Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Мазские новости: Праздник в Уйте2012-07-08 16:39:02 (читать в оригинале)Под катом моя статья, написанная для районной газеты, о недавнем празднике в деревне Уйте. О празднике неофициальном, празднике без начальства. Фотографии: Все: http://fotki.yandex.ru/users/a-dudkin/album/141990/? Избранные: http://al-an-dudkin.livejournal.com/189601.html ДРУГОЙ МИР Празднование 85-летия Кадуйского района неофициально продолжилось 17 июня с.г. в деревне Уйта Мазского муниципального образования. Когда это мероприятие завершалось, когда закончил выступать небольшой певческий коллектив уйтинских бабушек, одна из них вышла немного вперёд и сказала: «От всей души хочу поблагодарить Наталью Николаевну, без которой такого праздника не состоялось бы. И мы вряд ли узнали так много фактов из истории нашей деревни». Поэтому и я в первую очередь обратился за разъяснениями именно к ней, к Миняевой Наталье Николаевне. И попросил рассказать об истории уйтинских гуляний, которые и в этот раз и, уверен, во все прошлые, прошли с чувством, с толком, с расстановкой. - Более десяти лет назад бывшая жительница нашей деревни Галина Александровна Сарапулова, - отвечает Наталья Николаевна, - стала организовывать детские праздники, на которых всей деревней провожали будущих первоклассников в школу. На протяжении последних пяти лет этим успешно занимается Инна Алексеевна Елизарова. Я же подготовила и провела День Святой Троицы, викторину «Знаешь ли ты свой край», Праздники Урожая. - 2012 год – это год российской истории. И главной темой нынешнего вашего праздника – стала история. История не глобальная, а локальная. История вот этой небольшой, но ухоженной деревушки. Что заставляет Вас смотреть пристально в прошлое? И какие недавние события стали поводом собраться сегодня? - В нашей деревеньке проживает народ, приехавший на лето из разных областей Русского Севера. Чтобы приобщить их к жизни нашего района и деревни, я сочла обязательным рассказать им о выходе в свет ряда книг, раскрывающих наше прошлое. В седьмом номере кадуйского альманаха «Семизерье» есть замечательные статьи, касающиеся Уйты: «Переезд, который не состоялся» Геннадия Загребина, краеведческий очерк «Сухоч» об истории наших мест с 16 по середину 19 вв., исследование Леты Югай «Ты не ходи да на Забыть-реку, ты не пей да забытной воды», дневниковые записи Алексея Башкирова. А из составленной нами хронологии многие впервые узнали «день рождения» Уйты - 1626 г., узнали, что через нашу деревню проходил почтовый тракт, был паром через реку Колпь, знаменитая пасека... Ещё я представила книгу «Крестовая деревня», написанную братьями Башкировыми, она о наших соседях, о деревне Капчино. И не только. Издревле Уйта и Капчино связаны между собой, они принадлежали к одному и тому же приходу, жители их молились в одних и тех же храмах, когда-то школа была одна на две наши деревни и стояла между ними. Помимо этого нужно было обсудить почин по установке стеллы в память о подвиге тринадцати красноармейцев, ушедших на фронт из д. Уйты и защитивших собой не только нас, но и всю страну от фашизма. Установка её планируется в середине июля. Стелла будет стоять рядом с памятником лётчику А. Ф. Сорокину, подвигу которого в этом году исполнилось 70 лет. Очень ждём, что откликнутся родственники солдат-уйтинцев, погибших в Великую Отечественную Войну, и будут присутствовать на открытии. - Не только без прошлого нет будущего, но и, на мой взгляд, история умрёт, если здесь и сейчас ничего не будет происходить. Прошу Вас рассказать о том, как представлена современная Уйта на вашей выставке-концерте. - Фотовыставка «Маза в формате А-4» экспонировалась в марте и апреле в Кадуе, в районной библиотеке. А сейчас переместилась поближе к месту жительства её авторов. Картины отображают уникальную северную природу, жизнь деревни. Кстати, все вырученные средства от продажи картин были вложены на изготовление Памятной стеллы. К фотовыставке присоединилась и юная художница Лиза Кудрявцева, представив ряд своих работ. В самом же начале праздника ведущие вспомнили жительницу деревни Галину Михайловну Комову, ушедшую из жизни зимой этого года. Школьница Юля Елизарова прочитала её стихотворение: «Уйта деревня совсем небольшая, нету на карте тебя./ Не здесь я родилась, но здесь проживаю, так, что спасибо, родная моя./ Годы, ты скрасила мне пенсионные, вот потому я тебя и люблю». За околицей деревни За её окошки светлые, За беду и за нужду,
