Для желающих порадеть о морали.
2012-02-08 17:20:04 (читать в оригинале)
Посвящается поломанной почте госпожи Потупчик
Безнравственно ли читать чужие письма? Помню, я пыталась отбояриться этим тезисом на экзамене по древнерусской литературе, безнадежно поплыв на вопросе, посвященном переписке Грозного с Курбским. Номер у меня тогда не прошел, профессор Демин ответил что-то в стиле «Таточка, как только письмо начинает иметь общественное значение, оно прекращает быть делом интимным и превращается в исторический документ»
Да. Таковы история и литературоведение – сплошное шастание по письмам, вовсе не предназначенным для чужих глаз. Бесконечная переписка Пушкина с Баратынским , Тургенева с Полиной Виардо и Наполеона с Александром .
Идея о том, что знакомство с чужой перепиской – дело аморальное, не относится к любой переписке. Даже самому строгому моралисту не придет в голову блюсти тайну переписки врагов, шпионов или преступников
Весьма щепетильная в вопросах личной чести Елизавета Великая, знаете ли, не моргнув глазом, ознакомилась с перепиской Марии Стюарт и узнав, что шотландская кузина подписала приказ о ее, Елизаветы, казни – отправила Марию в заточение и на плаху.
Скрупулезнейшие педанты дуэльного кодекса, принимавшие участие в битве на озере Джордж, вовсе не считали, что замарали свой мундир, перехватив вражеского курьера с письмами.
Равно как и судьи с присяжными девонширского суда вовсе не смутились приговорить к высшей мере убийцу и поджигателя Джона Ли, вина которого была доказана письмом, которое он послал своей сестре.
Так что не надо про аморальность. Не путайтесь сами и не путайте других.
Аморальность – это прослушивание записей, в которых Немцов ругается матом, или чтение писем жены Навального к мужу. Если же в этих письмах и записях содержались бы признания в том, что фигуранты дела едят детей – то ничего непристойного в их публикации не было бы.
Переписка Потупчик и Якеменко – это признание в нарушении доброй дюжины статей УК. Это – отчет государственных служащих о коррупционной, клеветнической и антиконституционной деятельности.
И публиковать ее – прилично, нравственно и морально.