![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Каталог блогов / Cтраница блогера Политика, экономика и история в Астрахани и не только. / Запись в блоге
![]()
Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА : Права потребителей в СССР2017-03-21 17:49:05 (читать в оригинале)Права потребителей и СССР. Казалось бы что общего? На самом деле во времена СССР действовали достаточно жесткие законы, регламентирующие правила обмена некачественных товаров, их гарантийного ремонта, либо возврата денег за них. ![]() Взаимоотношения между предприятиями торговли и покупателями регламентировались Правилами работы магазинов, утвержденными министерствами торговли союзных республик на основании приказа министра торговли СССР от 2 августа 1958 года (в РСФСР, в частности, действуют такие Правила от 27 ноября 1958 года). Утверждены были также республиканские Правила обслуживания покупателей и поведения продавца (в РСФСР от 27 августа 1966 года). ![]() Правила розничной торговли текстильными, швейными, трикотажными и галантерейными товарами (каждое из них утверждено приказом Министерства торговли СССР № 896 от 22 октября 1951 года) обязывали продавца по отношению к покупателям в основном к следующему: оказывать содействие в выборе товаров; знакомить с имеющимися моделями и сортами, видами изделий и их отличиями; помогать в определении нужных покупателю размеров, предлагать товары сопутствующего ассортимента; рекомендуя новые виды товаров, объяснять, в чем их преимущество; продавая ткани, показать имеющиеся расцветки и рисунки, дать консультацию, сколько купить ткани для пошива той или иной вещи; отпуская товары, объяснить правила пользования, лучшего сохранения и ухода (стирка, глажка, чистка). Розничная продажа обуви регулировалась Правилами, утвержденными приказом Министерства торговли СССР от 17 января 1968 года № 8. Кстати, был в этих Правилах один пункт (№ 17), который, отражал реальную ситуацию с доступностью товаров. В этом пункте было сказано: «При отсутствии в продаже необходимого для покупателя товара продавец должен сообщить покупателю, когда ожидается его получение». ![]() В советское время получение новой квартиры стало явлением массовым, и поэтому особое значение в связи с этим приобретала четкая торговля мебелью. В соответствии с Правилами продажи, утвержденными приказом Министерства торговли СССР от 22 октября 1951 года № 896, продавец обязан был не только ознакомить покупателя с имеющимся ассортиментом мебели и оказать ему необходимую помощь в ее выборе, но и сообщить, каким предприятием она изготовлена, из какой древесины, характер лицевой отделки, вид обивочных материалов. Кроме того, Правилами было предусмотрено, что продавец «дает совет, какая мебель (отдельный предмет) подходит по габаритам и архитектурным формам к площади комнаты и имеющейся в комнате мебели». Проданная мебель должна была быть доставлена покупателю на дом в двухдневный срок в часы, согласованные с покупателем, за отдельную плату. ![]() Сделав покупку, гражданин приобретал вполне определенные права. Например, согласно Типовым правилам обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети (приложение к циркулярному письму Министерства торговли СССР от 3 января 1967 года № 01—75), гражданам предоставлялось право в течение 14 дней (не считая дня покупки) обменять купленные в магазинах доброкачественные верхние швейные и трикотажные изделия, головные уборы, штучный текстиль, женские сумки. Обменять можно было вещи, не подошедшие по форме, фасону, расцветке или размеру, причем только те, которые не были в употреблении, не повреждены, чистые, обязательно с фабричным ярлыком и товарным или кассовым чеком магазина. ![]() Обувь, не подошедшую по размеру, фасону или модели, можно было обменять в течение 7 дней со дня покупки, при условии, что она не была в употреблении. В случае утери покупателем чека — только с разрешения директора магазина или его заместителя (пункты 3 и 4 Правил обмена обуви, утвержденных 4 апреля 1966 года Министерством торговли и Министерством легкой промышленности СССР). Все, о чем говорилось выше, относится к качественным, добротным товарам. А как было в случаях, если вещь оказалась с браком? Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик в статье 41 определяли ответственность предприятий торговли за продажу некачественных вещей. Это положение было закреплено и в гражданских кодексах союзных республик. Объем и последовательность ответственности, порядок и сроки предъявления претензий были конкретизированы в соответствующих Правилах обмена товаров. Кстати, была существенная разница в положениях об обмене товаров, продаваемых с гарантийным сроком и без него. В соответствии с Правилами обмена промышленных товаров покупатель, обнаруживший дефект в вещи, продаваемой без гарантийного срока, имел право обменять ее в течение 14 дней, не считая дня покупки. При этом на вещи должен был сохраняться фабричный ярлык. Необходимо было предъявить также товарный или кассовый чек. Товары, продаваемые без чека и ярлыка, обменивались только по решению администрации магазина. Если же в купленных вещах был обнаружен скрытый дефект, подтвержденный лабораторным анализом или заключением бюро товарных экспертиз, то срок обмена продлялся до четырех месяцев. Вещь направлялась магазином на исследование в течение пяти дней с момента заявления покупателя. Для сезонных товаров (например, для зимних пальто) сроки исчислялись с момента наступления соответствующего сезона. При отсутствии в магазине товаров для замены у покупателя принималась бракованная вещь, а ему немедленно возвращались деньги в размере полной стоимости вещи. На товары, которые продавались с гарантийным сроком, распространялся следующий порядок обмена. ![]() Телевизоры, радиолы, магнитофоны и другая радиоаппаратура подлежали обмену, если в гарантийной мастерской в течение десяти дней после письменного заявления не могли устранить неисправность из-за отсутствия запасных частей или сложности ремонта; после одного сложного ремонта с заменой основных узлов был необходим повторный — такой же сложности; после трех мелких ремонтов — необходим еще такой же. Пианино, рояли, велосипеды, стиральные машины, холодильники, швейные и универсальные кухонные машины, лодочные моторы и другие крупногабаритные изделия, а также электросчетчики обменивались, если был невозможен их ремонт в течение десяти дней либо после двукратного ремонта с заменой агрегатов, отдельных крупных деталей, узлов, частей. Баяны, аккордеоны, гармонии, кинокамеры и проекторы, фотоаппараты, электробритвы, электровакуумные изделия и электроприборы — при установлении неисправности производственного характера, которая не могла быть устранена в недельный срок, а также при необходимости повторения сложного ремонта. ![]() Часы подлежали обмену, если по заключению гарантийной мастерской их нельзя было отремонтировать в недельный срок. Однажды отремонтированные по гарантии часы при необходимости повторного ремонта подлежали обязательной замене. Однако мелкие дефекты, которые могли быть устранены в присутствии заказчика, не могли служить основанием для замены. Легковые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды подлежали обмену в том случае, если мастерская гарантийного обслуживания не приведет их в технически исправное состояние в течение двух недель. Обувь обменивалась по специальным правилам, принятым в соответствии с циркулярным письмом Министерства торговли СССР от 21 апреля 1966 года. Для сезонной обуви сроки исчислялись с начала соответствующего сезона. Правила обмена обуви должны были вывешиваться во всех магазинах, торгующих обувью, в удобном для обозрения месте. Дефекты мебели должны были устраняться в недельный срок. Если это оказывалось невозможно, то предмет необходимо было заменить на изделие того же артикула либо другого, но лишь с согласия покупателя. В противном случае ему возвращалась полная стоимость предмета. Замена отдельных предметов из гарнитура разрешалась только с согласия покупателя (по общему правилу заменялся весь гарнитур). Во всех случаях при отсутствии для замены товаров той же марки (артикула) и согласия покупателя на замену их такими же другой марки ему должны были полностью возвратить деньги. Гарантийный срок исчислялся со дня продажи. Время нахождения вещей в ремонте в гарантийный срок не включалось. При обмене вещей начало гарантийного срока исчислялось с момента обмена. ![]() Доставка крупногабаритных предметов в период гарантийного срока в мастерскую для ремонта или в магазин для обмена и обратно производилась за счет магазина или мастерской. Необходимо, однако, иметь в виду, что дефекты и неисправности, возникшие по вине покупателя, не давали права на гарантийный ремонт или на обмен. Заключение в этом случае давало Бюро товарных экспертиз. Расходы относились на счет виновной стороны. Как видим, правила достаточно разумные и продуманные, направленные на качественную защиту потребителей. Тем не менее, работали они достаточно плохо по некоторым причинам. В первую очередь из-за тотального дефицита, при котором нередко покупатель предпочитал оставить некачественную вещь, отремонтировав ее самостоятельно, чем пытаться обменять на другую. Во-вторых, из-за низкой правовой грамотности населения, которое далеко не всегда знало о своих правах. В-третьих из-за малой плотности гарантийных мастерских, которых нередко на весь Советский Союз было пару десятков, что превращало гарантийный ремонт в недоступную или очень труднодоступную опцию. http://mywebs.su/blog/cccp/30760/
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Бизнес»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
|
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.