Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Евро придется подчиниться законам экономики2013-04-09 17:22:31 (читать в оригинале)У Южной Европы практически нет аргументов в пользу сохранения своего членства в Еврозоне. В определенный момент я задался вопросом: на каком этапе выход той или иной страны из Еврозоны становится рентабельным? Здесь нужно внимательно рассмотреть сразу два вопроса. Первый – является ли банковская система государства жизнеспособной в присутствии неполноценного банковского союза, который не может взять на себя никаких рисков в обозримом будущем. Второй – являются ли уровни задолженности в государственном и частном секторах приемлемыми, учитывая текущие и ожидаемые темпы роста экономики государства. Для Кипра ответ на оба вопроса: нет. Решение об участи держателей акций и облигаций, а также незастрахованных вкладчиков в операции спасения банков было бы логичным, если бы Еврозона имела полноценный банковский союз. Мы можем увидеть, как это работает на примере Америки: если Федеральная корпорация по страхованию депозитов «совершает налет» на банк в Сан-Франциско и привлекает к участию в убытках незастрахованных вкладчиков, капитал не утекает из соседних банков, поскольку Калифорния не несет ответственности за банковскую систему. В качестве альтернативы в США есть федеральный орган по принятию таких решений, а также система страхования депозитов. Но поскольку каждая страна Еврозоны несет ответственность за свою банковскую систему, у Кипра просто не было другого выбора, кроме как ввести контроль над движением капитала после того, как вкладчики оказались «на крючке». Невзирая на официальные протесты, эти меры контроля будут существовать в течение длительного периода. По сути, власти запустили новую параллельную валюту, конвертируемую в стандартный евро по курсу один к одному, но с ежемесячным лимитом трансферта до 5 тыс. евро. Несложно представить, что выход из Еврозоны был бы гораздо более болезненным для населения, но в этом случае можно было получить преимущество в виде девальвированного валютного курса. Это и есть ответ на второй вопрос. Выйдя из состава Еврозоны, Кипр, скорее всего, вернулся бы к приемлемому уровню долга, поскольку более низкий валютный курс снизил бы уровень чистого долга, а экономика могла бы прийти в себя гораздо быстрее. Этот вариант справедлив и в случае с Испанией. Йерун Дейссельблум, Минфин Голландии и глава Еврогруппы, сам того не желая, ответил на это вопрос, когда – в интервью Financial Times – он поверг весь мир в шок, сказав правду. Теперь разрешение проблемы сверхнормативного долга в банковском секторе периферии посредством участия держателей облигаций и вкладчиков является официальной политикой стран-кредиторов. Просто вдумайтесь: Минус два крупнейших банка - BBVA и Santander – и испанская банковская система разрушена, даже после недавно согласованных операций по рекапитализации. Пузырь на рынке жилья уже не является главной проблемой, но, учитывая текущую политику, депрессия, скорее всего, продолжится в течение большей части десятилетия. Логическим выводом, следующим из комментария Дейссельблума в условиях мер экономии и неполноценного банковского союза, является участие держателей облигаций и вкладчиков в спасении испанских банков. Проблема в том, что при этом не будут защищены даже застрахованные депозиты. Взгляните на то, что происходит на Кипре, где контроль над капиталом оказывает равносильное влияние на мелкие и крупные вклады. Я полагаю, что аналогичная ситуация сложится и в Испании. Учитывая заявленную политику, хранение любым испанским вкладчиком даже небольших сбережений в банковской системе своей страны выглядит нерационально. В итоге Испания придет к тому, что она достаточно рентабельна, чтобы покинуть состав Еврозоны. Наилучшим моментом для этого станет время, когда страна достигнет финансового баланса до выплаты процентов по долгу. То же самое относится и к Греции, где экономический рост по-прежнему не дотягивает до основных оценок в анализе приемлемости уровня долга. В связи с тем, что страны-кредиторы не желают соглашаться на еще одну программу рефинансирования долга, предполагается использование той же схемы – с привлечением кредиторов, включая вкладчиков в греческие банки. А Италия? Ее госдолг, приближающийся к 130% от ВВП, будет приемлемым, если стране удастся вернуться к 2%-ному экономическому росту. С учетом того, что в течение последних 15 лет рост ВВП едва превышает нулевую отметку, непонятно, что же должно сделать правительство, чтобы достичь таких целей. Потребуются масштабные урезания заработных плат в частном секторе и заметный рост в госсекторе. Новому правительству Италии пришлось бы противостоять привилегированным группам, как произошло в Британии в начале 1980-х гг. Если для достижения данного эффекта нельзя выйти из политического тупика, итальянцы встанут перед выбором: дефолт в составе Еврозоны, либо выход из валютного союза. Первый вариант был бы очень болезненным и опасным, особенно для вкладчиков. Если жители Южной Европы поверили Дейссельблуму, они, вероятно, предпочтут забрать свои деньги из местных банков и разместить их на счетах где-нибудь за пределами Еврозоны. В обстановке, когда страны-кредиторы отказываются от создания полноценного банковского союза, практически нет экономических аргументов в пользу того, чтобы сохранить свое членство в составе Еврозоны. Безусловно, экономика может и не быть ключевым критерием в принятии решения. В краткосрочной перспективе политика может подавить экономику. Однако в конечном итоге станет ясно, что невозможно существовать в монетарном союзе наперекор экономической логике. Вольфганг Мюнхау
|
Категория «Художники»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.