Сегодня 1 декабря, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7276
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
al_an_dudkin
al_an_dudkin
Голосов: 2
Адрес блога: http://al-an-dudkin.livejournal.com/
Добавлен: 2008-07-15 20:26:32 блограйдером pinker
 

Сухоч (XVI – середина XIX вв.). Часть 3

2012-03-19 09:15:20 (читать в оригинале)

[1] была создана «Переписная книга Селуяна Павлова да подъячего Григорья Белого», которая в частности содержит сведения по волости Сухоч.  

Волость состояла из 22 селений, что в два раза меньше, чем двадцатью годами ранее. Мошенник, хоть и отнесён к Сухачу, но посчитан был отдельно, а половина Мазы, Сиуч[2] и пустошь Балмасова входили в состав волости Дуброва (при условии, конечно, что переписчик не совершил никакой ошибки). Дворов же учтено: крестьянских – 79, бобыльских – 43 (или 29,5% к числу жилых дворов) и 10 пустых. Если принять во внимание только жилые дворы, то их количество по сравнению с  1626 годом увеличилось  на 10. Количество бобыльских дворов не изменилось: было 42, стало 43. Увеличение количества дворов при одновременном значительном сокращении населённых пунктов говорит, скорее всего, об усилении эксплуатации крестьян помещиками: собранными в одном месте людьми управлять легче. И, как следствие этого, всё увеличивающееся обнищание крестьян. По данным этой же переписи в волости Сухоч проживало 337 душ мужского пола, в том числе в бобыльских дворах 70 человек.

Пустые дворы числились за беглыми крестьянами. Таких дворов в деревне Заэрап[3] было три, в Нижней и в Бору[4] по одному. Боровская бобылка Офимьица Митинская жена Федорова с тремя детьми, ниженец Симанка Иванов с сыном и Пронка Трофимов из Заэрапа сбежали безвестно.  Тогда как о новом месте жительства заэрапского бобыля Данилки Минина с семьёй переписчиками стало известно, они оказались в Углецком уезде в вотчине Симанова моностыря. А Заэрапец Офонка Родионов с детьми живут на погосте Ильи Пророка в Петуской Кулиге Белозерского уезда, в общем-то, не так и далеко от родной своей деревни[5].

Владельцами земли на год проведения переписи были помещики Игнатий Тархов (Шоборово, Новишка, Заэрап), Степан Кобылин (Нижние), Федор Обухов (Верхний Двор), иноземец Иван Горянский (Маза), братья Маурины (Бор), можаитинин Иван Усов (Маза, Кузьминка, Мошницкое).

9

В книге Сергея Шумакова приводится несколько грамот, которые касаются наших мест. На двух из них я остановлюсь.

Отпускная (выводныя "памяти") Михаила Васильевича Гарянского грамота, датируемая 26 ноября 1662 года, на вывод замуж Марьи, дочери старосты Григория Гурьева за крестьянина Афанасия Кузмина гласит: "Память мне... Григорью Гурьеву... Выдал есми дочь свою Марью судом Божиим сватовством... за Афанасья. А выводные куницы по приказу государя своего... взял рубль. В том есми и выводную дал. А выводную писал Сухатцкия волости поп Иван по его Григорьеву веленью"[6]. Так как земли помещиков Горянских и согласно переписи 1645 г. и согласно переписи 1710 г. находятся только в Мазе, значит, и грамота эта касается жителей этой деревни. Правда, не понятно откуда конкретно происходил жених. О нём сказано, что он той же, то есть Сухоцкой, волости.

Мировая грамота между помещиком Андреем Ивановым сыном Усовым и слугой Троице-Сергиева монастыря Яковом Ильиным сыном Репьевым составлена 3 июня 1680 г. После пьяной драки между крестьянином деревни Кузьминской Сутского стану Дубровской волости Ивашкою Дмитревым и монастырским крестьянином деревни Старостина села Танища того же стану Харитонкой Аверкиевым последний умер. Согласно этой грамоте Андрей Усов «…уступил монастырю «не дожидаясь розыску» за Харитонку (до которого с женою и детьми Андрею однако «дела нет») «своего крестьянина Фадейка Мануйлова с женою и с сыном с Васкою с женою ж и с детьми его Васкиными», с имуществом и хлебом, «да яма целая готового уголья да на яму ж приготовленого лесу возов с полтораста, а сжечь ему тот лес на уголье на моей же Андреевой земле». При неотдаче Фадейки Андрей дает монастырю «иного лучшего  крестьянина, кого власти изволят, со всеми ж его животы и с хлебом, или денег 2000 рублев», и платить все убытки сполна по сказке монастырских крестьян. При неотдаче же хлеба и сына Фадейки Андрей платит 50 рублей»[7]. Шумаков эту грамоту называет любопытной для истории уголовного права.

