Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Сухоч (XVI – середина XIX вв.). Часть 22012-03-19 09:02:07 (читать в оригинале)[1], кроме названного выше Верхнего Двора, относятся следующие мазские деревни: Маза, Мошницкое, Нижние, Заэрап, Бор, Капчино, Уйта, Шоборово, Кузьминка. Они впервые упоминаются в «Писцовой книге письма и меры князя Никиты Шеховского да подъячего Максима Козлова», которая датируется 1626-27 г. Деревня Маза[2] всегда была Мазой. Я не знаю ни одного источника, в котором она поименована как-то иначе. Имя своё она, скорее всего, получила от речки, на которой стоит. А река Маза так была названа, по всей видимости, ещё финно-угорскими племенами, которые жили здесь до прихода славян. К этим племенам относится и мордва. В мордовском языке слово «мази» означает красивый, а слово «маза» - спокойный. По одному этому признаку и была, предполагаю, названа речка Маза, которая впоследствии дала название деревне. Интересно, что и в русском языке есть слово «смазливый», то есть красивый. А глаголы «красить» и «мазать» в некоторых случаях синонимы. Хотя в одном из областных диалектов (псковском) слово «маза» обозначало человека, который мажется. А вода в речке Мазе «выкрашенная», «смазанная» - жёлтая, коричневатая, потому как течёт из болота, богатого железом. Мошницое[3]. В документе первого упоминания эта деревня названа Мошенником. Мошницким она, по всей видимости, стала называться тогда, когда превратилась в сельцо, то есть в ней или рядом с нею появилась помещичья усадьба. На топографической карте Новгородской губернии, изданной в 1847 году, у неё чуть-чуть другое имя – Мошницко. Нижние. Как я уже писал, эта деревня весь досоветский период имела несколько иное название, а именно - «Нижняя», так как, судя по всему, находилась ниже по течению реки Колпь относительно Николаевского Сухачского погоста, центра волости. Отмечу, что Успенский Сухачский приход, к которому деревня Нижняя стала принадлежать впоследствии, возник на столетие – полтора позже соседнего Никольского прихода и уже тогда, когда деревня Нижняя существовала. Согласно Писцовой книге 1645 года Нижняя относилась к волости Сухоч, согласно данным переписи 1710 года к Воронской Кулиге Бухацкой волости Суцкого стана. В деревне Нижние семнадцатый век «проявил себя» в середине века двадцатого: «20 июня 1958 г. при прокладке улицы тракторный канавокопатель с глубины 0,8 метра выбросил против дома колхозника В.В. Балашова серебряные монеты, 96 монет из клада, общим весом в 43,40 г., поступили в Государственный исторический музей»[4]. Заэрап. Начну с цитаты: «Судя по писцовой книге 1678 г., селение принадлежало московскому боярину И. Е. Спецневу[5], называлось оно Заирапье (СПК Белоз, л. 101). Названо по местоположению: Заирапье – деревня, находящаяся за ручьями, которые именовались Ирапы. В XVI – XVII вв. поблизости располагалась Филиппо-Ирапская пустынь (небольшой монастырь). Гидроним Ирапы финно-угорского происхождения, этимология его неясна»[6]. Но много вариантов названий существует у этой деревни: что ни исторический документ, то немножко иное название. По источнику первого упоминания, по мнению А. И. Копанева, – она Заграп. В писцовой книге 1645 года – Зарепье. Согласно данным переписи 1710 года – Арапье. На одной из карт XVIII века – Зарапье. Заирапьем же эта деревня именуется ещё в конце XIX и даже в начале ХХ веков, в метрических книгах тех лет. Жительница деревни Татьяна Михайловна Кузьмицкая (1915 г.р.) считала, что «эрап» - финское слово, обозначает наличие руды[7]. Бор. Название деревни – славянское. По источникам первых упоминаний – Борок. Думаю, цитата из «Истории Белозерского землевладения» А. И. Копанева сразу всё разъяснит: «В XIV-XV вв. идёт усиленная вырубка леса. То и дело возникают деревни на "лесе", которые ставятся волостными крестьянами, землевладельцами, монастырями. Поэтому деревни с названием Дор, Дорище, Дорок встречаются в значительном количестве на территории Белоозера... На карте Новгородской губернии 1847 г. на Белоозере отмечено более 20 деревень с такими названиями. Много деревень с названием Борок, Бор, Березник»[8]. Капчино. Капчина или Капшина Гора. В некоторых языках слова, близкие по написанию к слову «капчино» переводятся на русский как курган, могила, насыпь, бугорок[9]. Уйта. Как ни странно на первый взгляд, понять, почему эта деревня имеет именно такое название, совсем не трудно, по той простой причине, что слово «уйта» имеется в толковом словаре В. Даля и означает биль, чистое моховое, безлесное болото[10]. Именно такое болото находится рядом с деревней, как либо иначе этот населённый пункт не именовался. В писцовой книге 1645-46 гг. деревня Уйта отсутствует. Но в документе 1678 г. про неё сказано: «В волости Сухач... за В. П. Хрипуновым треть д. Уйты поселена вновь...»