Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Escorial.2011-08-18 00:42:55 (читать в оригинале)Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение " " Эскориал — монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II. Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама. Архитектурный комплекс Эскориал вызывает самые различные чувства: его называют и «чудом света», и «монотонной симфонией в камне» и «архитектурным кошмаром». " " Первыми Габсбургами, получившими в наследство от католических монархов богатую и могучую Испанию, были Карл V и Филипп II. Это время рассвета испанского абсолютизма, опиравшегося на аристократию и духовенство Испании. Могущественная держава захватывала земли по всему - от Америки до Азии. " «В моих владениях никогда не заходило солнце» - любил говорить император Священной Римской империи, «повелитель полу-мира" испанский король Карл V. И действительно, его огромная империя была раскидана на четырех континентах, в трех Америках и бывших колониях Португалии в Азии и Африке, занимала половину Европы,. " Филипп II, сын Карла V, интересен как личность по нескольким причинам. Не было больше в мировой истории такого периода, чтобы столько государств и народов находилось в подчинении у одного правителя. Его называли «королем-пауком», который, сидя во дворце Эскориал под Мадридом, выплетал тончайшую паутину заговоров и опутывал ею весь мир. Филипп Осторожный - защитник католической веры и искоренитель ереси - еще одно из его прозвищ. " Мать Филлипа 2 " Смерть отца " Алонсо Санчес Коэльо (1531-1588) Инфанта Изабелла Клара Евгения.Музей Прадо. Инфанта Изабель (Исабель Киафa Эухенио) - дочь Филиппа II, короля Испании и его третьей супруги, Исабели, принцессы из дома Валуа, родной сестры знаменитой королевы Марго " Елизавета Валуа третья жена,умерла в родах. " "Инфанта Каталина Микаэла"Алонсо Санчес Коэльо,Музей Прадо. Дочь Елизаветы и Филлипа 2 Карл V дал два наказа своему сыну: чтобы он продолжил дело отца в борьбе с ересью и воздвиг достойную усыпальницу для королевской семьи Испании. Филипп II повсеместно использует власть римского папы и способы испанской инквизиции. В Испании его почитали, как святого, в остальном мире мира, как исчадие ада, " В 1561 году Филипп II посещает небольшой шахтерский городок Эскориал, что расположен в гранитных горах Съерра-де-Гвадарама. Кстати, Эскориал означает просто «груда шлака». Имея неплохой художественный вкус, Филипп II самостоятельно отбирал мастеров для строительства и отделки дворцов, лично вел надзор, проверял и иногда исправлял архитектурные проекты, До сих пор в горах показывают укромное место (его называют «вышкой Филиппа»), из которого король тайно наблюдал за строительством фамильного склепа. " Но представлялось Филиппу II нечто большее того, о чем просил его Карл V. Перед его мысленным взором представал гигантский монастырь, базилика и дворец, соединенные в единое целое. Конечно, монастырь и светские палаты - обычно веши трудно совместимые. Но бывают моменты, когда светская власть делит один кров с духовенством, хотя бы на время: монарх в поездке пользуется гостеприимством настоятеля монастыря или член королевской семьи, делает пожертвования монастырям и монахам. Филипп II хотел же построить монастырь, который одновременно бы являлся и королевским дворцом. " Эскориал стал самым большим зданием на свете, с 4000 комнатами и сотнями километров коридоров. На его возведение ушло более миллиона тонн гранита. Первыми жильцами Эскориала стали монахи, которым король дал два поручения : чтобы они каждый день молились за здоровье и благополучие королевской семьи и чтобы хранили мощи католических святых, которыми Филипп II очень дорожил. Коллекция мощей католических святых была самой большой, она насчитывала 7000 костей святых праведников. Возможно, у Филиппа II хранились останки Двенадцати апостолов и крест, на котором был распят Иисус Христос. " Строительство. " История Эскориала начинается 10 августа 1557 года, когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Это произошло в день св. Лоренсо (San Lorenzo), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене " Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V — создание династического пантеона, а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма. Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал. " Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля» " Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. " Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством — всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями. " Первый камень был заложен в 1563 году. Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо, ученик Микеланджело, а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере, которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу — помещения монастыря, к северу — дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор. " Э.Босх Сооружение ансамбля, начатое в 1563 году, велось под непрестанным личным наблюдением короля. Ни один чертеж не проходил без его утверждения. Все, что касалось Эскориала, решалось этим царственным волокитчиком с исключительной быстротой. Следует отметить (не в пример другим затеям эпохи) прекрасную организацию работ. Были ассигнованы колоссальные средства. Строительство отличалось невиданным размахом. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и драгоценные породы дерева. В течение двадцати лет шло строительство Эскориала. С выступа в гранитной скале, называемого «Креслом короля», Филипп II наблюдал, как камень за камнем воздвигалось его любимое детище. " Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины Мансанареса специальной комиссией. Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям». Селение Эль Эскориал близ опустевших железных рудников привлекало удачными климатическими условиями – расположением на южных склонах Сьерры, обилием горных источников и великолепным строительным материалом – светло серым гранитом. Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору. Но строительство Эскориала принесло зодчему немало огорчений, вероятно, и ускоривших его смерть в 1567 году. Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и почти стерлось из памяти испанцев. Хуан де Эррера, его молодой талантливый помощник, который возглавил строительство в 1567 году, и стал общепризнанным создателем Эскориала. " Хуан де Эррера не только существенно изменил первоначальный замысел Хуана де Толедо, но и подчинил все сооружение единой во всех деталях новой образной системе. План Эскориала – прямоугольник с четырьмя башнями (высота 56 метров) по углам – обнаруживает близость к планам старых испанских алькасаров. Такие дворцы крепости, воздвигаемые в древних городах Испании, составляют наследие национальной архитектуры, восходящее к далеким истокам. Предложенный Хуану де Эррере план ансамбля с ее точными параметрами представлял собой как бы те исходные данные, с помощью которых он должен решить сложнейшую архитектурную задачу. И зодчий решил ее блестяще. " «Мученичество святого Маврикия».Эль Греко Следуя стремлениям короля к простоте, строгости и авторитарности Хуан де Эррера увеличил все здание, удвоив число этажей, и объединил четыре фасада на одном уровне общим карнизом. Он достиг редкой соразмерности четкого силуэта и объемно пространственной композиции всего комплекса. Так, Хуан де Эррера очень верно нашел пропорциональное соотношение между куполом собора, угловыми башнями и горизонталями сильно протяженных фасадов " Решение этих колоссальных пятиэтажных фасадов – одно из самых смелых новшеств испанского зодчего. Выразительность фасадов строится на подчеркнутом лаконизме гладкой, словно уходящей в бесконечность плоскости стены. Часто расположенные окна и горизонтальные тяги здесь – не украшения, а необходимые элементы композиции, подчине " Южный фасад Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры. " Главным фасадом собор Эскориала смотрит на прямоугольный внутренний дворик, именуемый «Двориком королей». Дворик назван так, потому что в верхнем ярусе на постаментах размещены шесть гигантских статуй ветхозаветных царей Борясь с ересью, Филипп II думал, что продолжает дело древних царей Израиля: здесь находятся царь Соломон - известный своей мудростью, и царь Саул - известный храбростью, а также другие цари Израиля. Внутренняя архитектура собора выдержана в официальных, холодных тонах. Архитектор Хуан де Эррера, заменивший Хуна де Толедо, полагал, что дорийский ордер «своей силой и благородством наилучшим образом выражает мощь». Все внутренние элементы: пилястры, фриз, соборные стены - изготовлены из сероватого мрамора, и лишь главный алтарь бросается в глаза ярким пятном. Алтарь возвышается на высоте четырех этажей в главном нефе собора, чуть вытянутом на восток. Украшают алтарь яшма, драгоценные камни и разноцветный мрамор, которые переливаются всеми цветами радуги от света, падающего через фонарь в куполе. Блеск алтаря символизирует центр Экориала и цель земной миссии Филиппа II. " Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле, мрамор привезён из Арасены, скульптурные работы были заказаны в Милане, бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо, Сарагосе, Фландрии. " 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо, Ф. Кастелло и др. " И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко, Сурбарана, Риберы, Тинторетто, Коэльо. " Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены — это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха. Архитектура " Потолочная живопись во дворце Эскориал. " Дворцовый сад во французском стиле. " Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо. Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальниц. " Внутренние дворы с зеленью как бы разрежают камень и впускают горный свет в покои. Недаром Филипп II так любил своё детище. Сюда он приказал перевезти его при приближении смерти. Эскориал стал образцом дворцовых комплексов, которому подражали или от которого отталкивались последующие испанские короли. В нишах по обе стороны стоят скульптуры Карла V и Филиппа II с семьями (работа итальянца Л. Леони). Из спальни короля вел вход в другую нишу, ложу для короля и его свиты. " В центре «Дворика королей» расположился колодец в виде изящного маленького храма, выстроенного из серого гранита. Стройные колонны, статуи в нишах и изящная балюстрада, идущая по карнизу, придают очарование храму. Большие четырехугольные бассейны, расположенные крестообразно, примыкают к маленькому храму с четырех сторон. В голубой воде бассейнов отражаются благородные формы храма-колодца. Внутренняя отделка выполнена из розового , зеленого и белого мрамора. " Серые стены Эскориала как будто вписаны в серовато-голубые пейзажи, окружающие дворец. Он возвышается пугающей, мрачной громадой, как бы напоминая о закрытом и не уступчивом нраве Филиппа II, хотевшего поработить весь мир. " Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лоренсо, которого зажарили живым. " Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая лонха (исп. lonja), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними. Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes), где монахи отдыхали после своих трудов. Справа от сада находится галерея для выздоравливающих. " Давая указания архитекторам, Филипп II говорил: «Для Господа- дворец, для короля- хижину". Дом короля выглядит очень скромно, как будто для монаха. Покои короля - это комнаты для раздумий: у Филиппа II много поводов для беспокойства. Праведным искусством Филипп II укреплял свой дух для борьбы. Единственной картиной в его комнате был «Сад радостей земных» И. Босха, никаких украшений больше не было. Кабинет короля был похож на келью монаха, а его трон - это походный стул его отца, сопровождавший Карла V во всех военных походах. " Огромная империя управлялась Филиппом II из небольшого кабинета, а королевские покои располагались в Эскориале так, что непосредственно из них король мог пройти в церковь. Даже в старости, лёжа на своей кровати, Филипп II все равно мог видеть главный алтарь церкви. Эти покои, граничащие с восточным приделом церкви, как бы «выпирают» из основной части ансамбля, поэтому их называют «рукоятью» решетки Святого Лаврентия. " Золото из Америки непрерывным потоком шло на строительство Эскориала, но в 1577 году случилась катастрофа. В сильную грозу молния ударила в юго-западную башню, возник пожар, и реки расплавленного свинца потекли по стенам Эскориала.. " Окончанию строительства фамильного склепа помешали подземные воды. Только в 1654 году, после осушения фундамента под Эскориалом, гробница была закончена. Но время и люди внесли свои изменения: вместо холодного гранита были использованы мрамор, золото и бронза. " Внутренние помещения Эскориала тоже выдержаны в холодной, строгой гамме. Последующие правители предпочитали более богатые и просторные апартаменты и к тому же не всегда хотели видеть перед собою главный алтарь. Поэтому дворец расширили, пристроив помещения к северной стороне церкви. К югу от церкви расположена двухъярусная галерея крестного хода, тянущаяся по периметру внутреннего двора - так называемый «Дворик евангелистов»,- украшенный скульптурами четырех евангелистов. С 1563-го по 1584 год строился самый удивительный дворец Испании – Эскориал. Иногда его называют биографией Филиппа II в камне. Музеи. В Эскориале находятся два больших Новых музея. В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV—XVII веков начиная от Босха до Веронезе, Тинторетто и Ван Дейка, а также художников испанской школы. Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан, придворный художник Карла V. " Пантеон. " Громадный (300-футовый) купол базилики в Эскориале мастера построили только через 20 лет. В знак повиновения Ватикану он был сделан чуть меньше купола собора Святого Петра в Риме. И эта огромная церковь строилась только для короля и его свиты, простые люди могли внимать словам пастырей только из-за бронзовых ворот. " Ретабло в базилике Эскориала. " Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала — создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. " Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде " Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона. " Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, — Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти. Собор. " Достоин внимания и собор Эскориала: огромное количество фресок, выполненных испанскими и итальянскими мастерами, мраморные и яшмовые колонны, скульптуры и картины с эпизодами жизни Христа и Девы Марии, скульптуры королей и их семейств – такое величие действительно может подавлять. " В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла. Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной». " Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых. На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой. Библиотека. Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина, Альфонсо Мудрого и св. Тересы. Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья. " Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг — копии оригиналов. " Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью. символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены. " Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей. В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде. Эль-Эскориал. " Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Эль-Эскориал (англ. El Escorial). Численность населения по данным на 2003 год составляет около 13 тыс. человек. " (с) Испания. Окно в мир. М: ЭКОМ-ПРЕСС, 1998. История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения // Под. ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 2001
|
Категория «Дизайнеры»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.