Как возраст матери влияет на ребенка
2020-11-25 08:43:00 (читать в оригинале)
Дети, родившиеся у матерей «нестандартного» возраста, могут оказаться в менее выгодных стартовых условиях по сравнению со сверстниками. Однако у позднего ребенка есть и плюсы: например, выше шансы получить качественное образование.

Беременность в подростковом (до 19 лет) и старшем возрасте (больше 35 лет) сопровождается повышенным риском для матери и ребенка. Хотя количество подростковых беременностей снизилось почти во всех странах по сравнению с 1990 годом, до сих пор около 11% родов в мире приходится на девушек подросткового возраста, 95% которых проживает в странах со средними и низкими доходами.
Больше всего ранних родов приходится на страны Африки южнее Сахары в силу распространенной в этом регионе практики ранних браков.
Однако в последнее время ученые уделяют больше внимания поздним беременностям. Например, в США количество женщин, впервые рожающих в возрасте 35-39 лет, выросло за период с 1970 по 2012 год в несколько раз (с 17 до 110 на 1000 человек). Данных о подобной тенденции в странах со средними и низкими доходами пока недостаточно.
У детей, рожденных девушками подросткового возраста, в целом меньше возможностей для всестороннего развития
Как возраст матери влияет на ребенка | Семья и ребенок
Семья сильна, когда над ней крыша одна
2020-11-21 17:27:00 (читать в оригинале)
Даже у пьяниц нельзя отнимать детей, нужно бороться за родную семью до последнего
Рождение ребенка на свет возможно только при участии двоих родителей: мужчины и женщины. Никто в одиночку не способен родить ребенка, это заложено в природе человека, поэтому все попытки стать отцом или матерью самостоятельно противоприродны и неугодны Богу. Ребенок рождается в семье (какая бы она ни была) и жить в ней его неотъемлемое право. Он родился, и ему нужны любовь и забота родных людей. Да, к сожалению, не все могут дать одинаковую заботу своим детям, но так было всегда. Мир многолик, деление на бедных и богатых, образованных и не очень было, есть и будет. Кому-то икра надоела, а для кого-то хлеб с молоком праздник, но и в тех, и в тех семьях росли и вырастали дети. У богатого, скорее всего, вырастет ученый ребенок, который станет врачом или адвокатом, а у бедного вырастет рабочий, ремесленник, уборщица, прачка, но это тоже очень важно для общества. Каждый слой общества давал государству своих представителей, иначе и не могло быть.

Русский народ сложил множество пословиц, утешая себя в бедности: «В тесноте, да не в обиде», «Тесно, хоть тресни, зато все вместе», «Вся семья вместе – так и душа на месте», «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Все понимали, что семья – основа любого государства, её берегли и тысячелетия никто не посягал на целостность семьи ни по какому поводу. В каких бы обносках не бегали дети бедняков, их не смело отнимать общество, поэтому всю историю человечества рождаемость росла. Большая семья считалась благословением Божиим, рожать не боялись, верили, что прокормят. Власти боролись только с круглым сиротством и беспризорничеством, устраивали приюты для таких детей, чтобы их путь не окончился тюрьмой.
Все изменилось за последние десятилетия, когда государство вдруг «полюбило» наших детей больше нас самих. Оно вдруг озаботилось не столько сиротами, сколько семейными детьми, да так рьяно озаботилось, что страх рожать от такой «заботы» охватил почти всю страну. Рождаемость катастрофически падает, русский народ катится к вырождению, а ситуацию не исправляют и выводы не делают. И в такой тяжелой ситуации еще и делаются попытки принять более жестокие законы, ставящие под угрозу само существование семьи!
