Сегодня 20 декабря, пятница ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7277
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Карелия СССР
Карелия СССР
Голосов: 0
Адрес блога: http://karel.su/
Добавлен: 2017-04-21 16:36:54
 

УЧАСТИЕ ТРУДЯЩИХСЯ КАРЕЛИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТОПЛИВНОГО КРИЗИСА (1918—1920 гг.)

2017-04-21 15:54:38 (читать в оригинале)

УЧАСТИЕ ТРУДЯЩИХСЯ КАРЕЛИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТОПЛИВНОГО КРИЗИСА (1918—1920 гг.)


Лесозаготовительная промышленность занимала одно из основных мест в хозяйственной жизни Карелии еще до Великой Октябрьской социалистической революции. На ее долю накануне первой мировой войны приходилось около 43,6% всей стоимости валовой продукции народного хозяйства края1. На заготовке леса и сплаве работало до одной трети всех крестьян, занимавшихся промыслами.
После установления Советской власти в Карелии капиталисты-лесопромышленники оказывали бешеное сопротивление мероприятиям Советского правительства по установлению рабочего контроля за производством и распределением. Они закрывали лесопильные заводы, прекращали лесозаготовки. Саботаж предпринимателей тормозил развитие основной промышленности края — лесной, создавал для трудящихся большие экономические трудности.

20 ноября 1919 «Олонецкая коммуна» обратилась ко всем профсоюзным организациям с призывом о привлечении членов профессиональных союзов к участию в коммунистических субботниках по заготовке дров. На зимний сезон 1919/20 г. в губернии было намечено заготовить 275 тыс. куб. сажен дров, 2 млн. шт. бревен, 1 млн. пудов древесного угля, тысячи кубических сажен шпал, телеграфных столбов, крепежного леса и других строительных материалов. Выполнение этого задания распределялось между гублескомом и Мурманским железнодорожным лесным комитетом, ведавшим заготовкой дров исключительно для Мурманской железной дороги. При этом на долю последнего падала заготовка только сравнительно небольшого количества дров — около 52 тыс. куб. сажен4. Кроме того, местные органы власти должны были организовать бесперебойное снабжение дровами промышленных предприятий, советских учреждений, школ, больниц, детских учреждений, жилищ рабочих. Задание по заготовке древесины превышало количество фактически заготовленных дров в Карелии в сезон 1918/19 г. более чем в два раза и бревен более чем в 6 раз.

озеро Энгозеро

2017-04-21 13:43:19 (читать в оригинале)

Энгозеро находится в Лоухском районе Карельской АССР и является самым крупным озером в пределах этого района. Общая площадь озера равна 136,1 кв. км, площадь водного зеркала 121,92 кв. км. Наибольшая длина озера 38,3 км, ширина около 7,9 км.
Озеро относится к бассейну р. Калги, через которую проходит основной сток. В западной части сток производится через р. Воньгу. Из 11 притоков Энгозера наиболее существенное значение имеет р. Пулома, служащая рыбам в период их нагула миграционным путем в озера Овечье и Заячье. Другие притоки малы, и их предустьевые пространства являются благоприятным местом для размножения весенненерестующих рыб.

Энгозеро имеет вытянутую с северо-запада ка юго-восток форму. Берега его сильно изрезаны, озеро имеет большое количество заливов и губ. Из них наиболее значительными являются: Печная губа, Морозова губа, Рогатая губа, Теткина губа и некоторые другие.

На Энгозере 144 острова, более 70% которых расположены в западной части озера. Околоостровные пространства представляют собой основные пункты неводного, сетного лова и служат местами нереста для ряпушки и сига.
Берега Энгозера высокие, скалистые, редко — песчаные и низкие заболоченные. Большая часть берегов покрыта сосновым и еловым лесом (частично вырубки).

озеро Тикшозеро

2017-04-21 13:24:44 (читать в оригинале)

Тикшозеро расположено в северо-восточной части Кестеньгского района и является одним из крупных озер северной Карелии. Общая площадь озера 232,4 кв. км, площадь зеркала 208,8 кв. км или 20 880 га. Наибольшая длина 26,7 км, наибольшая ширина 16 км, глубины до 40 м. Из 20 притоков Тикшозера наиболее существенное значение имеют три реки: Большая (Лопская), Хлебная и Тощая. Сток из озера осуществляется через реки Винча и Пудос, которые вытекают из северовосточной части озера и впадают в озеро Нотозеро (система р. Ковды).
Очертания береговой линии характеризуются значительной изрезан-ностью (общая протяженность береговой линии 204 км). Изрезанность береговой линии создает множество заливов и губ, удобных для рыболовства. Наиболее крупными заливами являются Кокорная, Хлебная, Тайболгуба, Левеалакши, Ваарилакши, Степанова губа, Пимеа-похья и др.
На Тикшозере насчитывается 342 острова, две трети которых сосредоточены в северо-западной части озера (к западу от Большого Притча-острова).
Значительная часть побережья озера сложена кристаллическими коренными породами, но отдельные береговые участки — из материалов ледникового происхождения. Преобладают на Тикшозере скалистые, валунные и низкозаболоченные берега. Высокие скалистые берега представлены в виде крутых и обрывистых скал высотою до 10 м, либо в виде огромных скальных глыб, напоминающих «бараньи лбы», высотою до 15 м и протяжением до 100— 150 м. Валунные берега сложены в большинстве из крупных валунов. В заливах преобладают низкие заболоченные берега.

ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ НАД ЯЗЫКОМ КАРЕЛЬСКИХ ПОСЛОВИЦ

2017-04-21 11:39:46 (читать в оригинале)

1. Для выражения членов предложения в карельских пословицах употребляются основные общераспространенные средства языка с некоторым ограничением, обусловленным специфическими особенностями жанра, В силу обобщающего характера пословиц подлежащее в них, например, не может быть выражено личным местоимением.
2. Множество пословиц передается эллиптическими предложениями, что объясняется стремлением к сжатию изречения. Сжатие пословичного предложения может происходить путем отбрасывания всего лишнего (даже главных членов, если они выясняются из контекста) или путем отбора лексико-семантических средств языка. Поэтому в пословицах особенно широко употребляются субстантивированные прилагательные, причастия и числительные, которые в данном контексте мыслятся предметно.
3. В синтаксическом строе пословичного предложения широко представлены конструкции обобщенно-личных предложений, в которых сказуемое выражено глаголом 2-го лица единственного числа в изъявительном и повелительном наклонении, а также глаголом 3-го лица единственного числа настоящего времени (в значении настоящего-постоянного) в изъявительном наклонении.
4. Среди максимально сжатых пословичных простых предложений наиболее типичными являются простые двусоставные предложения, распространенные чаще всего одним или двумя второстепенными членами,
в первую очередь — дополнением. Самостоятельных простых нераспространенных предложений в карельских пословицах почти не встречается.
5. Порядок слов, как один из внутренних средств более точного выражения мысли, в пословичных предложениях играет исключительно большую роль. Прямой порядок слов в карельском предложении: подлежащее, сказуемое, объект (при обязательной препозиции определения) в пословицах встречается в единичных случаях. Целенаправленный выбор порядка слов в карельских пословицах возможен благодаря исключительно богатому многообразию и полноте системы словоизменения.

Календарные обряды карел XIX - начала XX в. Святочное ряжение

2017-04-21 11:11:31 (читать в оригинале)

Календарные обряды карел XIX - начала XX в. Святочное ряжение


"Ряженых в Карелии называли хухляки (huhl’akat, kuhl’akat, huuhel’nikat), У части людиков - smuutat (от рус. «смуты», «смутьяны»), а в западной части Калевальского р-на — kummat (от фин. и карел, kumma — «чудо»). Были еще и некоторые локальные термины, например, в Тунгуде особую группу ряженых составляли буколицые. Размалеванные и вымазанные сажей, с палками и поленьями они с шумом врывались в дома и устраивали потасовки. Буколицые нападали и на другие артели «мирных» ряженых, а если «завидят на улице парнишек, то натолкают им полные штаны снега» (2581/1, д. Тунгуда).

Термины хухляк, хухлик, хухоль, хухолъник и другие им подобные, употребляемые в Карелии и Архангельской обл., О. А. Черепанова считает финно-угорскими по происхождению.3 Термин huuhel’nikka, huhl’akka, возможно, связан с основой huu- (hu-), которая, в свою очередь, есть звукоподражание дыханию (ср.: дух). Ю. X. Тойвонен в «Этимологическом словаре финского языка» объединяет huu- с понятиями «душа умершего», «человеческая душа», находя ему соответствия в других языковых системах.3 В словаре В. И. Даля приведен глагол хухлякать - «плакать, кричать по покойнику». С терминами hurri и hurrikas (восходящими к вышеприведенному huu-), обозначающими тех или иных действую-щих лиц в свадебном ритуале и обряде инициации, в карельской и финской традиции связаны элементы ряжения и иносказания («волк», «бык», «медведь» и т. д.), имеющие, по-видимому, целью скрыть собственную сущность в момент отсутствия покровительства личных духов (переходный период), одновременно маркируя таким образом свою ущербность и через данную атрибутику пытаясь получить покровительство духов нового социального статуса. Такие термины, как, например, хухор - 'мельник' (заонеж.) также, вероятно, связаны с вышеприведенной мифологической основой уже в силу специфики профессии, которой вменялась связь с нечистой силой (см. ниже). Возможна связь основы hu(u)- и карельского huhuta — 'кричать' (ср.: хухлякать — «кричать по покойнику»). Здесь особо интересны такие значения глагола, как huhuta kaskelle — букв, «кричать пожоге», что означает вызывать, заклинать ветер (ср.: рус. 'кликание'), huhuta pirulle - 'вызывать черта или лешего' и т. д. У украинцев и западных славян «гукать» означает «выкликать русалок».

Для обозначения ряженых в вывернутых шубах, с волосами из пакли, такими же усами и бородой в тверских карельских деревнях существовал термин čuudot — чуды.7 Известен он и в Карелии (2936/2, д. Кимовары), глагол čuudittaa, т. e. 'чудиться' («на святках все что-нибудь чудится») общеупотребителен. Чуды известны веп¬сам и коми и, возможно, имеют в своей основе этноним 'чудь, чуды', обозначающий некогда живший здесь полулегендарный народ, упоминание о котором можно встретить только в преданиях. В частности, термин чудилко - 'маскированный' - был широко распространен на Вытегорщине. Стоит упомянуть еще об одном термине из Сямозера — kruhl'atta, так здесь называли ряженых. В своем прямом значении слово употребляется для обозначения большой по объему ноши, копны. «Была как хорошая копна, эдакая большая крухлятта» (Суоярви, д. Корписелькя).

Ряженые в Карелии начинали обходы дворов сразу после Рождества. Обходы длились до Крещения, когда кто-то из ряженых мог выкупаться в иордани, снимая грехи."


Страницы: 1 2 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.