Темный рыцарь: Возрождение легенды (2012), реж. Кристофер Нолан
2012-07-26 23:51:36 (читать в оригинале)
За пару недель до премьеры нового Бэтмена мне приснился сон о том, как я пришел на фильм, но не увидел в нем ни Бэйна, ни Женщины-кошки и в итоге абсолютно в нем разочаровался. В итоге сон оказался в какой-то степени пророческим - новый фильм не только худшая часть во всей трилогии, но и гигантский скачок назад для
всего человечества,
всей комикс-индустрии режиссера Нолана. "Начало" было своего рода пробой пера, попыткой перенести супергероев в современный мир и сделать так, чтобы они не выглядели гомерически смешными, "Темный рыцарь" стал недостижимой для всех комикс-экранизаций высотой, слишком умной для любого кинокомикса и слишком горькой для обычного развлекательного блокбастера. "Возрождение легенды" по идее должно было стать шедевральным триумфом, финальной точкой, после которой любой человек, бравшийся за экранизацию комикса испытывал бы неловкий стыд за свой труд и старался бы изо всех сил тщетно дотянуться до идеала. Но не сложилось. Не сложилось настолько, что последняя часть не может даже пытаться конкурировать с первой. И причина в этом одна: сам режиссер. То ли история Человека-летучей мыши настолько надоела Нолану, то ли мозг режиссера уже окончательно утратил связь с реальным миром и способен выдавать лишь абстрактные понятия, но в "Возрождении" нет жизни, нет персонажей, нет логически связанного сюжета. Последний "Бэтмен" лишен живых людей, которым можно сопереживать, вместо них схематические конструкции, сухой набор характеристик и типажей. Нолан методично избавляется от всего живого в кадре, у него актеры не играют, а зачитывают текст и исполняют функцию. Здесь нет Брюса Уэйна, Силены Кайл, Бэйна, детектива Блэйка или комиссара Гордона, есть только пустые Бэйл, Хэтэуэй, Харди, Гордон-Левитт и Олдман в куче безликой массовки имен которой даже не запоминаешь за ненадобностью. На экране по идее должны разыгрываться нешуточные страсти, но героям не хочется сопереживать, так как им, похоже, самим безразлично то, что с ними творится. В добавок к этому в фильме такое количество нелепых сценарных условностей, отступлений и штампов, что впору удивиться - а эти ли люди вообще занимались постановкой первых двух частей? События арки Knightfall тоже не блистали особой оригинальностью, но на основе этого материала можно было сделать потрясающую драму идентификации и столкновения характеров двух умных и страдающих людей, но Нолан решил идти по пути наименьшего сопротивления, сделав из Бэйна бледную копию Джокера, лишенного не только мимики и ума, но и всяческого проявления харизмы. Что же до Кошки... то ее тут действительно нет, так как персонаж Хэтэуэй мог бы с успехом примерить на себя любой другой костюм и назваться любым другим именем. Ее персонаж лишен не только характерных черт своего комикс-персонажа, но и функции вообще (что и зачем она делает в фильме нам, увы, так и не расскажут).
Все многочисленные огрехи фильма частично искупает лишь пару сюжетных твистов, для фанатов Бэтмена, впрочем, слишком уж очевидных и предсказуемых. У Нолана не хватило даже смелости поставить в финале жирную точку, он обошелся сомнительным многоточием и надеждой на новые, теперь уже никому не нужные продолжения многострадального сериала, которые несомненно будут анонсированы в скором времени. Я же по поводу ребута Бэтмена еще давным давно открыл для себя странную закономерность. Пытаясь как-то пересмотреть первую часть, я нашел ее чудовищно скучной, тем не менее до сих пор храню о ней теплые воспоминания. Вторую я даже не пытался пересматривать, чтобы не пытаться нарушить тот хрупкий баланс, позволяющим мне считать ее вершиной комикс-экранизаций. Третья часть своей убогостью, как ни странно, только усилила приятные воспоминания о "Темном рыцаре", но пересматривать его я все равно лучше не буду. Лучше уж не будить лихо, но то мало ли что...