Я много раз бывала в детском доме и интернате нашего города, пришлось окунуться в эту среду глубоко. Многого навидалась и скажу одно: НИКОГДА РЕБЕНКУ НЕ БУДЕТ ЛУЧШЕ В КАЗЁННОМ ДОМЕ. Даже детям из очень неблагополучных семей. Приезжают повидаться мать или бабушка, бедно одетые, с какими-нибудь карамельками в сумке, а ребенок бежит счастливый навстречу – мама приехала! Бежит, хотя в группе полно новых и красивых игрушек, а в столовой прекрасно кормят (могу судить только о нашем детдоме). Бежит, чтобы его обняли и поцеловали. Чужие тети посчитали, что ремонт, игрушки и питание ему важнее, поэтому он не с мамой, а ему не нужно все это, ему нужен родной человек, пока не стерлась память, пока не разорвались родственные связи.
Семья сильна, когда над ней крыша одна | Семья и ребенок
Арина Дубровина: Семья должна держаться вместе
2020-11-18 18:48:00 (читать в оригинале)
25-летняя жительница Октябрьского района Самары воспитывает пятерых детей.
Летом Арина Дубровина оформила опеку над осиротевшими двоюродными сестрами и братом. На тот момент в ее семье уже подрастала четырехлетняя дочка Аврора. О том, легко ли было принять это решение и каково в таком молодом возрасте стать многодетной мамой, Арина рассказала sgpress.ru.

— Я довольно рано обрела финансовую независимость. Работать начала в 14 лет. Занималась тогда спортивным туризмом, и у меня была цель — за лето заработать денег на подъем на Эльбрус. Поэтому я устроилась в крупную интернет-компанию, предлагала прохожим на улице подключить услуги телекоммуникаций. Поскольку впереди был 10-й класс, для меня сделали четырехчасовые смены, и я успевала совмещать учебу с работой. Нужную сумму заработала, на Эльбрусе побывала.
В декретном отпуске тоже не могла сидеть дома без дела, решила создать свою ногтевую студию. Сначала арендовала один стол, потом постепенно приобрела все необходимое, набрала людей.
Когда встал вопрос об оформлении опекунства, прочное финансовое положение, конечно, сыграло не последнюю роль.
Три дня на решение
— Мне с детства прививали идею, что семья — это очень важно.
У моей мамы несколько сестер. Так получилось, что одна из них рано умерла, оставив четверых детей. Сейчас им 7, 11, 13 и 16 лет. Живут они в поселке Глушицкий Большечерниговского района. Опекунство над ними оформила бабушка, но этим летом она тяжело заболела, и вскоре ее не стало. Буквально на следующий день нам позвонили из опеки, поинтересовались, что мы думаем по поводу детей. Сказали, что на принятие решения у нас есть три дня: либо надо начинать процедуру переоформления опеки, либо их заберут.
Мы с мамой сразу решили, что ребята не должны попасть в детский дом. Не могу сказать, что я была с ними очень близка. Мы виделись, когда я приезжала к бабушке, но каких-то теплых отношений между нами не существовало. Тем не менее сомнений не возникло.
Несмотря на то, что обязанности по воспитанию детей мы с мамой делим пополам, опекунство решили оформлять на меня. Я более мобильная. Мама не водит машину, а нужно было собрать массу документов, объехать множество инстанций, часть из которых находится в поселке, часть — в райцентре.
Арина Дубровина: Семья должна держаться вместе | Семья и ребенок
Некоторые аспекты родительства в России в контексте социальных режимов обеспечения постиндустриальных стран
2020-11-02 13:29:00 (читать в оригинале)
Особенности развития института семьи, брака и родительства в
постиндустриальных странах (США и Европе, Австралии, Канаде) в
значительной мере зависят от социального режима обеспечения (welfare
regimes) в каждой из стран1
. П. Х. Блоссфелд и Х. Хофмейстер определяют эти
режимы степенью поддержки социального равенства, в том числе полов, а
также идеологией государств в отношении социальной солидарности. В
процессе крупномасштабного международного проекта ими выделено пять
основных режимов по следующим критериям: активная политика в сфере
занятости, поддержка неработающих (безработных, больных, бедных,
молодежи, пенсионеров, тех, кто ухаживает за членами семьи),
предоставление родительских отпусков, семейных пособий и служб ухода за
детьми, пропорция рабочих мест в государственном секторе2
.
