На руинах Храма Петра и Павла
2012-04-05 06:51:00 (читать в оригинале)
Так как этот храм нам попался случайно по дороге, мы тогда не знали ни его названия, ни возраста. Уже дома, рассматривая фотки я увидела название населенного пункта на одномй из случайных фоток - ПЕРЕСЛЕГИНО - и так нашла информацию в инете про него.
О храме Петра и Павла в усадьбе Переслегино стало известно не так давно. На нее нет паспорта, она не значится в списке раскрученных туристических построек архитектора Львова вокруг Торжка.. Памятник заметили в 1990-х годах исследователи творчества Львова .
У храма нет точной датировки. Одни считают, что его построили в 1780-е годы, другие приводят дату - 1820. Возможно, просто долго строили, как бывало в усадьбах. Заказчики - предположительно семейство Полторацких, за алтарем сохранились их надгробия тех времен.
Если кратко - чем же так уникален этот храм:
Екатерина Вторая во внешней политике была одержима идеей освобождения восточнославянских народов от османского ига, возвращение в православную веру и восстановление Византийской империи (или Греции) , это входило в так называемый "греческий проект".
В искусстве это веяние тоже нашло отражение - в Царском селе это собор Святой Софии (приземистый, объемный, с пологим куполом),а в Могилеве был построен (тоже Львовым) собор, как памятник военному союзу России и Австрии против Османской империи. Но его снесли в 1937 году, почти вычеркнув из истории русской архитектуры. Сегодня памятник возвращается из забвения в многочисленных исследованиях. Но пока еще немногие знают, что у него есть копия, столь же выдающаяся по своему художественному уровню. Стоит и разрушается в глухой тверской деревне между Торжком и Старицей. Прочла это вот тут: Пр П почти вычеркнув из истории русской архитектуры. Сегодня памятник возвращается из забвения в многочисленных исследованиях. Но пока еще немногие знают, что у него есть копия, столь же выдающаяся по своему художественному уровню. Стоит и разрушается в глухой тверской деревне между Торжком и Старицей. . http://www.roadplanet.ru/home/reports/775/
Летом, когда руины утопают в зелени - храм невозможно увидеть целиком, поэтому у меня будут отрывки))
Пробираемся.
Церковь представляет собой очень близкое повторение Иосифовского собора в Могилеве. Самым серьезным отступлением от оригинала является наличие двух парных звонниц над входом, которых не было в могилевском соборе. Но это творческое нововведение решено столь органично и профессионально, что возникает мысль об авторской доработке замысла. Возможно, Львов сам добавил колокольни в проект усадебного храма Полторацких. Вся архитектура сельской церкви на удивление качественна, словно сам автор следил за выполнением всех деталей, вплоть до деревянной резьбы на дверях. Доказать это пока нечем, нужно искать документы, если таковые вообще где-то сохранились. Ясно одно - в Переслегине уцелел памятник высокого искусства, поражающий столичным изыском и роскошью отделки.(с) (с)
Наталья Викторовна - свекровь - любуется
Внутренюю поверхность внешнего купола, которая видна из центрального отверстия в зените, расписывали обычно под небо. Иллюзия реальных небес, эффектно подсвечиваемых сбоку.
Знаменитый Львовский купол. Когда-то архитектору пришла в голову идея приспособить античный купол Пантеона с отверстием в небеса к русским условиям, где окошки наружу нежелательно делать из-за климата. Вот он и придумал создать две сферы-оболочки с пространством между ними так, чтобы свет из окон внешнего купола попадал в храм через отверстия внутреннего.
Анатолий Андреевич вещает с высоты))
Я)
Одна из винтовых лестниц - к звонницам
Тогда у Санька была другая, первая девушка, еще со школы - Оксана (Ксюха). Я с ней до сих пор общаюсь, переписываемся иногда в соцстях или в аське.
Где-то у нас есть видео этой поездки)) Нужно отцифровать!
Кысю зовут Сергей, я не знаю почему его все так называют))
филенчатые двери - 18 век...
Внутри красоты пока еще много, хотя уже рухнул свод над нефом трапезной. Теперь это больше похоже на окруженный колоннадой античный дворик под открытым небом.
3.
Вид сверху на ворота
Главный купол храма, на котором сохранился крест.
13.
Так жаль, что этот памятник искусства никому не нужен.
Но в глубинке "безынфраструктурье, безработье, бездорожье, безбудущность... "