![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]()
Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 1432016-10-04 06:56:02 (читать в оригинале)Оригинал взят у ![]() Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Государыни Императрицы Александры Федоровны
![]() На вагонах также значился вензель “АО” и полное название состава. В ноябре 1914 года в железнодорожной истории Царского Села открылась новая страница. Сложная обстановка на фронте и внутри страны. На Императорский путь тоже легла нагрузка по приему раненых и распределению их по многочисленным медицинским учреждениям Царского Села и округи. В связи с участием России в Первой мировой войне (в то время этого названия, конечно, еще не было) сформировали новое военное подразделение – Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143. Поезд был необычным — ему покровительствовала Императрица Александра Федоровна. Официально он назывался: «Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны». Поезд был сформирован в начале ноября 1914 года и по сообщению газеты «Правительственный вестник» в номере от 14 ноября был «освящён 13 ноября в присутствии Императрицы». В одном из своих дневников В.Гедройц записала: «Так с первых же дней началась подготовка санитарных поездов имени Императрицы и Великих Княжон, которые должны были привозить раненых прямым маршрутом в Царское с позиций. Поезда были обставлены просто, но всем необходимым снабжены; благодаря быстрой и целесообразной доставке раненых для операций спасли жизнь не одному из этих страдальцев. Все придворные автомобили и экипажи были отданы для перевозки раненых». По воспоминаниям сына полковника Ломана - Юрия Дмитриевича — «Военно-санитарный поезд...состоял из 21 пульмановского вагона. При это всего десять вагонов оборудовали для приёма раненых и больных, а остальные имели вспомогательное значение. Он был необычайно комфортабелен; синие вагоны с белыми крышами выглядели очень нарядно. Правда, после налёта австрийской авиации крыши были перекрашены в защитный цвет. 12 марта состоялся полный смотр поезда. Во главе смотровой комиссии состоял начальник Головного эвакопункта Философов, который в своём рапорте констатировал: «Поезд оборудован по последнему слову техники и науки, содержится в безукоризненной чистоте и образцовом порядке". Фотографии внешнего и внутреннего убранства поезда хранятся в фондах Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге. Там же можно видеть красочно оформленные юбилейные приказы по случаю годовщины со дня сформирования поезда. Канцелярия поезда находилась постоянно в Царском Селе, и все приказы и распоряжения печатались на фирменных бланках. Поезд доставлял раненых и больных в тыл из районов боевых действий. И поскольку ему покровительствовала Императрица, все действия обслуживающего персонала согласовывались с ней. В том числе и кадровые изменения совершались с сё «личного соизволения». Императрица своим уполномоченным по поезду № 143 назначила Дмитрия Николаевича Ломана. Он занимался формированием поезда и отвечал за всю его работу. В 1916 году у полковника гвардии Ломана (этот очередной воинский чип был ему присвоен в 1913 году) было ещё несколько ответственных должностей: штаб-офицер для особых поручений при Дворцовом коменданте, ктитор Феодоровского Государева собора, начальник Царскосельского лазарета № 17 Великих княжен Марии и Анастасии, и ещё он нёс обязанности наблюдающего за командой санитаров и за внутренним порядком в Серафимовском убежище-лазарете № 9. Вдобавок к этому в конце 1916 года «высочайшим» приказом Д. Н. Ломан был назначен состоящим при министре Императорского двора... 1. Комендантом поезда был очень богатый человек, имевший горчичные заводы в городе Сарепта - Александр Васильевич Bopoнин. Вероятно, это было сделано затем, чтобы комендант не воровал лекарства, пищу и другие, не менее соблазнительные товары. 2. Поезд № 143 был сформирован на Санкт-Петербургском Александровском заводе на средства действительного статского советника Александра Николаевича Заусайлова. 3. Старшим врачом поезда был назначен Андрей Александрович Авдуевский, младшими врачами - Виктор Гейслер и Константин Предтеченский. Позднее они были заменены врачами-хирургами А. А. Синозерским и А. М. Муравьёвым. ![]() Полковник Д. Н. Ломан
Удостоверение 16 апреля Сергей Есенин был откомандирован в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143. Об этом полковника Ломана уведомил исполняющий обязанности начальника Резерва санитаров капитан Субботин: «...одновременно с сим в распоряжение поезда командирован санитар Сергей Есенин (личный знак № 9999), и просит о времени его прибытия уведомить. Документы санитару Есенину выданы на руки». На станции Синельниково 5 мая появился приказ № 126: 7 мая поезд прибыл в Киев. Согласно приказу за № 128 команда санитаров, среди которых был, вероятно, и Есенин, была отправлена в Киево-Печерскую лавру на Всенощную. 16 мая поезд прибыл в Петроград и после короткой остановки проследовал в Царское Село по специальной «царской» ветке и остановился у Императорского павильона. Приказ № 137 от 16 мая гласит: Всего одиннадцать дней поезд находился в Царском Селе. Это время потребовалось для переформирования, дезинфекции поезда и отдыха персонала. 28 мая поезд № 143 отправился в новую поездку. Приказ за № 148 от 27 мая гласит: Тем временем, вторая поездка Сергея Есенина в составе военно-санитарного поезда продолжалась. Во время остановок в разных городах всё тот же священник Владимир Кузьминский отслуживал Всенощные и Божественные литургии. Из Конотопа поезд отправился в Киев. В связи с этим, представляет интерес приказ № 156 от 4 июня: Из Киева поезд отправился по направлению: Казатин - Жмеринка — Новоселицы. б июня был дан приказ № 158: Это была вторая и последняя поездка Есенина к линии фронта. Сохранилась фотография личного состава поезда, где на переднем плане полулежит Сергей Есенин в военной форме санитара. Этот снимок сделал штатный фотограф поезда, доброволец Александр Функ. В штате поезда, кроме него, числились: артист и чтец В.В. Сладкопевцев, художник Г.И. Нарбут, архитектор-художник И.А. Шарлемань, сын Распутина Дмитрий Новых-Распутин, жена действительного статского советника А. Н. Заусайлова. Кстати, во время первой поездки Есенина, в поезде одной из сестёр милосердия была Анна Вырубова. В конце 1916 года в санитары был зачислен художник К.С. Петров-Водкин, но по каким-то неизвестным причинам служить ему не пришлось. Ю.Д. ЛОМАН Источник: http://www.nashaepoha.ru/?page=obj13951&lang=1&id=6188
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Путешествия»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
|
Загрузка...

взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.