США, Соединенное Королевство и Канада классифицируются как
либеральные режимы обеспечения. Здесь пассивная социальная политика,
средний уровень поддержки уязвимых слоев, и относительно невысокий
уровень занятости в государственном секторе. Помощь семьям только
целевая, ситуативная, в случаях острой необходимости.
Социал-демократический режим означает продвижение социального
равенства полов на рабочих местах и в семьях, активную политику на рынке
труда с целью полной занятости населения, включая госсектор, справедливую
налоговую политику. Занятости женщин способствуют социальные службы:
детские сады, центры дневного ухода за детьми, дома для престарелых.
Прогрессивный индивидуальный налог (в отличие, от «семейного»)
предполагает наличие второго дохода в домохозяйстве. Такие режимы
утвердились в Швеции, Норвегии, Дании.
В качестве примеров консервативного режима обычно приводится
Германия и Нидерланды. Социальная политика не ориентирована на
регулирование рынка труда. Однако, тем, кто потерял работу,
нетрудоспособен или вынужден раньше выйти на пенсию оказывается помощь
для поддержания жизненного стандарта. Этот режим также ориентирован на
разделение труда в семье: жены часто экономически зависимы от мужей или
имеют возможность работать неполное рабочее время. Службы ухода за
1 Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН 2008. − С.31-
33.
2 Blossfeld, P. Hofmeister, H. Life courses in the globalization process. Final Report. Otto
Friedrich University of Bamberg. 2005.
детьми и стариками развиты в меньшей степени, чем в странах социальнодемократического режима.
Южно-европейские страны, такие как Италия и Испания, и в какой-то
мере, Ирландия и Мексика отнесены к семейно-ориентированному режиму,
который в отношении регулирования рынка труда похож на либеральный
режим. Отличие состоит в том, что на уровне как идеологии, так и практик,
родственники активно участвуют в защите своих членов как от
экономических, так и социальных рисков.
К «постсоциалистическим, переходным режимам» отнесены Россия,
страны СНГ и Восточно-Европейские страны, которые двигаются разными
путями, и их режимы обеспечения пока являются смешанными.
Лин Кук и Джанин Бэкстер объединяют «консервативный» и «семейноориентированный» социальный режимы, называя его режимом «поддержки
мужа-добытчика», включая и Японию в число стран с таким режимом.
Сравнительные исследования развитых стран свидетельствуют, что
социальные режимы существенно влияют на разделение труда в браках,
включая и родительские обязанности по уходу за детьми и заботе о них, хотя
безусловно существуют и внутристрановые различия между социальными
группами3
.
К какому социальному режиму двигается Россия? Этот вопрос хотелось
бы обсудить в рамках секции. Здесь прежде всего необходимо учитывать то
обстоятельство, что, по крайней мере, начиная с позднего советского периода
1970-1980 гг. (исключая небольшой период начала перестройки), идеология
«экстенсивного материнства» особенно не внедрялась. Социалистическая
экономика в отличие от экономики семейной зарплаты в западных странах в
индустриальный период обязательно включала занятость и жен, и матерей вне
дома4
. Для этого развивались различные государственные формы ухода за
детьми, и в определенной мере советский социальный режим можно отнести
к социал-демократическим режимам.
Описание советской ситуации с помощью понятия «контракт
работающей матери» не совсем удачно5
, ибо понятие «контракта» западное
и плохо применимо к условиям тоталитарного режима того времени, тем более
к послевоенному периоду всеобщей мобилизации в условиях огромной
диспропорции полов, т.е. отсутствия потенциальных мужей и отцов.
В период советской индустриализации не могло произойти разделения
сфер − во вновь возникшие города был перенесен «деревенский уклад»,
советские женщины работали практически наравне с мужчинами, что помимо
традиций аграрного общества и идеологии во многом было обусловлено
экономическими факторами. Идея разделения сфер так и осталась лишь
недостижимым идеалом как для российских мужчин, так и женщин. И в
3 Cooke, L.P., Baxter, J. Families in international context: comparing institutional effects across
western societies Journal of Marriage and the Family, 2010, 72, p. 517.