[11]. Шоборово. В источнике первого упоминания называется Шубарева[12], в писцовой книге 1645 г. – Шуобарева[13], в материалах переписи 1710 года – Шобурово. Если судить по первому названию, то деревня сия названа по фамилии первого или одного из первых её владельцев. С течением времени оно трансформировалось в Шоборово. С вепсского слово «шуб» переводится как «осина», а в округе деревни много осинников, на болоте у деревни есть Осиновый остров[14]. Кузьминка. По документам первого упоминания – Кузьминская. Эта деревня, единственная из всех перечисленных, весь рассматриваемый в этом очерке период относилась вначале к волости Дуброва, затем к Барановской, к приходу Зелено-Дубровской Преображенской церкви. Деревень с таким названием не мало в Белозерском крае. С большой долей вероятности можно сказать, что название свое она получила от имени основателя или одного из первых жителей её. 5 Итак, XVII век, его начало. В России – смутное время. Волна беспредела и разбоя докатилась и до Сухоцкой волости. Вот что пишет об этом русский историк XIX столетия Николай Ардашев (речь идёт о 1613 годе): «В Белозерском уезде пошли черкасы по разным местам; водили их от волости до волости мужики, где кого сведут. К Покрову дню, одни из них перевезлись за Шексну реку на пошехонскую сторону. Перелезши Шексну реку, шли мимо Ферапонтовской вотчины и тут стояли. И крестьяне монастырские слышали, что говорят между собой, идет де государева казна зелейная от Холмогор, и им бы перенять ее, а переняв, идти под Кириллов монастырь и к Белозеру. Иные люди ночевали в Покров день в Засудье (за р. Судой) и стояли на Петухе. И пришли вести в Андожскую волость (Андога): в Дуброве ссекли черкасы 170 человек да в Танищах и в Тырныче посекли мвогих людей и, на Суде учали острог ставить, от Белозера за 100 верст. Крестьяне Андожской волости разбежались все по лесам. Послан был в Андожскую волость белозерский „разсыльщик" и приехав по деревням никого крестьян не изъехал: были все на лесу; старосту, двух попов и троих крестьян – и тех собрал с лесу. А к Устюжне белозерского розсыльщика не пропустили ехать де; и пешему пройдти не можно: на Петухе и за Судой, и в Сухаче, и на Сявсе стоят воровские люди»[15]. Для нас главными в этой статье являются слова: «И в Сухаче стоят воровские люди». В описании Сухачского Николаевского прихода сказано: «…есть предание, что была и здесь литва и опустошила окрестности…»[16]. Ещё одно косвенное свидетельством о присутствии «воровских людей» находим в описании прихода Сухачской Успенской церкви: «По неимению никаких документов, ни старожилов, помнящих что-либо о приходе, кроме только того, что бывала и литва, сказать более нечего, о бытии же литвы предание подтверждается по городку, сделанному из земли в открытом месте на волоке, близ реки Колпи, на левом берегу ея; этот городок такой же, как и в Устюжне на устье реки Ижины - четырёхугольный, по бокам на насыпной земле возвышенность, как бы крепость»[17]. 6 В том же, 1613-м году началось испомещивание земель волости Сухоч и соседних волостей. "Сразу же после изгнания польских интервентов, - пишет Копанев, - Московское правительство производит громадные по размерам раздачи земель на Белоозере, испомещая здесь служилых людей сотнями... В феврале 1613 г. грамотой бояр приказывалось испоместить на Белоозере волоцких, иосифовских и погорелогородских сидельцев, дворян и детей боярских. Состав их был очень различен: там были клиняне, можаитяне, звеногородцы. Там были государевы люди: кречетники, сокольники, ястребетники... Позднее на Белоозере испомещаются "сытного, кормового и хлебного дворца дворовые люди". В 1613 - 1614 гг. …новгородские помещики, казаки, черкасы и множество иноземцев: литва, немцы, "угрены", волошеняне. Вся эта разношерстная масса в большом количестве в 1613- 1615 гг. хлынула на Белоозеро"[18]. Служилые люди в дворцовые села Сухотцкой волости были испомещены в феврале 1613 года[19]. В столбцах Поместного приказа[20] дворцовыми названы сёла, а не волость. Поэтому, считает А. И. Копанев, трудно сказать все ли населённые пункты волости были дворцовыми[21] или только часть из них. Испомещивание происходило в обстановке «ожесточённой классовой борьбы крестьянства против феодало-помещиков"[22]. 