Какой рейтинг вас больше интересует?
|
МАЗА в седьмом СЕМИЗЕРЬЕ2012-07-01 09:52:25 (читать в оригинале)Обзор. Продолжение. Начало: http://al-an-dudkin.livejournal.com/182231.html В седьмом «Семизерье» 288 страниц. Из них около ста имеют прямое отношение к Мазе, к Мазскому сельскому Совету. О своих сорока я напишу чуть позже. Сейчас же о других авторах. Самый важный для меня материал - исследование вологодской поэтессы и филолога, фольклориста Леты Югай «Ты не ходи да на Забыть-реку, ты не пей да забытной воды…». О причитаниях похоронно-поминального цикла в Кадуйском районе Вологодской области. А кадуйские причёты в основном записаны в нашем и двух соседних сельсоветах. Лета Югай цитирует причёт Сиры Афанасьевны Китовниной (для меня она – тётька Сира). Плакальщица объясняет покойнице, как надо отвечать при встрече на том свете на вопросы родных. А знание своего места при жизни помогает их найти после смерти. Она спросит, горюша бедная, А ты откуды да с кою сторону, А ты скажи-то да ей, Марусенька, А уж как я-то да сиротиночка, Уж как области да Вологодские, А района да я Кадуйского, А сельсовета да буду Мазского, А из деревни да Заэрап А уроженка да Китовнина, А жена-то да буду Фотина, А тут тебе-то да попризнается. Лета Югай пишет, что обряд проводов на Забыть-реку и сам образ «Забыть-реки» не встречается больше нигде. Только в причётах, записанных в Кадуйском и Белозерском районах Вологодской области. «Река в народной культуре служит символом границы. Тоска часто ассоциируется с жидкостью, в том числе, с забытной водой: «во многих случаях забывание оказывается простым синонимом избавления от тоски». Связь забвения и воды также прослеживается и в других жанрах: например, в заговоре от тоски, причём эта связь видна как на словесном, так и на акциональном уровне (уровне действия). Эти наблюдения подтверждаются записями, сделанными нами летом 2011 года в д. Шоборово. «А это как раньше было: если пойдёшь на забудь-реку, то призабудёшься», - комментирует образ Забыть-реки Зоя Степановна Сазонова. «Легче будет», - добавляет Мария Петровна Петрова. Для избавления от тоски нужно стать посреди реки, умыться, поклониться Богу, помолиться и трижды сказать: «Куда вода течёт, туда тоска моя пускай идёт». Мария Петровна вспоминает другой текст, слышанный от матери: «Ты быстрая, ты шустрая. Тебе речка на теченье, а мне рабе Божей на излечение». Миниатюры из записной книжки Алексея Башкирова (в настоящее время он служит в одной из вологодских церквей) в основном посвящены деревне Капчино, из которой родом его мать. И в которой он и его брат Андрей проводили в своё время летние каникулы у бабушки. Многое А. Башкировым записано именно со слов матери: «В марте сорок второго года мама пришла с окопов. Она скидывала снег с овина в деревне Капчино. Вспоминает: «Вдруг налетели самолёты с крестами. На станции ещё не было зенитной установки. Я заметила наш «ястребок». Он вёл бой с немцами, а потом задымил и пошёл вниз. Раздался взрыв… Я заревела и побежала домой». Летом приезжал военспец на место падения. Стали копать, но ничего не смогли сделать. Самолёт врезался в берег реки и без насосов работать было невозможно. Нашли карандаш и ещё что-то. Сейчас там стоит памятник…». Дачница из Уйты Наталья Миняева представлена небольшим лирическим рассказом о своей деревне и стихами: Вот однажды, не выдержав паровозного зова, Я вскочу на подножку вагона любого. И недели разлуки в недели сожмутся, Мои руки с твоими навеки сомкнутся. Мне бы только увидеть глаза твои синие, Мне бы только сказать, как люблю тебя сильно я.
|
Категория «Бизнес»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.