4 Гурко Т.А. 2008. Там же. С. 13.
5 Гурко Т.А. Трансформация брачно-семейных отношений // Россия:
трансформирующееся общество / Ред. В. А. Ядов). М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. С. 280.
сегодняшних социально-экономических условиях одного «мужа-добытчика»
недостаточно для приемлемого материального уровня семьи.
Новый «концепт» (попросту понятие) «экстенсивного материнства»
(hegemonic mothering ideologies) стало использоваться в современных работах
в России, что часто (в тех работах, где я его встречала) это выглядит
достаточно нелепо, поскольку появилось оно в условиях других
социокультурных реалий. Даже в современных условиях разработки мер по
увеличению рождаемости и реализации плана мероприятий семейной
политики в России, мало кто отваживается предлагать «засадить женщин дома
и рожать детей».
Активное вовлечение женщин в работу вне дома в конце ХХ века в
постиндустриальных странах имело как позитивные последствия, например,
снижение риска детской бедности, так и отрицательные, такие как снижение
рождаемости, увеличение сожительств вместо браков, нестабильность
супружеских отношений. Не смотря на поддержку семей с малолетними
детьми, в том числе развитие различных форм ухода за детьми, дисбаланс
между полами в оплачиваемой и неоплачиваемой работе сохраняется6
.
Начиная с 1960 гг. участие мужчин в неоплачиваемой работе возросло,
но женщины выполняют большинство домашних обязанностей, особенно в
сфере ухода за детьми. В странах, где социальное равенство полов выше,
распределение труда в браках более пропорционально. На основе
лонгитюдных данных было установлено, что в Австралии, Соединенном
Королевстве, Германии, США и Швеции время на домашнюю работу у
женщин меняется при смене места работы или рождения ребенка, у мужчин
же это время остается стабильным. Даже, если жены являются основными
«добытчицами», разделение труда в семье не меняется. В Австралии,
например, жены, которые зарабатывают больше мужей, выполняют и больше
домашней работы, чтобы компенсировать свое «девиантное поведение» в роли
добытчицы7
. Однако, как показал анализ в двадцати странах, мужчины меняют
свои установки и участие в домашнем труде в тех из них, где выше социальное
равенство полов в обществе в целом8
. Таким образом, вопрос о том, является
ли «гендер легендой» по выражению российских ученых9
в международном
масштабе, пока остается открытым. Россия редко выступает участницей
подобных проектов, потому сравнение ситуации по одинаковым индикаторам
затруднительно.
Пропорция времени, которое матери и отцы уделяют детям отличается
в разных странах. Меньше всего времени в 1990-х гг. посвящали уходу за
6 Cooke, L.P., Baxter, J., 2010, Ibid, р. 518.
7 Bittman, M., England, P., Folbre, N., Sayer, L. C., & Matheson, G. When does gender trump
money? Bargaining and time in household work. American Journal of Sociology, 109, 2003, p.
186. Цит. по: Cooke, L.P., Baxter, J., 2010, Ibid.
8 Hook, J. L. Men's unpaid work in 20 countries, 1965–1998. American Sociological Review, 71,
2006.
9 Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между
cупругами в современной городской семье // Мир России. 2000. Т. 9. № 4.
детьми отцы из средиземноморских стран, больше всего − из скандинавских10
.
Матери из Западной Германии в этот период в четыре раза больше, чем отцы,
уделяли времени уходу за детьми, а из Восточной Германии в три раза
больше11
, что связано с наследием социалистических практик. Для сравнения
в США матери в два раза больше занимались с детьми, чем отцы. Родители,
имеющие более высокий уровень образования, проводят с детьми больше
времени при контроле переменной числа детей. Но влияние уровня
образования зависит от пола и страны. Например, фактор образования матери
значим в большей мере, нежели отца для Германии и Норвегии. Но влияние
образования отцов и матерей почти одинаково для Канады и Италии12
.