7 А. И. Копанев, опираясь на переписную книгу князя Шеховского 1626/27 г., охарактеризовал экономическое состояние каждой белозерской волости. Сухотская волость состояла из 44 селений и 102 пустошей или из 80 дворов крестьянских, 42 бобыльских и 87 дворов пустых и мест дворовых. Пашни худой и средней земли за вотчинниками числилось 54 четверти[23], за крестьянами - 294 четверти, перелогом - 326, перелогом и лесом поросшие - 682, лесом поросшие - 872. Пустошей к общему числу селений – 69,9% (в среднем по белозерским волостям, которые находились во владении помещиков, - 71,5%), бобыльских дворов к общему числу дворов и мест дворовых пустых – 20,1% (в среднем по Белоозеру – 20,3%), дворов пустых и мест дворовых к общему числу крестьянских и бобыльских дворов – 41,6% (в среднем по Белоозеру – 62,6%), пашни перелогом, перелогом и лесом поросшей и лесом поросшей 1880 четвертей или 84,4% к общему количеству пашни (по Белоозеру – 85,3)[24]. Показатели экономического состояния Сухотцкой волости близки к средним показателям по Белозерскому краю. "...в начале XVII в., - пишет А. И. Копанев, - земледелие переживает сильный упадок. Печать запустения лежит на всех районах края. Прежде всего, бросается в глаза большое количество пустошей, т. е. запустевших населённых пунктов, пустых дворов и мест дворовых... Большой процент запустенья деревень всегда соответствует большому количеству бобыльских дворов. Рост бобыльских дворов явился следствием экономического обнищания населения. Раз пустели деревни, то неизбежно запускалась и пашня. Она превращалась в перелог, и если соха не касалась его какой-нибудь десяток лет, то эта земля зарастала мелким кустарником и молодым леском - "в кол и в жердь", превращалась в землю, "перелогом и лесом поросшую", как её называет наша писцовая книга. А если и дальше рука человека не прикасалась к ней, то молодой лес вырастал в большой, "дикой", как называют его на севере, и писец эту пашню именует уже "пашня лесом поросшая". Слабела рука человека - наступали леса. ...на Белоозере было больше земель запущенных, не обрабатываемых, ушедших в перелог и поросших лесом, чем земель возделываемых - пахотных... Запустение началось ещё в конце XVI в... Косвенное доказательство тому... даёт писцовая книга князя Шеховского. Большое количество запустевших земель книга относит к разряду пашен, "перелогом и лесом поросших" или просто "лесом поросших". По этим указаниям писцовой книги можно судить о том, за сколько времени до описания запустела земля, так как, чтобы пашне порасти лесом, нужно, по крайней мере, лет 30 - 40, т. е. большинство необрабатываемой пашни, описанной князем Шеховским в 1626-27 г., запустело ещё в XVI веке... Следовательно, можно предположить, что до последних десятилетий XVI в. большинство пашен, которые поросли лесом к 1626 г., обрабатывалось; большинство пустошей, указанных книгой Шеховского, были населёнными пунктами. Поэтому мы можем полагать, что... крестьяне возделывали все те, позже поросшие лесом пашни, отмеченные в столь большом количестве писцовыми и переписными книгами начала XVII в."[25]. [1] Авторы книги «Родословие вологодской деревни» к древнейшим относят также и деревню Куракино. По их мнению, первое упоминание этой деревни в исторических источниках тоже относится к 1626 году. И при этом источником этой информации для них служат три карты, составленные историком А. И. Копаневым в середине ХХ века. Ни на карте А. И. Копанёва, ни в им же составленном списке населённых мест нет деревни Куракино. Эта первая нестыковка. Вторая. Первое упоминание деревни Верхний Двор авторы «Родословия…» тоже относят к 1626 году, тогда как по сведениям А. И. Копанева деревня Верхний Двор, как и Никольский приход, встречаются и в Копийной книге. Запись эта датируется 1575 годом. Третья. По мнению авторов «Родословия…» название деревни Мошницкое по документу первого упоминания Мошенок, по данным А.И. Копанёва – Мошенник. Четвёртая. Как можно понять из таблицы, в момент первого упоминания мазских деревень они были населены черносошными крестьянами. Тогда как, как выяснил А. И. Копанёв ещё в середине прошлого века, испомещивание волости Сухоч началось в начале 1613 года. [2] Александр Дудкин «Из истории Мазы», Наше время, №№ 107 и 110, сентябрь 2010 г [3] История деревни Мошницкой изложена мною в статье «Морозовы – мошницкие священники»: Наше время, 3 ноября 2011 г. [4] Ежегодник Государственного исторического музея. 