Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Как Нидерланды стали такими или история одного острова2012-08-20 12:23:12 (читать в оригинале)16 августа 2012 Как известно, Нидерланды приняли свою текущую форму только после второй мировой. Причиной тому служит проект "Зёйдерзе" - проект по осушению залива Зёйдерзе, откачку из него морской воды и создание так называемых полдеров - осушенных участков новой земли. Этот уникальный проект так до конца и не был осуществлен. Создав несколько крупных полдеров в 40-х годах 20го века (на картинке выделены зеленым цветом - "новая земля"), голландцы сказали: "Ок, хватит нам земли, это плохо для экологии, рыболовства и вообще". Так, вот эти синие участки Markermeer и Ijssemeer не стали сушей, хотя дамбы построили, и они служат теперь просто мостами для траффика. Под циферкой 3 указан маленький такой остров Схокланд. Вернее когда-то он был островом, а теперь это остров посреди суши. История у него довольно уникальная. Вим сел на мопед и поехал со мной до Схокланда, в Эммелорде мы попрощались. Он поехал домой, а я дальше на север, в Ставорен... И вот, вкусив на завтрак бутерброды с посыпками, мы едем в Схокланд. Дорога лежит вдоль небольшого природного заповедника - острова близ городка Залк. Это место известно тем, что здесь убили последнего в Нидерландах бобра. Теперь пытаются восстановить популяцию в искусственных условиях. А вместо бобров тут теперь живут всякие водоплавающие птицы. Проезжаем город Кампен. Со средних веков был очень крупным торовым городом, входил в Ганзу и по размерам не уступал Гамбургу. Во время войны между Нидерландами и Францией в 17-м веке пришел к упадку и теперь остался только маленький исторический центр. И вот уже скоро искусственная земля. Дамба между полдером и старой, естественной, землей - надувная. Таким образом контролируют уровень воды в заливе, чтобы не было потопов или наоборот засухи. Раз уж вмешались в природу - теперь за этим надо следить. Навигатор показывает -10 метров над уровнем моря. Скажем так, что мы находимся ПОД уровнем моря. Подъезжаем к Схокланду. Все дороги там созданы для велосипедов. На машине можно подъехать только к музею с одной стороны острова, а объехать остров вокруг только на велосипеде. Остров населяли люди с древних времен. Тут нашли очень много остатков поселений каменного века, костей мамонтов и древних людей. Постоянно ведутся раскопки. Находки выставляют в музей тут же или увозят в другие музеи. Раз уж остров такой древний, тут образовалась своя культура, остров был довольно изолированным от суши, и люди жили своим замкнутым обществом. Все были друг другу родственниками, с голубыми глазами и рыжими волосами. Своя национальная одежда, свой фольклор. Очень интересно смотреть старые фотки схокландцев 19-го века. На острове было 2 деревни, рыбацкие конечно. Люди жили очень бедно, была проблема с пресной водой и постоянно досаждали штормы и наводнения. В общем, жилось там несладко. Но люди стояли горой за свой родной клочой земли в море. Ну раз две деревни - значит две церкви. Во время реформации одна из церквей быстро приняла протестантскую сторону и в этом микрообществе начались трения на религиозную тему. Остатки одной из церквей (фундамент). Вторая церковь сохранилась лучше. В ней даже играют свадьбы. Остров по периметру был огорожен деревянными сваями. Но сваи эти с годами стали гнить, их разбивали корабли, отстаивающиеся тут в пережидании шторма, если не могли добраться до большой земли. Денег на новые сваи у рыбаков не было, она сами были по уши в долгах и сидели на пособиях от государства. В конце концов берега стали укреплять памятниками с кладбища. В 1825 году случилось большое наводнение, во время которого погибло много людей. Это было критической точкой, когда власти подумали об эвакуации людей с острова. Местные жители сопротивлялись, но в 1850-х годах всех расселили в другие города на большой земле. Остался только домик дежурного по маяку. Маяк тогда еще работал, так как корабли все еще пользовались гаванью. Несколько человек, обслуживающие маяк, жили на острове до начала 20-го века. Но в 20-х годах на острове уже не осталось и их. В 40-х годах начался проект "Зёйдерзе", и остров стал просто возвышенностью посреди земли, на которой выращивают картошку и морковку. Вим провожает меня до Эммелорда, где на перекрестке двух дорог мы расстаемся. Я ненавижу прощаться. Вскоре после того, как я снова остаюсь одна, проскакивает мысль, которая неоднократно появляется в моей голове: ни один момент в жизни не повторяется дважды, поэтому carpe diem. Я уже три недели на дороге, иногда кажется, что я всю жизнь в седле и могла бы крутить педали еще очень долго. Так странно ехать по земле и осознавать, что эта территория была искусственно создана чуть более 50-ти лет назад. Всем этим деревьям не более 60 лет. Голландцы отвоевали у моря землю, настроили там велодорожек, насажали картошки - молодцы. День сегодня жаркий, на полях стоят автоматические поливалки. Они вращаются и автоматически поливают все в радиусе 10 метров. И велосипедистов, проезжающих мимо, тоже. Попала под раздачу. Город Леммер стоит на границе старой и новой земли. Этот город принимал непосредственное участие в проекте по осушению территорий и созданию полдеров. Здесь сохранилась паровая насосная станция Вауда, которая откачивала море и спасала Нидерланды от наводнений с 1920-х годов. Она занесена в ЮНЕСКО как крупнейшая работающая паровая станция. Сначала она работала на угле, сейчас вроде на мазуте, но сейчас работает всего несколько дней в году - нет потребности работы каждый день. И вот я уже на старой земле и еду по территории Фрисландии. Достаточно обособленная провинция в составе Нидерландов, здесь есть даже свой язык - фризийский. На голландский язык мало похож, является такой смесью голландского и английского. В магазине даже видела комиксы на фризийском. Названия селений дублируются на голландском и фризийском. Вообще то, что я называю Нидерланды Голландией - неправильно. Голландия - это всего лишь одна из провинций в составе объединенного королевства Нидерланды - разных по своей культуре. Вот Фрисландия хороший пример. Схокланд - вообще отдельная, жаль вымершая, культура. Конечный пункт сегодня - Ставорен, откуда завтра я поеду на велосипедном пароме в Энкхуйзен. Ставорен был некогда крупным и процветающим городом-портом. Здесь есть легенда про леди Саворена - богатую и скупую вдову. Она отправила капитана своего судна и приказала привезти самое дорогое, что есть в мире. Он привез зерно - без хлеба нет жизни. Она разозлилась и приказала высыпать зерно в море. Легенда также гласит, что она сняла кольцо с пальца, бросила его в море со словами: "Пусть я буду самой бедной, если это кольцо ко мне вернется". Спустя время, она обнаружила кольцо в рыбине, поданной ей на ужин. И действительно, остаток своей жизни вдова провела в бедности, собирая куски по дворам. Такое вот наказание. Пройдено за день 99,4 км Продолжение >>
|
Категория «Природа»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.