Лишь бы вечером гармошка Пусть живёт моя деревня! Задорно были исполнены частушки, которые в своё время родились именно в этих местах, а были братьями Башкировыми записаны со слов своей матери: Хорошо в деревне жить Я в колхоз пошла, Говорят в колхозе худо, А в колхозе - хорошо! До обеда лошадь ищешь. А с обеда колесо. Не точку в конце, а восклицательный знак поставили молодые уйтинские бабушки, а это Валентина Смирнова, Нина Абакшина, Валентина Гордина, Таисия Крутова и Наталья Миняева. Они в стильных концертных костюмах исполнили несколько популярных песен. Праздник завершился, но многие уйтинцы продолжали рассматривать развешанные прямо на заборе фотографии и картины, и кто-то тихо произнёс: «Как же хорошо здесь. Словно в другой мир попал». Александр Дудкин Уйтинская хронология УЙТА - ж. арх. биль, чистое моховое, безлесное болото (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля). 1626/27 г. – Первое упоминание деревни в письменном источнике, а именно в «Писцовой книге письма и меры князя Никиты Шеховского да подъячего Максима Козлова». 1678 – В писцовой книге Белозерского уезда сказано: «В волости Сухоч… за В. П. Хрипуновым треть д. Уйты поселена вновь…». Вторая половина XVII века - Возникновение Успенского Сухачского прихода. 1710 – В переписи зафиксировано: «Суцкого стану Бухацкой волости в Вороновской Кулиге За Михаилом Афонасьевым сыном Тарховым в деревне Уйте во дворе крестьянин…». И далее: «В Сухацкой волости За Иваном Васильевым сыном Хрипуновым в деревне Уйте во дворе крестьянин…». Конец XVIII века - При проведении генерального межевания выделена дача под № 1018 «Д. Уйта», которая одновременно с этим межеванием или же в дальнейшем, в ходе специального межевания, была разделена на следующие части: сама деревня состояла из двух частей, п. Дубовик, с. Петровское, п. Цыганова. Общая площадь дачи 2708,6 десятин. 1841 - Построена каменная церковь. 1851 - Существующие письменные источники подтверждают 155-летнюю давность пчеловодства в Белозерском крае. Старейшая из известных пасек существовала с 1851 г. при Успенско-Сухачской церкви в Боровской волости Белозерского уезда. О ней писал П. И. Смирнов в 1901 г. в журнале “Пчеловодство”. 1858 - По данным Х ревизии в Уйте было 22 хозяйства, в них проживало 58 мужчин и 74 женщины, всего 132 человека. 1863 - Открыта церковно-приходская школа. Плата за обучение - за всех с волости в год 45 р.c. в пользу священника с причтом. Преподавали священник с причтом. 60-е гг. XIX века - Отмена крепостного права. Создание Боровской волости временно-обязанных крестьян, к которой стала относиться д. Уйта. В деревне оргинизовано Уйтинское крестьянское общество. 1865 - Уйта состояла из 19 дворов, в ней проживало 58 мужчин и 70 женщин. Количество земли - 371 десятина. Крестьяне в своих хозяйствах имели 28 лошадей, 80 коров, 100 овец. 1887 - По данным общероссийской переписи в Уйте было 25 дворов. Проживало: 185 человек обоего пола. Конец XIX – начало XX вв. - Через деревню проходил маршрут сообщений по обывательским станциям: ст. Мишутинская – ст. Хилетская – ст. Барановская – ст. Боровская (ближайшая к деревне, на две лошади) – ст. Верховская в Смердяче (в начале ХХ века этот путь уже назывался почтовым трактом). В деревне через реку Колпь ходил паром. По данным на 1907 г. паромным промыслом занимался один мужчина. Валовая сумма заработка составила 60 руб. 1905 - Построена деревянная церковь Святой Великомученицы Параскевы. 1907 - Уйта в своём составе имела 46 дворов, проживало в которых 268 человек обоего пола. 1911 - Уйта состояла из 40 дворов, имела 60 жилых строений. Число жителей: 116 мужчин и 137 женщин, всего 253 человека. В деревне действовали церковно-приходская школа и 2 мелочные лавки. Ноябрь 1917 г. - Уйтенский сельский комитет отправил в ЦК РСДРП(б) письмо: «С покорнейшей просьбой к вам, товарищи большевики, выслать ваши программы… У нас здесь программы меньшевиков. Население волнуется – не хотят верить меньшевикам. Нам не дают ни дров, ни леса». 1930 - По решению Уйтинского сельсовета было раскулачено хозяйство Алексея Николаевича и Серафимы Петровны Басковых, а в 1931 году их семья в составе шести человек была выслана в Мурманскую область. В 1991 г. Басковы реабилитированы. 15 апреля 1931 г. - Образован колхоз «Победа вторая», включавший в себя деревни Уйту, Капчино и хутор Дубовник. 1 августа 1935 г. - Постановлением Президиума Леноблисполкома ликвидация Пятницко-Успенской церкви Заэрапского с/с Кадуйского района была признана законной: «В виду того, что церковь уже закрыта и здание приспособлено под кузнечные мастерские по ремонту с/х машин и орудий, - постановление Кадуйского РИКа от 15/IV- с.г. о ликвидации церкви оставить в силе». 1940-48 гг. - В похозяйственной книге крестьянских хозяйств Заэрапского сельсовета в деревне Уйта и хуторе Дубовик в период с 1940 по 1948 гг. учтено 45 хозяйств, в которых проживало 75 мужчин, 86 женщин, всего 161 человек. 1941-45 гг. - На фронтах Великой Отечественной войны погибло 13 жителей Уйты. 27 февраля 1942 г. - Лётчик сержант А. Ф. Сорокин из Кинешмы был сбит и погиб в воздушном бою в районе д. Уйта. Составил А. Дудкин
|
Категория «Художники»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.