10

Перепись 1710 года[8] сообщает, что деревни Петушской Кулиги, которые в 1645 году входили в состав Сухотцой волости, в начале XVIII века относились к Бухацкой волости. А Нижняя, Капчино, часть Уйты  и воронские деревни (Андроново, Григорьевская и, по всей видимости, Липник) к Воронской Кулиге той же волости. К Сухотцой волости были причислены часть Уйты, Верхний Двор, Сарская, Шоборово[9], Заэрап[10], Сиуч[11], Балмасово[12], Бор и Маза, всего десять деревень. Общая же численность населённых пунктов на той территории, которая за 65 лет до этого составляла Сухоцкую волость, не уменьшилась. Было 22 селения, стало 23. Владельцами же земель в этот период были помещики Михаил Тархов (Уйта), Гаврил Кобылин (Нижние), Иван Хрипунов (Уйта), сёстры Обуховы[13] (В. Двор), Гавриил Сухарев (В. Двор), Пётр Языков (В. Двор), Семён Братцов (Шоборово), Алексей Братцов (Заэрап), Иван Спешнев (Заэрап), порутчик Петр Соломеев (Бор), Мауриновы[14] (Бор), Никита Юрасов (Бор), вдова Устинья Корсакова (Бор), Горянские[15] (Маза), Иван Козлов (Маза), Дмитрий Усов (Маза), вотчинники Андрей и Иван Усовы (Кузьминская).

Помещечьи усадьбы, по всей видимости, находились в то время  только в одной сухачской деревне, в Бору. Там располагались двор 85-летнего Савы Васильева Мауринова[16], двор Ивана Савинова Мауринова[17], двор Ивана Федотьева Мауринова[18], двор вдовы Ильи Михайлова Мауринова Ульяны[19], двор Никиты Юрасова[20] и двор семидесятилетней вдовы Устиньи Корсаковой.  Не трудно предположить, что все эти люди - потомки названных в переписи 1645 года братьев-наугородцев Василия, Михаила, Богдана Тахановы сыновья Мауриновы.

11

«Приход Сухач когда и кем основан по актам не известно, но должно быть относится к древним временам, - так начинается описание прихода Сухачской Николаевской церкви пятого класса, - он всегда был православным и постоянным. Приход расположен на ровном полуоткрытом месте, окружён несколько лесом, стоит с четверть версты от реки Колпи… …<находится> на просёлочной дороге и отстоит от городов: Череповца и Устюжны на 80 верст. Сообщение с Устюжною в летнее время неудобно, по причине болот. Граничит с приходами Успенской Сухачской и Троицкой Танищской церкви и с пустопорожними местами разных владельцев»[21].

Как уже я писал в самом начале этой статьи Никольский приход (приход Сухачской Николаевской церкви)[22], по всей видимости, был основан в первой половине XVI века. Первое же документальное свидетельство о нём относится к 1575 году.  В писцовой книге 1645 года сказано, что на погосте на государевой земле находится церковь Николы Чудотворца[23]. Перепись же 1710 года  зафиксировала уже три церкви: Живоначалия Троицы, Николая Чудотворца и Иоанна Богослова.  Вновь деревянная церковь была построена в 1800 году, каменная же в 1820-м[24].

Вот что сообщается о священниках этой церкви в документах[25] середины XVIII века. В 1729 году Преосвященным Афанасием был рукоположен в Николаевскую Сухачскую церковь Анисим Кириллов. В документе 1763 года, хранящемся в Вологодском государственном архиве, о нём сказано: «Престарелый священник Анисим Кириллов вдов и весьма скорбен… Овдовел в 1754 году. Семейства не имеет и живёт при келье, за старостью и скорбью священнослужебных треб отправлять не может». Третьего февраля 1755 г. настоятелем храма становится Фёдор Кириаков. Анисим же Кириллов до 1761 года был его помощником. Затем на пост второго священника заступил дьякон[26] Василий Тимофеев.

Дьячком[27] в 1740 году стал Савва Кириаков. C 1755 года  вторым дьячком – Иван Евсеев, который эту должность совмещал с должностью дьячка в капчинской церкви. Пономарями[28] в Шоборово были с 1734 года Евсевий Никитин, с 1758 года Иона Евсевьев.

