Какой рейтинг вас больше интересует?
|
РБ. Гольшаны2015-09-24 05:38:01 (читать в оригинале) Вы, пожалуйста, не удивляйтесь моим бурным восторгам от деревни Гольшаны, в которой всего-то 1075 человек населения, руины замка, костел, да кое-какие постройки 19 и начала 20 века в центре. Дело в том, что 130 километров от Минска до Гольшан мы проехали кругами, заезжая по дороге во все города и деревни с известными достопримечательностями: Ивенец, Воложин, Вишнево, Крево, Боруны, Жупраны. Все эти места были настолько туристически мертвыми, настолько безрадостными в плане экскурсий, сувениров, гостиниц, кафе, чего-либо интерактивного, что в Гольшаны сильно после обеда мы въезжали не сильно веселыми, зато сильно голодными. И когда мы сразу же на главной же площади увидели и костел 17 века, и симпатичные старые домики, и часовню, и гостиницу, и ресторан, и магазин, а через улицу еще один ресторан и еще один магазин, то Гольшаны мы полюбили невероятно. Это мы еще не знали, что возле руин замка есть небольшой столик с сувенирами, и не общались еще с очень приветливыми к туристам местными жителями. Но все равно, я поняла, что здесь нам нальют кофе, улыбнутся и расскажут про достопримечательности. Поверьте, после Ивенца, где жизнь только на кладбище, после Воложина, который привел меня в ужас (тема для отдельного поста), после деревушек с одиноко стоящими пустыми костелами, после Крево, где пустовали и развалины замка, и действующая церковь, и только единственное кафе было занято поминками, в Гольшанах мы почувствовали себя невероятно желанными гостями. К тому же в Гольшанах ВСЕ было открыто, и ВЕЗДЕ гуляли люди, а это после Ивенца-Воложина и иже туда же (см.фотографии Лепеля без единого человека в городе) показалось архиважным. Первая фотография не моя - из интернета. Замок, кстати, оброс легендами едва ли не больше всех остальных замков страны, вместе взятых. Это при том, что у замка был всего один хозяин! Начать я хочу не с замка, а с самой деревни, поскольку мы сначала погуляли по главной площади (на самом деле сначала мы все-таки выпили кофе и поели, радуясь, что в некоторых населенных пунктах люди догадываются, зачем нужны заведения общепита). Деревня, ныне агрогородок, когда-то принадлежала князьям Гольшанским а позже естественным путем (как приданое) перешла к роду Сапег. Два века подряд - 14 и 15 Гольшаны процветали и были вполне себе центром удельного княжества в рамках ВКЛ. С конца 17 века вошли в состав России. Были центром ремесленного дела В центре сохранились торговые ряды, несколько старых домиков, часовня и францисканский костел 17 века. На главной улце по направлению к замку есть еще новая православная церковь. Она стандарта в плане архитектуры и убранства и интересна разве что легендой. Якобы один прихожанин был очень беден и очень плодовит, и когда однажды принес крестить то ли 14, то ли 15 ребенка, то священник решил пошутить и пожелал ему ежегодно крестить в этой церкви по ребенку. Мужчина в сердцах пожелал в ответ ежегодно умирать в этой церкви по священнику. И, якобы, много лет действительно в приходе была текучка кадров, поскольку священники каждый год умирали. Костел Святого Иоанна Крестителя был сначала кальвинистским собором. Потом в начале 17 Павел Стефан Сапега пригласил в Гольшаны францисканцев, и на кальвинистском фундаменте был построен францисканский монастырь (церковь+жилой корпус). В конце 17 века церковь снова разобрали до фундамента - и еще раз перестроили. Сейчас она считается историко-культурной ценностью, стиль барокко. У храма есть собственный признак - Белая Дама. Легенда говорит, что Сапега торопил строителей церкви и грозил казнить их в случае опоздания, но дела не ладились, сроки срывались, возведенные стены снова и снова рушились. Тогда строители принесли в жертву молодую женщину, замуровав ее в непослушную стену живьем. По одной из версий жертвой должна была стать жена одного из строителей - та, что в злополучной день первой придет к церкви, чтобы принести мужу обед. Вот