Сегодня 3 октября, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7275
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
ITDalee
ITDalee
Голосов: 4
Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/itdalee/
Добавлен: 2007-10-28 15:41:55 блограйдером jolly_m
 

Михаил Нестеров

2014-01-14 18:00:02 (читать в оригинале)

Великий постриг (700x654, 594Kb)

Мне нравится Нестеров, очень. Хотя любить его картины очень сложно - пасмурная темная цветовая гамма, осенние мрачные пейзажи, портреты святых с глубоко посаженными глазами, черные монашеские рясы, хмурое грязное небо. Нестеров словно всю жизнь жил в ноябре. А русскую осень любить очень сложно. Холодно, сыро, грязи по колено, глаза б не глядели! А Нестеров рисовал. Нужно иметь огромный талант и огромную любовь к России, чтобы передать все это красиво, с достоинством и огромной духовностью. Его картины для восприятия очень тяжелые, как распятья. И как распятья такие же примелькавшиеся и не вызывающие эмоций для большинства людей. Никто не хочет на них смотреть и не хочет видеть их смысла.

Каждый раз в его картинах я нахожу что-то новое и особенно важное. Для первого задания творческого марафона нужно было найти какие-то вдохновляющие силуэты деревьев. И, пересмотрев картины Нестерова, к своему удивлению нашла их в избытке. Более того! Кажется, художник очень любил пристроить в углу картины группку тонких берез. Он намеренно рисовал их излишне тонкими и хрупкими, напоминающими скорее ростки, чем деревья. Один из моих любимых приемов, как Нестеров перечеркивает картину стволами деревьев. Четкие вертикальные линии снизу доверху. Обратите внимание: так или иначе на каждой картине есть тонкие изящные силуэты, четкие вертикали. Предлагаю игру для глаз - найти эти деревья-росточки-веточки во всех картинах : )


В скиту (Сестры) (700x457, 357Kb)Вечерний звон (626x700, 470Kb)

Видение отроку Варфоламею одна из моих самых любимых. Может быть потому, что рисовали ее в Абрамцево, а это совсем рядом с Александровом.

Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда". Нестеров справедливо считал, что именно "Видением отроку Варфоломею" он останется в памяти поколений.

Видение отроку Варфоломею, эскиз (700x341, 302Kb)

Из воспоминаний о создании эскиза:

... Я прямо поехал в Москву. Повидал кое-кого из приятелей и уехал в Хотьков монастырь. Нанял избу в деревне Комякине, близ монастыря, и принялся за этюды к «Варфоломею». Окрестности Комякина очень живописны: кругом леса, ель, береза, всюду в прекрасном сочетании. Бродил целыми днями. В трех верстах было и Абрамцево, куда я теперь чаще и чаще заглядывал. Ряд пейзажей и пейзажных деталей были сделаны около Комякина. Нашел подходящий дуб для первого плана, написал самый первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Слева холмы, под ними вьется речка (аксаковская Воря). Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе - капустные малахитовые огороды, справа - золотистая роща. Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего «Варфоломея» такой, что лучше не выдумать.

И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством «подлинности», историчности его: именно такой, а не иной, стало мне казаться, должен быть ландшафт. Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать.
Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, писал фигуру старца. Писал детали рук с дароносицей и добавочные детали к моему пейзажу - березки, осинки и еще кое-что.

Время шло, было начало сентября. Я начал тревожиться, - ведь надо было еще написать эскиз. В те дни у меня были лишь альбомные наброски композиции картины, и она готовой жила в моей голове, но этого для меня было мало. А вот головы, такой головы, какая мне мерещилась для будущего преподобного Сергия, у меня еще не было под рукой. И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий. Я замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грез. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живет, и узнал, что она комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю, что ее, девочку, зовут так-то, что она долго болела грудью, что вот недавно встала и идет туда-то. На первый раз довольно. Я знал, что надо было делать.

Художники в Комякине были не в диковинку, их не боялись, не дичились, от них иногда подрабатывали комякинские ребята на орехи и прочее. Я отправился прямо к тетке Марье, изложил ей все, договорился и о «гонораре», и назавтра, если не будет дождя, назначил первый сеанс. На мое счастье, назавтра день был такой, как мне надобно: серенький, ясный, теплый, и я, взяв краски, римскую лимонную дощечку, зашел за моей больнушкой и, устроившись попокойнее, начал работать. Дело пошло ладно. Мне был необходим не столько красочный этюд, как тонкий, точный рисунок с хрупкой, нервной девочки. Работал я напряженно, стараясь увидать больше того, что, быть может, давала мне моя модель. Ее бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим будущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо ее личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашел не одно лицо Варфоломея, но и руки его.