А вот на что жил причт Никольской Сухачской церкви в середине XIX века: «Жалованья 136 рублей серебром в год. Дохода от продажи свеч, сборов кошельковых, кружечных, от богомольцев и продажи хлеба получается, примерно полагая, до 200 рублей серебром». Церквей на погосте три: одна каменная и две деревянных. Домов за причтом - пять.

12

Соседний Успенский Сухаческий приход[29], который располагался на правом берегу Колпи, почти напротив Никольского прихода, в двух верстах от деревни Капчино, возник, судя по всему, в третьей четверти XVII века, так как в переписи 1645 не упоминается, спустя же 65 лет переписчики обнаружили: "На погосте церковь Успения Пресвятыя Богородицы, церковь Святыя великомученицы Парасковии, здания деревянные". А в описании прихода, опубликованном в 1865 году, об этом сказано: «Погост белее известен под названием Пятницы, по имеющейся Параскевинской церкви. Время, когда основан приход и по какому случаю, с точностью определить нельзя, хотя и были два небольших антимиса[30], один на небольшом холсте простой работы, без надписи на нём и без мощей, только один крест с изображённым св. (муром), другой же антимис на холщовом лоскутке, поболее первого, на нём написано, что он выдан в церковь при царе Алексее Михайловиче, в нём есть вшитая частица и св. мощей»[31].

Каменная церковь на Успенском погосте была построена в 1841 году, где-то в промежутке между этим и 1865 годом сгорела деревянная церковь Параскевы Пятницы. Вновь деревянная появилась в 1905 году[32].

«На содержание причта получается 150 рублей в год. Доходов же в церковь поступает в год: от продажи свеч 7 руб., от поднесения в кошелёк и кружку 19 рублей и более, а иногда менее, смотря по добычам прихожан и урожаю хлеба»[33]. В 1863 году в доме дьячка была открыта церковно-приходская школа. Она, судя по всему, самая первая школа в Сухацкой волости. В самом начале функционирования в ней обучалось семь мальчиков. Преподавали священник и дьячек. Плата за всех взималась с волости в размере 45 рублей серебром в год[34].

При приходе с 1851 года существовала пасека, старейшая из известных пасек во всём Белозерском уезде[35].

13

Во второй половине XVII века в Мазе была построена часовня святого Георгия Победоносца[36]. В первой половине XVIII столетия силами и на средства местных жителей появились такие же культовые сооружения в деревнях Бор и Кузьминская. Особенностью боровской часовенки являлся «высокий, кованный, «процветшей» формы крест…»[37].  «Обычная клетская постройка, - читаем в описании кузьминской часовни Космы и Дамиана в книге «Наше прошлое. Взгляд художника», - имела высокую звонницу с лестницей «стременного» типа. Такая конструкция выводила часовню в круг  уникальных памятников архитектуры»[38].

В середине XIX века в Никольском Сухачском приходе уже действовало 4 часовни, а в 1911 году в семи населённых пунктах Боровской волости[39]. Кроме названных выше также в деревнях Нижняя, Заэрап, Куракино[40].

Некоторые иконы и другие предметы церковного обихода экспедиция, возглавляемая К. К. Морозовым,  в 1935 году, после закрытия религиозных учреждений, приняла на хранение в фонды Череповецкого краеведческого музея. И благодаря этому они сохранились до наших дней, а некоторые из них реставрированы, опубликованы и демонстрируются в залах художественного музея г. Череповца. В частности чуть ли не первозданный облик появился у икон «Святой Иоанн Воин»[41] и «Мати Дева»[42] из Никольской Сухачской церкви,  у икон «Чудо Георгия о змие», «Великомученица Параскева Пятница» и вкладной деревянной скульптуры Николая Можайского из мазской часовни.



[1] Перепись 1646 года в отличие предыдущих писцовых описаний была, прежде всего, учетом населения. Переписчики записывали всех облагаемых податями лиц мужского пола, включая детей (последних - c указанием возраста). Результаты переписи сослужили тогда двойную службу - стали юридической основой для еще большего закрепощения крестьян и базой для взимания налогов (http://okrlib.ru/proekty/perepis_naseleniya/1646_god_istoriya_odnoj_perepisi/).

[2] В писцовой книге – Сивда Горелый.

[3] В писцовой книге – Зарепье.

[4] В писцовой книге – Борок.

[5] Кадуй, с. 206, 210, 211.

[6] Шумаков, с. 30

[7] Шумаков, с. 21.

[8] http://census1710.narod.ru/

[9] В переписи - Шобурово.

[10] В переписи – Арапье.

[11] В переписи - Смвуч Горевой.

