – обработанные, вертикально установленные древние надгробия.
Обереги – крупные камни, установленные у жилища человека с целью защитить дом и его обитателей от злых сил.
Менгиры – обработанные, вертикально установленные камни, выполнявшие ритуальные функции. Встречаются как в комплексах, так и поодиночке.
Следовики – камни со следами человеческих или звериных стоп.
Чашечники – камни с естественными или искусственными углублениями, в которых скапливается дождевая вода.
Алтарные камни, или жертвенники – крупные камни с плоской, столообразной поверхностью, служившие в древности как место принесения жертвы.
Дольмены – мегалитические сооружения с перекрытием. Несколько камней дольмена обычно перекрыты одной большой плоской плитой. Служили как места захоронений и ритуалов.
Мегалитические святилища и древние обсерватории – крупные скопления камней, часто круговой формы. Отдельные камни обсерваторий указывают на стороны горизонта, значимые астрономические направления.
Камни с петроглифами – камни с рукотворными рисунками.
Волновые камни, или волновики - камни с волнообразной поверхностью, предположительно сделанной человеком.

- А как связан Шушмор с древними каменными сооружениями?
- В восьмидесятые годы прошлого века шатурский краевед Николай Николаевич Акимов опубликовал данные о том, что в Шушморе находится необычное строение – каменная полусфера диаметром 6 метров и высотой 3 метра, которое, как мы полагаем, является древнейшим культовым сооружением нашего края, выполнявшим и функции астрономической обсерватории. Пока данные Акимова никто не смог подтвердить или опровергнуть – таинственное мегалитическое сооружение в аномальной зоне Шушмор до сих пор никому не удалось обнаружить…

- Что вы думаете о чёлоховском моленном камне, расположенном в Егорьевском районе?
- Чёлоховский камень, по классификации культовых камней, относится к менгирам, то есть к обработанным человеком камням, которые устанавливались вертикально на древних святилищах. Думается, что в древности и чёлоховский камень стоял вертикально.
В 2008 году во время экспедиции нашего Содружества в районе деревни Малые Острова был обследован похожий камень. Его размеры (2х1х0,9 м) и углы двух обработанных рёбер (90 градусов) очень близки к чёлоховскому камню. Одна грань менгира из Малых Островов не обработана, и на ней явно просматривается рукотворный рисунок – голова лосихи. Не исключено, что на нижней поверхности чёлоховского камня также присутствуют древние рукотворные изображения.

- Около многих старых деревенских изб в Егорьевском районе лежат крупные камни. Лежат, как уверяют коренные жители, испокон веков, положенные дедами и прадедами. Какую функцию они выполняют?
- Это обереги, охраняющие покой и благополучие дома и его обитателей, а также сохранность домашней скотины. Лежат они многие сотни лет, и трогать их ни в коем случае нельзя.

- Что вы можете рассказать о «Змеином» камне, расположенном в полутора километрах от егорьевской деревни Собанино?
- О «Змеином» камне впервые поведал в своей книге шатурский краевед Виктор Казаков. Точное его место не указал. Энтузиасты начали поиски и нашли некий придорожный камень в болотистой низине между селом Шатур и деревней Собанино. К этому камню сейчас открыто настоящее паломничество, люди едут издалека посмотреть древний жертвенник языческого змеиного бога Ур, о котором без указания источников информации поведал Казаков. Однако мне кажется, что камень нашли совсем не тот, а настоящий змеиный камень ещё покоится где-то в глубине мещерских лесов. Во всяком случае, тот небольшой камень, который я увидел около Собанино, своим размером меня совершенно не впечатлил. Гораздо большее впечатление на меня произвёл Мещерский Синь-камень, который находится под Гусь-Хрустальным. Я думаю, что настоящий «Змеиный» камень должен иметь схожие размеры и форму.
Кстати, «Синь-камень» тоже вполне достоин названия «змеиного», так как, по рассказам местных жителей, на него часто выползают погреться змеи.

