Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Без заголовка2013-01-10 22:58:20 (читать в оригинале)Это цитата сообщения Andrrr Оригинальное сообщение Собираясь на Соловки, я представлял себе остров как оазис православного патриархального духа, где все жители богобоязненные ревнители церковных канонов, ведь даже чтобы попасть на некоторые экскурсии, как мне рассказывали, нужно получить благословение батюшки… Сейчас это называется «пройти инструктаж». Островитяне оказались абсолютно нормальными современными людьми с обычными для нашего времени заботами, пороками, радостями и горестями. Церковные традиции чтут не более ревностно, чем любой русский человек: Пасха, Рождество – это праздники. Так что образ Соловков, который у меня сформировался заочно, отличается от действительности, да и как быть иначе: при населении острова 1037 человек церковная община не превышает 80 из них 69 – насельники монастыря (по данным 2009 года).
Паломники? Есть и паломники, но их тоже не много. Во всяком случае, территория Кремля и храмы монастыря на его территории открыты для посещения, но кроме экскурсантов там никого нет.
Тем не менее, ежедневно несколько регулярных рейсов из Кеми, Беломорска, Архангельска и нерегулярных с любой точки беломорского побережья доставляют на остров и увозят на материк толпы приезжих, … один корабль «Василий Косяков» может забрать 180 пассажиров и делает он два обязательных рейса в день.
Вообще, поток гостей острова за сезон (3 летний месяца) в десятки раз превышает численность зарегистрированных соловчан. И бОльшая часть гостей – туристы, организованные и «дикие». «Пик» туризма пришелся на 1989 г., когда в стране снимались многие запреты, в том числе отмена ряда «закрытых территорий». Тогда на острове побывало более 30 тысяч гостей несмотря на то, что Соловки находились под «военно-морской» властью. Это время соловчане считают «золотым веком»: строились не только жилые дома, но и общественные объекты, развивалась инфраструктура, бесплатная рабочая сила — матросы — обеспечивала порядок и чистоту территории, содержала в должном состоянии дороги, гидросистему острова. Но «золотой век» быстро закончился после вывода с острова воинской части в 1991 году. С этого момента начался период безвластия. Попытка создания новой формы Соловецкой власти в виде триумвирата: музей, адмиенистрация и монастырь - кончилась ничем. Пожалуй, даже так – ничем продолжается. Выглядит это примерно так. Вторая часть триумвирата - Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, или просто музей, находится в ведении Министерства культуры РФ. Это мощная организация с бюджетом, соизмеримым с областным… Понятно, что бюджет целевой, но местная администрация считает, что музей мог бы активнее участвовать в жизни и обустройстве поселка. Ну и третья сила на Соловках – Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь, вновь открывшийся здесь в 1992 году. Первая эйфория от торжества исторической справедливости прошла, когда монахи начали рейдерские захваты объектов, находящихся в ведении музея и внедрения монастырских норм в светскую жизнь островитян. Получив отпор, монастырь сменил тактику и стал действовать тихой сапой, перенеся свои усилия за пределы острова, вплоть до федерального уровня. Апофеозом этой кампании стало назначение на должность директора Соловецкого музея-заповедника настоятеля монастыря, архимандрита Порфирия. Это стало единственным в стране опытом (в министерстве уже признали, что опыт неудачный), когда церковный сановник оказался директором федерального государственного учреждения. Первым делом он, как директор музея, подписал приказ о передаче монастырю более 120 архитектурных памятников – где-то это просто фундаменты, земли. Из рассказов экскурсоводов от музея практически исчезли сведения о домонастырской истории архипелага. И вообще, туризм должен стать паломническим. Не исключено, что закон о введении на Соловках «Закрытого административно-территориального образования» (как в Чечне), который муссируется в кабинетах Совете Федерации – еще один шаг на пути к полной власти монастыря на Соловках. Между тем, на острове, где отсутствует какое-либо производство (только небольшая артель по заготовке водорослей), туризм – единственный источник доходов для населения. И единственным реальным способом что-то заработать оказалась сдача жилья неорганизованым туристам. А теперь совершим фотопрогулку по поселку. Это раннее утро, когда только редкие жаждущие эффектов фотографы выбираются на пленэр, да немногие прихожане и паломники идут на утреннюю службу в монастырские храмы.
Да еще монастырский пастух гоняется за коровами.
Кстати, когда-то устав Соловецкого монастыря запрещал держать рядом с монастырем живородящую скотину, поэтому в середине XVIвека при игумене Филиппе монастырский скотный двор был переведен на остров Большая Муксалма. В XIXвеке была сооружена грандиозная валунная дамба между островами Большая Муксалма и Большой Соловецкий. Сейчас пастух есть только у монастырского стада, и гоняет он его за пределы поселка. А мирская скотина вольно пасется, где ей вздумается.
Постепенно поселок оживает.
Вот и магазин открылся,
велики дают на прокат,
а у стратегически самой важной точка поселка кафе "Каюткомпания" всегда... людно и можно перекусить...
Пройдемся по закоулкам. В этом здании было управление СЛОНа.
Бараки тех же времен. Раньше в них жили заключенные, а сейчас свободные соловчане.
Это узел связи с "большой землей".
Эта техника, похоже, еще очень даже на ходу,
а вот этот уже отплавался...
А это ледник, погреб то есть. Видимо лет ему немало. А вот деревянная крыша - новодел. Их установили для красоты в начале этого века, когда планировали мощное развилие туризма на острове. Чтогбы добру не пропадать, островитяне сдают их для проживания "диким" туристам.
Рядом со стенами Кремля на берегу бухты Благополучия поставлены три часовни в честь посещения острова коронованными особами. Это две из них; Александровская и Константиновская. Петровскую забыл сфотографировать отдельно.
Ну а жизнь тем временем продолжается.
Вот рыбаки собираются на лов знаменитой соловецкой селедки. Ловить можно только на удочку.
Кстати, наравне с мужчинами рыбной ловлей на Соловках занимаются и женщины.
А вот и вечер.
Обычно с сумерками жизнь здесь замирает. Но не в дни, когда проходит Соловецкий фестиваль бардовской песни.
Офищиальные мероприятия фестиваля в зале Дома Культуры, но на улице - демократичнее.
Как-то незаметно вечер плавно перетек в ночь.
Пора спать. Завтра - последний день на Соловках
Серия сообщений "Соловки - земля обетованная": Тэги: архипелаг, интересный, история, митрополит, монастырь, путешествие, русский, север, соловецкий, соловки, филипп, христианство, цитата
|
Категория «IT»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.