Состояние лесов и других природных территорий Подмосковья, а также способности этих территорий обеспечивать благоприятную для граждан окружающую среду, неуклонно ухудшаются. Леса и другие природные территории или уничтожаются и деградируют в результате застройки, загрязнения, замусоривания, неправильных рубок, или исключаются из общего пользования.
Власти, вопреки Конституции, не только не препятствуют этим процессам, но и во многом способствуют им, принимая и утверждая планы, схемы и проекты, связанные с развитием населенных пунктов и инфраструктуры в первую очередь за счет сокращения площади природных территорий, то есть за счет ухудшения качества окружающей среды. К числу таких документов относятся Схема территориального планирования Московской области, Лесной план Московской области, проекты ряда платных скоростных автомагистралей Москва-Санкт-Петербург, Москва-Минск, ЦКАД.
ЦКАД - центральная кольцевая автомобильная дорога - масштабный проект развития инфраструктуры Московской области. В связи с расширением границ Москвы в 2012 году часть ЦКАД пройдет и по территории Москвы. По замыслу авторов проекта, основное назначение ЦКАД - разгрузка федеральных дорог и МКАД путем перераспределения транзитного потока автотранспорта. Стоимость строительства ЦКАД оценивается в 300 - 350 млрд. рублей. 70% ЦКАДа по замыслу авторов проекта должна пройти по территориям лесного фонда.
Реализация проекта ЦКАД продолжается вопреки многочисленным свидетельствам нарушения экологических норм. Строительство, которое началось в 2014 году, ведется за счет массовой вырубки лесов в Новой Москве и Московской области, что приведет к значительному ухудшению здоровья и качества жизни людей и превращению зеленой зоны ближнего Подмосковья в промышленно-оптовую базу и перевалочный пункт для межрегиональных и международных грузовых перевозок.
Дополнительный урон экологии будет нанесен логистической инфраструктурой - зданиями складов, офисов и автозаправок, которые предполагается возвести вдоль новой трассы.
Строительство ЦКАД влечет безвозвратное уничтожение традиционной среды обитания людей и животных, а также исторических ландшафтов и зданий Подмосковья. Особый урон будет нанесен, оказывающимся на пути ЦКАД сельским поселениям. Для людей, как и для зданий, не пройдет бесследно воздействие вибрации от интенсивного движения большого количества тяжелого транспорта и массированные выбросы выхлопных газов.
По мнению авторитетных специалистов, проект ЦКАД является экологически опасным. На данный момент в его реализации зафиксированы многочисленные нарушения законодательства, а также вырублены несколько сотен гектар лесных насаждений. Есть сведения о масштабных хищениях средств, в размере 8,8 млрд. рублей, выделенных на экологические исследования, проектно-изыскательские и геодезические работы по проектированию ЦКАД, и связанных с этими хищениями проблемах с качеством проектной документации, основанной на исследованиях 20-40 летней давности.
Представители Министерства экономического развития РФ предложили запретить любое строительство коммерческой недвижимости возле ЦКАД. По мнению чиновников, это приведет к дополнительной нагрузке на трассу и, в конечном счете, - к пробкам. В качестве примера был приведен МКАД, на котором постоянные проблемы с движением автотранспорта на участках, где построены крупные торговые комплексы и другие объекты коммерческой недвижимости. Эти рекомендации лежат на рассмотрении в правительстве РФ, где, очевидно, и будет решаться судьба всего Подмосковья.
Однако Андрей Воробьев, глава Московской области, заявил о том, что строительство коммерческой недвижимости вокруг возводимого ЦКАДа запрещать нельзя. «Это просто невозможно. Там, куда приходит дорога, будет появляться жизнь. Если ЦКАД все-таки будет построена, вокруг него начнется экономическая деятельность. Это является фактом и реалиями жизни, которые сегодня невозможно опровергнуть», - пояснил он свою позицию. То, что лесной фонд не переведен даже под строительство ЦКАД, не то что под коммерческую застройку, - похоже подмосковного губернатора не смущает.
Сейчас у ЦКАД предусмотрена реализация 29 крупных проектов. Самый масштабный - строительство целого города на 100 тысяч населения (проект «Нордстар девелопмент»). Среди значимых проектов также логистический комплекс «Южные врата» (490 тысяч квадратных метров), складские комплексы PNK Group общей площадью более 500 тысяч квадратных метров. Свои интересы и у собственников прилегающих к ЦКАД участков - в частности, «Абсолют» Александра Светакова, Coalco Василия Анисимова, ПСН братьев Ананьевых и структуры Василия Бойко-Великого.
Разруха в лесном хозяйстве Подмосковья, несвоевременное и некачественное проведение лесохозяйственных мероприятий усилило уязвимость лесов, существующих в условиях сильно преобразованной человеком среды. Леса Московской области находятся в удручающем состоянии. Только короедом-типографом заражены 40 тыс. га леса. ЦКАД уничтожит природу полностью.
Фактически лесопарковый защитный пояс Москвы прекратил свое существование. Подмосковные лесопарки быстро деградируют и уничтожаются.
ЦКАД мусора
Власти Подмосковья представили свою территориальную схему обращения с отходами. Документ определил места расположения в регионе новых мусорных полигонов, продолжительность работы старых, объемы отходов, которые они смогут принять, и населенные пункты, близ которых будут построены заводы по переработке и термическому обезвреживанию мусора. Однако экспертные советы, изучив документ, выявили в нем существенные недостатки.