В нашем исследовании 2012 г. В ЦФО РФ было установлено, что «и в
тех семьях, где матери работают, отцы меньше, чем матери вовлечены в
занятия с детьми» (для сравнения с данными 1991 г. учитывалась частота
занятий в день, неделю, но не время в часах). Другое дело, что согласно
данным отцы в нормативных семьях с работающими женами были заняты на
работе гораздо больше, нежели матери (подсчитывалось время работы в день
и время на дорогу туда и обратно). Матери в нормативных семьях с детьмидошкольниками чаще, чем отцы ищут работу, которая бы позволяла учитывать
интересы ребенка, что согласуется с доминирующими в России
институциональными нормами родительства13
.
Классовые различия внутри развитых стран влияют, прежде всего, на
возможности семей использовать рыночные услуги для домашней работы и
ухода за детьми и пожилыми. Семьи среднего класса, используют легальный
и нелегальный труд мигрантов как в качестве прислуги, так и в уходе за
детьми. Поскольку семьи стараются использовать дешевый труд мигрантов, в
некоторых странах выделяются специальные квоты для мигрантов. Например,
Германия экспортирует такие услуги из Польши, а Италия из Центральной
Европы и Африки14
.
В России также выявлены различия по образовательному и
материальному уровню семей в отношении привлечения услуг нянь, в том
числе мигранток, что, по крайней мере, в столице становится все более
популярным. Менее обеспеченные пары с детьми, особенно в небольших
городах, чаще привлекают бабушек вместо нянь.
А. Хочсчайлд критикует глобальный капитализм, показывая, что
богатые страны экспортируют не только услуги, но и «эмоциональный ресурс»
(например, любовь и привязанность к чужим детям), который предназначен
10 Cooke, L.P., Baxter, J., 2010, Ibid, p. 524.
11 Cooke, L. P. Persistent policy effects on gender equity in the home: The division of domestic
tasks in reunified Germany. Journal of Marriage and Family, 2007, 69.
12 Sayer, L., Gauthier, A., & Furstenberg, F. Educational differences in parents' time with
children: Cross-national variations. Journal of Marriage and Family, 2004, 66, р. 1160.
13 Гурко Т.А. Отцовство в молодых семьях и после развода // Актуальные проблемы
родительства в России / Отв. ред. Т.А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2013. – С.
58.
14 Cooke, L.P., Baxter, J., 2010, Ibid, p. 523.
членам семей самих мигрантов15
. Такая тенденция наметилась и в России, по
крайней мере, среди образованных молодых матерей, ориентированных на
построение профессиональной карьеры.
5 принципов позитивного родительства
2020-11-02 13:10:00 (читать в оригинале)
Часто бывает сложно понять, правильно ли мы воспитываем своего ребенка. Может быть, ему нужно давать больше свободы? Или больше ограничивать его потенциально опасные начинания?
1. Позволяйте ребенку отличаться от других. Это даст ему возможность открыть и развить свой особый внутренний потенциал, а также найти цель в жизни.
2. Позволяйте ребенку совершать ошибки. Пусть, он учится на собственных промахах, самосовершенствуется и добивается новых успехов.
3. Позволяйте ребенку проявлять негативные чувства. Так он научится управлять эмоциями. Это также поможет ему найти уверенность в себе, стать отзывчивым и способным работать в команде.
4. Позволяйте ребенку хотеть большего. Так он осознает, что он этого заслуживает, и одновременно научится откладывать удовлетворение своих желаний на потом. Важно научить ребенка мечтать о большом, но при этом радоваться тому, что есть.
5. Позволяйте ребенку говорить «нет». Это даст ему возможность развить волю и определить позитивное и подлинное чувство своего «я». Обладая правом говорить «нет», ребенок учится глубже осознавать свои желания, чувства и мысли. Возможность противиться авторитету – фундамент позитивного воспитания. Это тот внутренний стержень, который со временем позволит ребенку идти по жизни, смеясь.