В два-три сеанса был сделан тот этюд, что находился в Остроуховском собрании. Весь материал был налицо. Надо приниматься за последний эскиз красками. Я сделал его быстро и тут же нанял себе пустую дачу в соседней деревне Митине. В половине сентября переехал туда, развернул холст и, несмотря на темные осенние дни, начал рисовать самую картину. Жилось мне в те дни хорошо. Я полон был своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда. Начались дожди, из дому выходить было неприятно, перед глазами были темные, мокрые кирпичные сараи. Даже в Абрамцево нельзя было попасть, так велика была грязь. Питался я скудно. Моя старуха кухарка умела готовить только два блюда - кислые щи да кашу. И лишь на душе моей тогда было светло и радостно..."

Видение отроку Варфоломею (700x539, 503Kb)
Воскрешение Лазаря (452x600, 173Kb)Голова женщины (391x600, 115Kb)
Два лада (700x574, 506Kb)Девушки на берегу реки (700x455, 383Kb)Дмитрий, царевич убиенный (618x700, 524Kb)
За приворотным зельем (700x627, 485Kb)Зима в монастыре (700x555, 374Kb)Князь Александр Невский (371x700, 312Kb)Ярославна. Эскиз к настенной росписи (411x600, 176Kb)Кончина Александра Невского (700x529, 452Kb)Лель. Весна. (519x700, 417Kb)Дума (558x700, 405Kb)Лисичка (700x552, 492Kb)
На Волге реке (700x659, 348Kb)Молчание (700x434, 289Kb)На горах (696x700, 519Kb)На Руси (Душа народа) (700x291, 267Kb)

Еще один прекрасный пример типично нестеровского видения и понимания русского пейзажа - такого скромного, серого, убогого, но такого сказочного и неотразимого в своей простоте, располагающего к молитвенному созерцанию. (с)

Начало весны (Ранняя весна) (700x554, 436Kb)Несение креста (696x700, 498Kb)Осенний пейзаж (700x521, 422Kb)Осенний пейзаж1 (700x662, 604Kb)
Осень в деревне (699x700, 472Kb)Отцы-пустынники и жены непорочны (700x555, 412Kb)Под благовест (528x700, 474Kb)Портрет жены, Е.П.Нестеровой (454x700, 345Kb)Путник. (700x548, 422Kb)

Интересно, что все святые у Нестерова выходят из леса : )

ИПуть ко Христу (700x266, 211Kb)
Рисунки и наброски рук для образов святых (502x650, 194Kb)Рисунок для будущей картины Два лада (574x600, 234Kb)Родина Аксакова (700x602, 434Kb)Святая Варвара (329x700, 282Kb)Ангел на гробе господнем (528x700, 404Kb)

Одна из моих самых любимых картин. Такая светлая, белая, контрастная.

Святая Русь (700x437, 368Kb)Святой Пафнутий Боровский (623x700, 452Kb)Пустынник (593x700, 470Kb)Святой Сергий Радонежский (697x700, 586Kb)Старец. Раб Божий Авраамий (663x700, 630Kb)
Странник Иисус (700x619, 438Kb)
Труды Преподобного Сергия Радонежского (680x700, 559Kb)Странник на берегу реки (700x504, 371Kb)Юность преподобного Сергия (658x700, 560Kb)

А вот эта самая странная и мистичская картина "Слепой музыкант"...

Элегия (Слепой музыкант) (492x700, 418Kb)

Нестеров отказался посылать свои картины в Мюнхен:

- Что ж, мы будем там закуской, лишней пряностью! Там посмотрят на нас как на диковинку, а теперь только давай диковинки! Нет, я лучше пошлю свои вещи в Нижний, мне интересней, чтоб меня знали мои же!
- Да ведь Вас никто не понимает, не оценивает! Напротив того, я слышу смех и издевательство
- Эка беда, как будто бы успех в публике для художника - не срам скорее? Мне довольно, чтоб меня поняли три, четыре человека - а понять истинно и совершенно мои вещи может только русский.


Тэги: вдохновляющие, вещи, живопись, нестеров, русские, ссылка, художники

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.