эта лучшая и заботливейшая из жен и превратилась в Белую Даму. Легенды легендами, но женский скелет в одной из стен во время реставрации действительно нашли :( И тут же родилась новая легенда. Двое рабочих, которым было поручено предать кости земле со всем почтением, а они небрежно отнеслись к задаче, вскоре погибли. Белая Дама не любит мужчин, ведь это они так с ней обошлись и в жизни, и после смерти У церкви одна легенда, а у замка их больше десятка. Когда Гольшаны в начале 16 века достались Сапегам вместе с последней княжной Гольшанской, то подканцлер ВКЛ Павел Стефан Сапега возвел замок на окраине, как свою резиденцию. Замок был пышным, роскошным и его даже называли самым красивым в Великом Княжестве Литовском. Сейчас это руины, сохранился он где-то на треть. Павел Стефан Сапега был его единственным хозяином - он умер, не оставив наследника Экскурсоводы знают (или придумывают на ходу) минимум десяток легенд о признаках Гольшанского замка. Например, о том, что при строительстве замка расходы были невероятно велики, и крестьяне голодали, отдавая на замок все заработки. Не выдержав нищеты, люди прокляли княжну, руководившую строительством. Княжна села прясть - и не смогла остановиться, пряла день и ночь до самой смерти Самый известный признак Гольшанского замка - Черный Монах, хотя по легенде монахом при жизни этот юноша вовсе не был. Он был обычным парнем без титула и денег, и полюбил он княжну Гольшанскую. И княжна полюбила его тоже. Они встречались тайком, пока не узнал отец, а узнав, замуровал неподходящего жениха в одной из стен замка. С тех пор каждую ночь Черный Монах бродит по разрушенным стенам Еще в замке живут призраки двух других влюбленных - княжны Сапежанки и ее садовника. Когда родители узнали о недостойной связи, то обоих бросили в колодец. А еще рассказывают, что в подземельях замка до сих пор лежат неслыханные сокровища магната Сапеги, вот только желающих на тот клад не найти - на сокровищах страшное проклятье И вернусь к теме о людях. Я понимаю, что опытному туристу, который бывал, например, в Риме, Дрездене, Вене, Париже, Санкт-Петербурге и так далее, сложно понять мой восторг от наличия людей. Обычно наоборот, толпы людей создают везде очереди, мешают делать красивые снимки, раскупают билеты в оперу и занимают столики в ресторанах. В городах РБ другая ситуация. Здесь можно приехать в очередной Лепель-Ивенец - и оказаться там единственным туристом среди закрытых музеев-храмов-ресторанов. Можно сделать сотню фотографий центра города, где на улицах не будет совсем никого - даже дорогу спросить окажется не у кого. Соответственно, насчет экскурсий, сувениров и чашки чая можно сразу оставить надежды. Хочу еще пару слов сказать о приветливости местного населения. На развалинах замка у столика с сувенирами обосновался симпатичный котофей. Женщина, которая продала нам магниты, сказала, что туристы как-то его покормили - и он смекнул, куда нужно приходить. Мы быстро доехали до ближайшего магазина, где я попросила нарезать мне несколько сарделек. Продавцы совершенно не удивились просьбе, принесли из подсобки нож и доску, и поинтересовались: - Вам какими кусочками нравится - крупными или потоньше? - Мне для кота. Наверное, ему мелкими удобнее Узнав, что для кота, продавцы очень обрадовались, накрошили в четыре руки сарделек и даже спросили, не нужна ли какая-нибудь миска или коробка и только что привет коту не передали. Надо ли говорить, что и в кафе, где мы накинулись на кофе, официантка нам улыбалась и охотно рассказала про город, показала, куда ехать к замку и еще что-то из светской беседы охотно поддержала? Впрочем, это уже тема не о Гольшанах, а моя излюбленная тема о том, что регионы, где ориентируются на туристов, сильно отличаются от регионов, где туристов не ждут. Тэги: (с), беларуси, гольшанах, гольшанский, гольшаны, дороги, достопримечательности, замки, замок, летят, ночь, поездки, посмотреть, путешествие, снова
|
Категория «Поэты»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.