- А может быть, настоящий змеиный камень находится в самом селе Шатур?
- В Шатуре мне удалось обнаружить много интересных камней и, в частности, мегалитическое святилище и древний камень-жертвенник, расположенный неподалёку. Это древнее святилище с жертвенником, к сожалению, частично разрушенное, находится в северной части сельского кладбища. В настоящее время от него осталось не более 8-10 камней.
Шатурское святилище очень схоже по своим размерам и форме с древним мегалитическим комплексом в селе Кривандино, которое раньше относилось к Егорьевскому уезду, а потом перешло в Шатурский район. Кривандино, как и Шатур, расположено на холме, на берегу реки Поли. Так что оба святилища создавали люди одной культуры и примерно в одно время – во втором-третьем тысячелетии до нашей эры.

- А чем примечательно Кривандинское святилище?
- Кривандинское святилище хорошо сохранилось, оно состоит не менее чем из 86 мегалитов, часть из которых образуют правильный круг. Как нам удалось доказать, это святилище являлось одновременно и древней обсерваторией. Особыми камнями в нём отмечены стороны света, а также точки зимнего и летнего солнцестояний. Недалеко от каменного круга, как и в селе Шатур, есть древний плоский камень-жертвенник.

- А кого приносили на нём в жертву?
- Сейчас мы не можем с уверенностью этого сказать, но, по всей видимости, как это существует во многих древних культурах, делились с духами леса тем, чем жили сами. Может быть, клали горсть зерна или немного мяса, ягоды.

- Возводя эти каменные святилища, собирая и укладывая особым способом валуны, хотели ли древние строители передать нам через тысячелетия какую-либо информацию?
- Я не уверен, что они думали о таких далёких потомках, как мы с вами, но определенно всё это делалось, помимо прочего, и для того, чтобы передать знания и традиции ближайшим поколениям – детям и внукам. Ведь древняя обсерватория – это одновременно и календарь, позволяющий упорядочить и оптимизировать ход работ, которые в те времена очень тесно были связаны с сезонными изменениями в природе.

- Есть ли в Егорьевском районе камни-следовики?
- Пока мне ничего не известно о следовиках, расположенных в Егорьевском районе. Но в Мещере следовики есть. Самый известный из них, с отпечатком человеческого следа на боковой поверхности, расположен в городе Гусь-Хрустальный. Местные жители считают, что это след святой великомученицы Варвары. В атеистические годы люди закопали этот камень, чтобы сохранить его. Сейчас он вновь установлен на своё изначальное место.

- Природные камни и, в частности, валуны в последние годы стали предметом ландшафтного дизайна. Их собирают, продают. Это означает, что мегалитические памятники культуры могут в один прекрасный день исчезнуть. Ведь охранника к каждому из них приставить невозможно!
- Если такое случится, то будет непоправимым уроном для нашей местной культуры и истории. Эти камни – неотъемлемые части нашего природного ландшафта и древнейшей материальной культуры. Мы должны передать их нашим потомкам в том виде и именно в том месте, в котором их оставили наши предки. Поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем, например, трогать или – ещё хуже – продавать древний наследственный оберег, который многие столетия назад совершенно не случайно положили в данное место ваши предки.
Существует древнее поверье, что у каждого камня есть в потустороннем мире «хозяин». И хозяин обязательно придёт мстить тем неразумным людям, которые потревожили его камень. Так что любитель ландшафтной архитектуры, притащивший ценой больших усилий в свой огород древний мегалит, рискует получить в придачу к нему много проблем.

- В настоящее время вы пишете книгу о мегалитической культуре Мещеры. Где и когда её можно будет приобрести?
- Я выступаю как соавтор большой научной работы «Мегалиты как знаки культурных процессов прошлого», которая готовится к опубликованию в институте Культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва. Значительную часть этой книги, более половины, займёт глава о мегалитах Мещеры, в том числе и о камнях Егорьевского края. Это не случайно, так как раньше считалось, что в Мещере мегалитических памятников нет – одни леса и болота. Открытия последних лет в корне опровергли это мнение. В Мещере и непосредственно в Егорьевском районе сохранились уникальные мегалитические памятники. Их надо изучать и охранять. Эта книга обязательно появится в библиотеках города и района.