1958., с. 61-62. Состав поступившей в ГИМ части клада: Михаил Федорович, копейки - 1 экз. с буквами НГ, 2 экз. с буквами ПС, 10 экз. МОС:КВА, 3 экз. с буквами МО, 3 экз. с буквой М, 2 экз. с монограммой М раннего типа, до 1626 г., 2 экз. МОС:КВА с буквами К и Ц по сторонам всадника, 1 экз. с монограммой М, с буквами ОБ перед мордой коня, 33 экз. с монограммой М, разных штемпелей, после 1626 г., неопределенные, плохой сохранности — 3 экз.; Алексей Михайлович, копейки — 34 экз. с монограммой М. [5] Согласно переписи 1710 года земли деревни были за Алексеем Стефановым сыном Братцовым и за Иваном Емельяновым сыном Спешневым. [6] Чайкина. [7] Экспедиционный фонд МУК «Кадуйский ЦНТКиР» (Муниципальное учреждение культуры. Кадуйский районный центр народной традиционной культуры и ремесел). АФД – 025. Вологодская область, Кадуйский район, Мазский с/с, д. Заэрап. 25.07.95. Гр. Зуева Т.А. [8] Копанев, с. 9. [9] Слова, которые близки по написанию к слову капчино Kapas (лет.) означают - курган, могила; kapčius (лет.) – насыпь, бугорок (http://veras.litvin.org/042_10.html). Возможно, появление этого названия каким-то образом связано со стоявшей в этих местах в начале семнадцатого века литвой (версия Н. Н. Миняевой). [10] УЙТА "чистое моховое безлесное болото", арханг., устюжск. (Даль). Из фин. uitti "перешеек между двумя протоками", uittu "маленький залив", водск. uittо "лужа"; см. Калима 231; FUF 18, 40. Менее вероятно ввиду географии слова произведение из коми uit "пойменный луг, выгон" (Калима, там же), потому что последнее считают заимств. из ханты; ср. Вихм. – Уотила 344; Кальман, Асtа Lingu. Hung. I, 260. (Этимологический русскоязычный словарь Фасмера.) [11] Список с писцовой книги Белозерского уезда 1678 г. ЦГАДА, ф. 1209, к. 12758, л. 95: Чайкина. [12] Копанев, с. 250 [13] Кадуй, с. 205. [14] Из материалов Кадуйского краеведческого музея. [15] Н. Ардашев «Из истории XVII века. Очищение русской земли. Поход Черкас». [16] Новгородский сборник, с. 234. [17] Там же, с. 237. [18] Копанев, с. 73. [19] Столбцы с №18 по № 22 сставов Поместного приказа № 33458: Копанев с. 74. [20] Поместный приказ - центральное государственное учреждение России середины XVI — начала XVIII веков. Поместный приказ был образован в середине 1550-х годов в связи с военными и земельными реформами в результате выделения круга дел, исполнявшихся ранее в ведомствах Казенного приказа, Большого и областных дворцов. Первоначально назывался Поместной избой. Приказ наделял служилых людей поместьями (по окладам, установленным в Разрядном приказе), ведал фондом «пустых» поместных земель, регистрировал и контролировал изменения в сфере землевладения (поместного, светского и церковного вотчинного); проводил общие и частные описания земель и переписи населения, в связи с чем ведал в XVII веке сыском беглых крестьян; играл роль центральной судебной инстанции по земельным делам. Поместный приказ исполнял функции центральной судебной инстанции по земельным тяжбам. [21] Дворцовые земли (волости) - это те земли, которые были населены дворцовыми крестьянами, принадлежавшими лично царю и членам царской фамилии. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (XII—XV вв.). Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже — царского) двора продовольствием. Уже с конца XV в. дворцовыми крестьянами и землями управляли различные специальные дворцовые учреждения. Дворцовые волости на местах до начала XVIII в. управлялись приказчиками, а потом — управителями. В дворцовых волостях существовало местное самоуправление. В конце XV — начале XVIII вв. дворцовые крестьяне платили натуральный или денежный оброк или то и другое одновременно, поставляли хлеб, мясо, яйца, рыбу, мёд и пр., выполняли различные дворцовые работы и поставляли на своих подводах ко двору продовольствие, дрова и т. д. [22] Копанев, с. 82. [23] Четверть (четь) - составляла 40 сажень длины и 30 широты. Сажень - 1 сажень = 3 аршина = 7 фут = 48 вершков = 2,1336 метра. [24]ЦГАДА (в настоящее время – РГАДА), Писцовая книга № 592, лл. 635 – 678: Копанев, с. 80-81. [25]Копанев, с. 84-85.
|
Категория «Размышления»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.