Первый русский пароход.
2014-11-15 12:38:18 (читать в оригинале)
Первый в мире пароход, совершавший морские рейсы, был русским.
.
.
В этот день в 1815 году состоялся первый рейс первого русского парохода «Елизавета» с 13 пассажирами на борту из Петербурга в Кронштадт и обратно.
Пароход был построен русским механиком шотландского происхождения Чарльзом Бердом (он ещё в 1786 году прибыл в Россию и поступил на русскую службу).
Судно было деревянным и снабжено паровой машиной мощностью 4 л. с. (или 16, тут исторические данные разнятся) с бортовыми гребными колесами.
Весь путь был преодолён за восемь с половиной часов. Историки говорят о скорости парохода тоже по разному. Называют цифпы от 5 до 10,7 км/час. Приведу цитату из газеты «Сын Отечества»: «пароход шёл по 8 и 3/4 российских верст в час» и что «для приведения в движение паровой машины издержано березовых однополенных дров одна сажень и небольшое количество каменных угольев; переехали же взад и вперед 60 верст».
Чтобы испытать скорость парохода, командир Кронштадтского порта приказал состязаться с ним своему лучшему гребному катеру. Гребная лодка даже обгоняла пароход.
Первоначально в сентябре 1815 года этот пароход ввели по каналу в пруд Таврического сада. И вот в ноябре он вышел в море, открыв первую в мире морскую пароходную линию. Созданные до этого американские пароходы (например известный «Клермонт») ходили только по рекам, не выходя в море.
В те времена русское судно звалось на английский манер «стимботом» (паровой лодкой). Нынешнее слово «пароход» придумал русский морской офицер Пётр Рикорд (Рекорд?), а в словари оно вошло только к середине XIX века.
Кстати, моряки до сих пор в разговорах между собой называют свои теплоходы и дизель-электроходы именно этим словом «пароход».
.