Новые мусорные полигоны появятся в пяти точках Подмосковья. Территориальная схема не уточняет их адреса, что вызвало нарекания экспертов. Называются только районы: Серебряно-Прудский, Сергиево-Посадский, Орехово-Зуевский, Каширский и Воскресенский. «Эти площадки расположены преимущественно в восточной и юго-восточной части Московской области, наиболее густо населенной и имеющей дефицит инфраструктуры. На всех новых полигонах также будут расположены современные мусороперерабатывающие заводы», - говорится в документе.
Разработчики схемы пришли к выводу, что «термическое обезвреживание твердых коммунальных отходов при высокой температуре обеспечивает лучший экологический эффект, чем размещение отходов на полигонах». Поэтому в Подмосковье решено построить четыре таких завода - в районе Наро-Фоминска, Солнечногорска, Ногинска и Воскресенска - мощностью 700 тыс. т каждый.
Половина мощности заводов будет зарезервирована для термического обезвреживания твердых коммунальных отходов, поступающих из Москвы. Формулировка «заводы термического обезвреживания» объединяет все существующие сейчас технологии по обезвреживанию мусора: газификацию, сжигание, пиролиз, плазменный метод. Выбор технологии будет осуществляться федеральным правительством.
«Объективность принятия предлагаемых терсхемой решений не вызывает доверия. В ультимативном порядке общественность ставится перед фактом - будем жечь», - говорится в заключении экспертного совета, которое находится в распоряжении «Известий». http://izvestia.ru/news/642800
Мусоросжигательные заводы - это вообще вчерашний день, и в мире от них постепенно отказываются, - считает член экспертного совета при минэкологии МО и Общественной палаты МО Елена Гришина. В большинстве регионов России их не включили в территориальные схемы. Если в Подмосковье решили использовать эту технологию, то нужно было разместить заводы на значительном расстоянии от населенных пунктов. Эта задача не проработана.
Эксперт также отмечает, что разработчики территориальных схем должны были указать точные адреса размещения мусоросжигательных заводов и новых полигонов. Население поставят перед фактом. Но люди будут против, потому что в некоторых городах уже остро стоят экологические вопросы из-за деятельности предприятий, которые нарушают природоохранное законодательство. Например, в Солнечногорске расположены заводы «Сенеж», «Пларус», «Европласт», которые загрязняют атмосферу в городе. Дополнительная экологическая нагрузка в виде мусоросжигательных заводов для солнечногорцев будет неприемлема. Такая же ситуация в Воскресенске. И даже если в итоге заводы будут построены, им в дальнейшем спокойно работать не дадут - люди будут жаловаться и протестовать.
В Подмосковье происходит фактическое вымирание тех отраслей народного хозяйства, которые связаны с управлением природными территориями - прежде всего, лесного и сельского хозяйства. В результате этого леса и другие природные территории приходят в упадок, теряют свою эстетическую и средообразующую ценность, превращаются в свалки бытового и промышленного мусора.
ЦКАД конфликтов
Население Московской агломерации (Москвы и территорий ближайшего Подмосковья, фактически образующих единую с Москвой населенную территорию) составляет, по разным оценкам, 15-17 миллионов человек.
При сложившейся системе управления страной стимулы к развитию получают только крупнейшие административно-финансовые центры и отдельные сырьевые провинции, а основная часть территории страны, включая практически все сельские населенные пункты, большинство малых и средних городов, с той или иной скоростью пустеет и вымирает. На фоне разрухи и запустения, царящих в большинстве сел, деревень и малых городов России, Московская агломерация выглядит как своеобразный Ноев ковчег для экономически активной части населения, позволяющий пережить очередные трудные времена.
Проблему усугубляет то, что рост численности населения Московской агломерации в значительной степени происходит за счет представителей тех социальных групп населения, которые характеризуются, с одной стороны, повышенными потребительскими амбициями, а с другой стороны - правовым нигилизмом и презрительным отношением к интересам других граждан.
Существующие документы, определяющие стратегию развития столичного региона, в максимально возможной степени способствуют дальнейшему росту его перенаселенности, а также удовлетворению потребности растущего населения в земельных ресурсах, главным образом за счет природных территорий. Генеральный план Москвы предусматривает значительный рост потребности в трудовых ресурсах - грядущий дефицит этих ресурсов оценивается по меньшей мере в 1,3-1,5 млн. человек, а уровень, на котором должен в будущем стабилизироваться миграционный прирост населения - в 50-75 тысяч человек в год.
Схема территориального планирования Московской области предусматривает концентрацию градостроительной деятельности практически на всех территориях, примыкающих к транспортным магистралям ближнего Подмосковья. Лесной план Московской области предусматривает использование большей части лесов, находящихся в пределах кольцевой автомобильной дороги А107, для так называемой рекреационной деятельности, которая, согласно новому Лесному кодексу, подразумевают возможность застройки и фактического изъятия лесов из общего пользования.
Совместная реализация Схемы территориального планирования Московской области, проектов ЦКАД и новых радиальных автомагистралей, и Лесного плана Московской области фактически приведут к появлению единой урбанизированной территории диаметром около 120 километров.
Безудержный рост Московской агломерации грозит отнюдь не только лесам и другим природным экосистемам. Перенаселенность является источником значительного количества социальных проблем - конфликтов между различными социальными и этническими группами населения, ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации, криминализации общества.
Кроме того, быстрый рост Московской агломерации и реализация крупных и очень дорогих инфраструктурных проектов, направленных на обслуживание этого роста, неизбежно приведет к увеличению разрыва между столицей и большинством других регионов страны до уровня, ставящего под угрозу целостность всей страны.
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.