- Можно ли направлять вам изображения интересных и необычных камней, чтобы получить консультацию? Может быть, рядом с нашими домами и в огородах находятся мегалиты, которые приведут к серьёзным научным открытиям?
- Не только можно, но и нужно. В настоящее время создаётся каталог объектов мегалитической культуры Егорьевского района. Я буду очень рад получить такие письма с описаниями и изображениями на мой электронный ящик barskov-texkon@mail.ru. При необходимости я смогу выехать на место, чтобы осмотреть, изучить и зарегистрировать объект.

Беседовал Алексей Марков


Тайна Карасова озера.

2014-10-24 08:56:00 (читать в оригинале)

С Дубровского холма, с высоты птичьего полета, открываются убегающие к востокостью, называли «тугим». Свободно выдерживали «тугие» леса ураганные ветры. От этих сосновых боров получил свое название Туголес, ставший в XVIII столетии крупным селом. Сейчас оно соединилось с деревней Луз-гаржно. Девять озер образовались во время таяния ледника, покрывавшего мощным слоем всю подмосковную Мещеру. Первоначально талые воды образовали один большой водоем длиной до 25 км. Позднее заболачивание привело к образованию торфяников, которые разделили некогда обширный водоем на отдельные озера.

Непролазными чащобами, валежниками, среди кочек с душистым багульником ведут к Карасову озеру едва заметные тропинки. Гладь озера открывается не сразу. От берегов оно заросло камышом и канадским рисом. Водная растительность образует тут настоящие джунгли — простор для дичи и охотничьих страстей. Много веков хранили свою тайну берега Карасова озера.

Все началось со случайной находки. В 1970 г. при добыче торфа близ озера лязгнул о борт уборочной машины какой-то тяжелый предмет. Этим предметом оказался.., бронзовый топор. Местная газета па своих страницах рассказала об этой интересной находке. Вскоре берега озера были изучены историками. Оказалось, что топор относится к брон​зовому веку. Несколько тысячелетий назад здесь было поселение людей. Найдена также и более древняя стоянка ка​менного века.

Раскопки дали интересные находки: круглый каменный диск с отверстием в центре, шлифовальные плиты, глиняную литейную форму, большое количество обломков древних глиняных сосудов с богатым орнаментом. Любопытно и то, что при раскопках обнаружено много костей лося. Мясо сохатого, оказывается, было основной пищей древних карасовскпх поселян.

Все девять туголесских озер расположены близко друг от друга. Название озера Глубокого говорит само за себя. Оно самое глубокое в этой группе. Очень красиво Воймеж-ное, находящееся около поселка Черусти. Со всех сторон озеро окружает лес, из него берет начало река Воймега, приток Поли. На восточном берегу есть суходол, на котором можно остановиться на отдых или сделать ночёвку. Надолго запомнятся ширь озера Великого. Его берега украшены дубравы и перелески озера. Удобное менее извесно туристам. Оно очень маленько, но ,как и Глубокое, отличается большой глубиной.ку зеленые мещерские дали. Когда-то здесь, на крутом отроге, находилось старинное село Дуброво. Предание относит его возникновение ко временам Дмитрия Донского.

В мшистой низине расположились девять озер-братьев: Карасово, Глубокое, Линево, Великое, Долгое, Маловское, Воймежное, Свиношное и Удебное. Эти озера известны под названием туголесских.

В XVII в. рукописные документы называют селение Ту-голес. Это был центр небольшой Туголесской волости. Вокруг погоста Туголеса тогда шумели вековые корабельные боры. В старину отменный строевой лес, обладающий хорошей крепкостью.


Страницы: 1 2 3 4 5 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.