Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Сухоч (XVI – середина XIX вв.). Часть 12012-03-19 08:56:19 (читать в оригинале)Под катом мой текст, написанный для кадуйского альманаха "Семизерье", который должен выйти в июне с. г. Текст посвящён истории волости Сухоч (ныне - Мазский сельский совет Кадуйского района Вологодской области) с 16 века по середину девятнадцатого, то есть до отмены крепостного права. [1] в первой половине этого столетия была основана церковь Николая Чудотворца на Сухачском погосте, который до середины XIX столетия был центром волости Сухоч[2]. По сведениям, которые привёл в монографии «История землевладения Белозерского края XV – начала XVII вв.» А. И. Копанев, Николаевский приход (Сухоцкая волость) упоминается в Копийной книге. Это упоминание, а также упоминание о деревне Верхний Двор, находящейся на расстоянии не более одного километра от церкви, датируется 1584-85 годом[3]. Поэтому Верхний Двор из всех нынешних мазких населённых пунктов следует считать самым древним. «В глубокой древности слово двор, - цитирую топонимический словарь Ю. Чайкиной, - могло обозначать не только усадьбу, но и селение, поскольку преобладающим типом поселения в древней Руси была однодворная деревня. Отсюда Верхний Двор – это верхняя (по отношению к чему-то) деревня»[4]. Могу предположить, что верхней она была именно по отношению к погосту. Что ещё примечательно ниже по течению реки Колпь на другом, правом её берегу, стоит деревня, которая в досоветский период так и называлась «Нижняя». 2 Ещё одно упоминание о наших местах того века, а именно о реках Суде и Колпи от её устья вверх по течению на 5 вёрст (то есть от нынешней деревни Усть-Колпь до, примерно, деревни Нижние), сохранилось в послушной грамоте 1680 года царя Федора Алексеевича, который ссылается в свою очередь на документ времён Ивана Грозного: «Да в списку с жалованной грамоты написано: «Лета 7070-г марта в 4 день блаженные памяти государь царь и великий князь Иван Васильевич всея России пожаловал черного попа Герасима с братьею, что служит в Живоначалные Троицы в Белозерском уезде в Филипове пустыне в Красном Бору на Ирапе, или кто в той пустыне впредь // иные попы и братья будут. В Белозерском уезде рыбная ловля им в Суде реке от устья реки Андоги вверх де речки Колпи и в Колпи речке на 5 верст… в пустыню, в дом Живоначалные Троицы и чудотворцу Филиппу, без отдачи; ловцам Шексны реки села Любца и Луковеси на те рыбные ловы ездить невелено; и в тот их лес и в угодье черным волостям вступатца и лесу сечь не велено ж; чтоб им ни от кого обиды не было» …Писан на Москве лета 7188-г июня в 1 день».[5] 3 Но, конечно же, селения наши стали появляться значительно раньше. Об этом говорят источники археологические[6] и легендарные. По данным А. Я. Брюсова[7] курганы X – первой половины XIII вв. находятся близ станции Уйта[8]. В первой половине 1980-х годов экспедицией Череповецкого краеведческого музея открыта курганная группа X-XI веков у д. Куракино[9]. В 2007 году производились раскопки около деревни Усть-Колпь, археологи считают, что следы существования деревни относятся к XV-XIX векам[10]. В 1981-82 гг. экспедиция А. Н. Башенькина обследовала Усть-Староарапский могильник на реке Колпи близ деревни Заэрап, который датируется второй половиной XIII – XVI веком, рядом с ним находится селище[11]. Судя по всему, легендарные сведения из описания прихода Сухачской Николаевской церкви относятся в том числе и к Усть-Староарапскому могильнику: «Есть один курган, о котором говорят, что будто бы литва тут зарыла своё сокровище. В другом месте есть курганы, о коих говорят, что на этих местах были жители и тут находили будто бы сковороды и сковородники»[12]. [1] Сайт «Храмы России»: http://www.temples.ru/card.php?ID=7209 [2] Варианты названия волости: Сухач, Сухоцкая, Сухачская. [3] А. И. Копанев «История землевладения Белозерского края XV – начала XVII вв.» (далее – Копанев), с. 209, 231. [4] Ю. И. Чайкина. Географические названия Вологодской области. Топонимический словарь, Архангельск, 1988 г. (далее – Чайкина). [5] Сергей Шумаков. «Обзор «грамот коллегии экономии». Выпуск второй. Тексты и обзор белозерских актов (1395-1758 гг.)», Москва, 1900 г. (далее – Шумаков), с. 172-173 [6] «Начало эпохи средневековья на территории Вологодской области ознаменовалось важнейшим событием — появлением славян… Долгое время считалось, что славяне начинают осваивать территорию современной Вологодской области не ранее VIII в. н. э. Более ранние славянские памятники были обнаружены и раскопаны Северорусской археологической экспедицией под руководством А. Н. Башенькина в 1980-1990 гг. В V в. н. э. западных районов нашего края достигли группы славян, продвигаясь с юго-запада, с территорий современных Новгородской и Тверской областей. Интересно, что места для поселений славяне выбирали