Турляндия, отпуск, ч.3
2015-08-31 15:27:03 (читать в оригинале)
На второй день мы решили проехаться куда-нибудь. Гид любезно предложил съездить на автобусе в центры золота и текстиля. Иного, в принципе, и не должно было быть, т.к. эти же, центры, и являлись спонсорами поездки. Альтернативный вариант с арендой автомобиля и прогулкой куда хочу был плавно смещен в сторону автобуса. Ну что ж, давайте посмотрим. Естественно, ничего мы там не купили, и даже замечательный султанит, который добывается только в Турции и нигде больше, (врут кстати – на Урале он есть) при этом продавец доверительно указал на горы за окном, был отвержен. Кстати, камень действительно замечательный, меняет цвет в зависимости от освещения, как хамелеон. Потом уже я прочел в сети, что турки научились его синтезировать и никто не может гарантировать природное происхождение камня. Подробности здесь http://diamant-mos.ru/kak-otlichit-prirodnyj-sultanit-ot-gidrotermalnogo/ . Но не это меня интересовало, меня интересовал сам торг, процесс.
Так вот, вынужден признать, они не торгуются или не умеют это делать, торг был воспринят как нечто чуть ли неприличное.
Он называет цену и все. Максимум чего я смог добиться, это скидки в 5 процентов. При чем во время торга, продавец явно напрягался. Не знаю с чем это связано, может это особенности торговли – вроде как магазин, цены фиксированные и все такое, но у нас торгуются даже в бутиках, и не торгуются в супермаркетах и продуктовых.
Разговорились, спросил откуда так хорошо знает по-русски, оказался нашим бывшим соотечественником из Ферганской долины турком-месхетинцем. Сказал, что их тут много, я же, памятуя о той страшной истории, которая привела их к исходу, вопросы больше не задавал, на том и расстались. Вообще месхетинцев я встречал там не раз, многие там уже давно, перевезли родителей и живут они там и не тужат.
Бывших наших там полно. Помню Петра и Марту, пожилая немецкая пара из Северного Казахстана. Рассказывал, как они переехали в Германию в 90х и как до них с супругой дошло, что назад дороги нет и они в чужой стране. Сидели, говорит и плакали. Поплакали-поплакали, взяли словарь и начали учить немецкий.
Сейчас у них все хорошо. Дом есть, дети женились, живут отдельно. Я спросил, а как местные немцы с ними, судя по лицу стало понятно, что барьеры остались. Дальше речь от первого лица.
«… мы машину недавно купили, соседка коренная немка у нас спрашивает, а как вам такое удалось? У вас ведь доходы меньше, чем у нас. А сама сидит напротив меня, курит сигареты по 5 евро. Едят они в кафе, дома не готовят. А это еще 20 евро. Вот тебе и 25 евро в день, умножь-ка на тридцать. А мы не курим, готовим дома, как в России в общем, а что нам. Но сейчас уже многие из них, глядя на нас, тоже начали менять свои привычки…»
Он еще много чего рассказывал, он говорил и говорил и до меня вдруг дошло – человек просто соскучился по общению на русском языке.
Вот такая история.
Была еще одна девушка, детский аниматор. Наша, русская. Рассказала как приехала по путевке из Архангельска. И вот когда закончилась путевка, и она уже сидит в аэропорту ей пришла такая мысль: А что я там забыла в Архангельске? Развернулась и уехала из аэропорта обратно. Так и живет там, идет на работу, срывает персики по дороге, вроде как позавтракала, скоро вот апельсины созреют… Короче говоря довольна, как и все остальные в этой Турции.