[12] В переписи - Балмаково.

[13] «Волость Сухач, за Ф.И.Обуховым в поместье полдеревни Верхнего Двора» (СПК Белоз 1678, л.96).

[14] Мауриновы: Сава Васильев, Иван Савинов, Иван Федотьев, вдова Ульяна Ильинская жена Михайлова сына Мауринова.

[15]Горянские: Иван Иевлев, Петр Никитин, Анисья и Ирина Гавриловы.

[16] Во дворе жил он сам, жена его Марья (70 лет), сын Дмитрий и его жена Анна. Сыновья же его Стефан, Артемий, Афонасий, Кондратей, Кирило взяты в драгуны.

[17] Во дворе жила его жена Настасья и дочери его  четырёхлетня Авдотья и десятимесячная Мавра. Сам же Иван в 1709 году был взят в драгуны.

[18] Во дворе жила его шестидесятилетняя жена Федосья и их дочь Варвара. Сам же Иван взят в драгуны ещё в 1702 году, а в нынешнем в 1710 году взят в драгуны сын его Федор. Брат Ивана Гаврило тридцати лет тоже взят в драгуны и служит в Новгородском полку.

[19] Сыновья же Ульяны Петр, Михайло, Афонасий и Герасим в драгунах.

[20] Во дворе живёт жена его Мавра и дочь Варвара, сам же Никита в драгунах с 1700 года.

[21] Новгородский сборник, с. 234.

[22] Подробнее о приходе и его священниках см. статью И. Орищенко «Последние шоборовские священники»: Наше время, № 48 от 25 апреля 2009 г.

[23] Кадуй, с. 205.

[24] Памятная книжка Новгородской губернии на 1915 год, с. 277.

[25] Информация взята с сайта Ирины Орищенко «Белоликовы»: http://belolikovi.narod.ru/

[26] Дьякон - третий чин священнослужителей в православной церкви. Дьякон находятся на низшей ступени церковной иерархии (за архиереями и священниками).

[27] Дьячок - в русской православной церкви служитель, помогающий священнику во время богослужения. Принадлежал до 1868 г. к духовному сословию, затем назван псаломщиком

[28] Пономарь — служитель православной церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении.

[29] С конца XVII века Верхний Двор, Шоборово, Заэрап, Бор, Маза, Мошницкое, а также сиучская округа и устюженская деревня Нива относились к Николаевскому Сухачскому приходу. А Нижняя, Уйта, Капчино и воронские деревни к Успенскому Сухачскому. Кроме этого, часть крестьян деревень Мазы и Мошницкого были приписаны к приходу Троицкой Танищской церкви.

[30]Антимис - освященный плат, который расстилается на престоле во время литургии.

[31] Новгородский сборник, с. 237.

[32] Подробнее о приходе и его священниках см. статью И. Орищенко «Капчинский приход и его священники»: Наше время, № 147 от 19 декабря 2009 г.

[33] Новгородский сборник, с. 238.

[34] Новгородский сборник, с. 239; Таблица обучающихся грамоте из крестьян Белозерского уезда, вышедших из крепостной зависимости.

[35] Л. Л.Чухин. Пчеловодство в Белозерском крае в XIX – начале XX вв.: Вестник Кирилло-Белозерского монастыря, вып. 6, декабрь 2004 г.: http://kirmuseum.ru/issue/guide/detail.php?ID=2999

[36] Подробно о мазской часовне см. мою статью.

[37] «Наше прошлое. Взгляд художника», Вологда, 2009 г.

[38] Там же.

[39] В состав Боровской волости входили Сухачский Никольский, Сухачский Успенский приходы и часть Троицкого Танищского (деревни Куракино, Усть-Колпь, Пименово, Заяцкое).

[40] Список населённым мест Новгородской губернии. Выпуск ХI. Белозерский уезд. Составлен под редакцией секретаря Новгородского губернского статистического комитета Н. П. Володина. Новгород, 1912 г.

[41] Начало XIX века. Реставрация ВХНРЦ, 2003 г., реставратор - Дунаева Н. В. Публикации: Древние лики, кат. 74; О. В. Куликова. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIХ веков города Череповца. 2009 г., кат. 112.

[42] Конец XVIII - первая четверть XIX века. Реставрация: Вологодский филиал ВХНРЦ, 1995 г., реставратор - Рыбаков Г. А. Публикация: О. В. Куликова. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIХ веков города Череповца. 2009 г., кат. 96.


Тэги: краеведение, маза, сухоч

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»
Изменения рейтинга
Категория «Журналисты»
Взлеты Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.