такие же, как и местное финно-угорское население: это высокие красивые берега рек, в сосновых борах, рядом с которыми есть обширные пойменные луга. Некоторые славянские поселения находятся в непосредственной близости от финно-угорских. По-видимому, там, где появлялись славяне, финно-угорское население было вытеснено или ассимилировано ими. Основные районы освоения в V-VIII веках - это берега рек Чагоды, Кобожи, Мологи, Песи. Ученые считают, что первые славянские поселенцы были кривичами - сложным этническим образованием, славяно-балтским в своей основе. По каким-то причинам поселения и курганные могильники кривичей к IX в. прекращают свое существование. Возможно, сказалось изменение климата. В VIII-IX вв. на территорию западной части области продвигается новая волна славянского населения. Так же, как и предшественники, они идут с юго-запада, со стороны новгородских земель. Это словене ильменские (новгородские) — племенной союз, сформировавшийся на территории вокруг озера Ильмень. Основу их хозяйства составляло пашенное земледелие, а маркируют места первоначального освоения словенами земель сопки - высокие конусообразные «крутобокие» насыпи, стоящие на пойменных лугах, на полях, а не в сосновых борах, как высокие насыпи кривичей. Словене новгородские прошли теми же путями, что и кривичи: по рекам Мологе, Кобоже, Чагоде, Песи, Чагодоще. Начинают осваивать и более мелкие реки Смердомля, Кать, Ратца, Белая. Поселения словен до XI в. - только селища. В XI в. возникает несколько городищ. Неукрепленные селища были «привязаны» к обширным долинам и пологим береговым террасам. Они характеризуются более плодородными супесчанистыми и песчано-суглинистыми почвами и более пригодны для пашенного земледелия. Очевидно, что меняется и состав стада, - теперь оно должно включать необходимое количество рабочего скота. Уменьшается роль подсобных занятий, например, рыболовства. Однако в изготовлении керамики, в металлообработке и ряде других направлений хозяйственной деятельности сохраняются прежние традиции. Исследователи отмечают, что черты производящего хозяйства у словен были более развиты, чем у кривичей или местного финно-угорского населения. Из района первоначального освоения в конце IX-X вв. началось продвижение славянского населения на р. Колпь и на территорию современного Бабаевского района. По археологическим памятникам хорошо прослеживается путь продвижения славян по рекам: Чагода-Лидь-Волочня—Колпь. Несомненно, что р. Колпь была заселена с запада. Наиболее ранний славянский могильник на Колпи открыт у пос. Верхневольск близ волока с р. Лидь. В конце Х- начале XI вв. на Колпи почти одновременно возникают десять новых могильников и соответствующих им поселений у деревень Новинки, Тимошкино, Ярцево, Степаново, Дудино, Володино. Могильники на Колпи почти полностью раскопаны (А. В. Никитин, Н. В. Тухтина, Н. В. Гуслистов, А. Н. Башенькин) содержат большое число хорошо датируемых вещей, монет. Можно выяснить примерную численность коллективов, осваивавших Колпь. Расчеты по всем могильникам показывают, что в одном поколении насчитывалось от двух до восьми взрослых людей. Небольшие размеры поселений при могильниках также подтверждают предположение, что эти поселения состояли из 1-4 домов. С учетом детей численность коллективов могла составлять от 10 до 40 человек. Из бассейна среднего течения Колпи славянское население пыталось освоить среднюю Суду, где возникают курганные группы XI-XIII вв. у деревень Кананьевская, Бережок. Однако, по-видимому, вследствие большой плотности финно-угорского (весского) населения на р. Суде это движение не получило широких масштабов. На средней и верхней Суде до середины XIII века существует самобытная финно-угорская культура. Потомки древней веси - современные вепсы - проживают в бассейне Суды до настоящего времени». (ТАЙНЫ ЗЕМЛИ ВОЛОГОДСКОЙ: Методические рекомендации к занятиям по археологии для учителей общеобразовательных учебных заведений и педагогов дополнительного образования, Вологда, «Древности Севера», 2004 г.) [7] Александр Яковлевич Брюсов – советский археолог, брат поэта Серебряного века Валерия Брюсова. С 1926 года возглавлял ряд экспедиций, работавших на Русском Севере, в том числе многолетние работы в Карелии и Вологодской и Новгородской областяхи др. [8] Очерки по истории русской деревни X-XIII вв: Том первый, Москва, 1951 г., с. 185 [9] Кадуйские зори. Кадуй, 1995 г., с. 6-7. [10] Кадуйская районная газета «Наше время» (далее – Наше время), № 129 от 3 ноября 2007 г. [11] Краеведческий альманах «Кадуй», Вологда, «Русь», 2005г. (далее – Кадуй), с. 102 [12] Новгородский сборник, выпуск 1, Издание Новгородского статистического комитета под редакцией Н. Богословского, Новгород, 1865 г. (далее – Новгородский сборник), с. 235.
|
Категория «Дизайн»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.