….
На днях художественное сообщество отметило 130-летие со дня рождения
скульптора Сергея Коненкова, который еще при жизни удостоился титула
"русский Роден". Впрочем, нынешнее повышенное внимание к мастеру связано
не только с его официальным творчеством. Во время работы в Америке
Коненков на библейском материале создал цикл графических
композиций-космогоний (от греч. kosmogonia - "происхождение мира"),
представляющих собой зашифрованные пророческие послания. Уже позже
выяснилось, что в годы эмиграции он вел активную переписку с Иосифом
Сталиным и еще в 1941 году на основе своих "космических" вычислений
предсказал победу Советского Союза над Германией и даже назвал год
окончания Второй мировой войны - 1945-й.
Американские теологи и астрологи, знавшие о существовании графической
"Библии Коненкова", которая якобы предсказывает будущее, долгие годы
пытались найти ее следы в США. Но поиски не увенчались успехом, да и не
могли. Еще осенью 1945 года на пароходе, предоставленном по личному
распоряжению Сталина, все работы Коненкова, находившиеся в его
американской мастерской, в том числе и теософская графика, были
переправлены в Москву. Со временем скульптуры, созданные мастером,
пополнили экспозиции ведущих музеев страны и частные коллекции, но о
судьбе космогоний не было никаких сведений. Как потом выяснилось,
Коненков сам "засекретил" свои библейские исследования и взял с близких
слово, что они в течение полувека не будут даже упоминать о
космогониях. Но завещание было нарушено. Еще до установленного срока
две из них обнаружились в запасниках музея-мастерской Коненкова на
Тверской. Чтобы их прочитать и хотя бы частично расшифровать, ушли
годы. Однако полное представление о теософских исследованиях,
выполненных Сергеем Коненковым в графической форме, удалось получить,
только собрав все космогонии цикла воедино, что произошло совсем
недавно. Тогда и стало понятно, что это не разрозненные композиции, а
серия, обладающая смысловым единством, - грандиозная метафизическая
панорама, составленная из изображений созвездий и планет, ветхозаветных
и евангельских сюжетов, событий прошлого и будущего.
От Библии до Ньютона
Истории известно немало попыток художественного прочтения библейских
текстов. Обращались к этой теме и русские живописцы - Иван Крамской,
Николай Ге, Александр Иванов и другие. Теософская графика Коненкова
более созвучна западноевропейской изобразительной школе - библейским
иллюстрациям Гюстава Доре и пророческим композициям английского мистика
XVIII века Уильяма Блейка. Но никто ни до, ни после Коненкова не
предпринимал попыток отразить в графической форме взаимосвязь событий
земной истории с начертанным в космосе "божественным планом веков",
ключом к прочтению и пониманию которого является Библия.
Дорога к Храму растянулась у Сергея Коненкова более чем на полвека.
Его дипломная работа "Самсон, разрывающий узы" (1902 г.) показалась
слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств
была немедленно уничтожена. С тех пор и до самого отъезда в Америку
Коненков практически не обращался к библейской теме. Причем образ жизни
Его Превосходительства (в 1916 году Коненков сам стал академиком) был
далек от праведного, а мастерская на Пресне стала пристанищем богемы
двух столиц. "Я был известный русский скульптор и немалый пьяница", -
сообщил о себе в одном из писем Сталину "русский Роден".
Оказавшись в 1924 году в Нью-Йорке, Коненков достаточно быстро
снискал славу лучшего портретиста Америки и вскоре смог жить, не меняя
московских привычек. По пуританскому Бродвею он расхаживал в
косоворотке, с неизменным котом Рамсесом на плече и в сопровождении
молодой супруги, ногти которой вызывающе отливали изумрудным
перламутром. А его нью-йоркская мастерская вскоре получила такую же
экстравагантную популярность, как и флигель на Пресне.
Все изменилось буквально в один день, в начале 30-х, когда супруга
Коненкова Маргарита привела в мастерскую некоего Тихона Шмелева, члена
общества "Ученики Христа", основанного в начале XX века Чарльзом Тейзом
Расселом. После этого непримечательного события неожиданно для всех
Сергей Коненков отказался от многих выгодных заказов и на долгие десять
лет практически отгородился от общества. Именно в эту пору появляются
первые коненковские изображения Христа, пророков и апостолов, а также
эскизы к космогониям.
Уже после смерти Сергея Коненкова в его библиотеке были обнаружены
уникальные трактаты по древней метрологии (учение о пирамиде Хеопса),
труды европейских теологов и астрономов прошлых веков, в том числе
раритетное издание Исаака Ньютона "Замечания на книгу Пророка Даниила и
Апокалипсис Св. Иоанна". Великий физик попытался при помощи сложных
вычислений увязать пропорции храма Соломона, якобы отражающие
"божественный замысел плана веков", с космической гармонией и смыслом
библейских пророчеств. В недавно найденной и расшифрованной рукописи
Ньютон предсказывает конец света в 2060 году (ее издание готовится
сейчас в Англии). Коненков же пришел к выводу, что Апокалипсис - это не
одномоментный акт, а процесс, начавшийся в 1874 году и длящийся по сей
день, наиболее ярким проявлением которого являются войны.
При этом надо учесть, что в основу своих расчетов Коненков положил не
измерения храма Соломона, а пирамиду Хеопса. Причем он еще и
проиллюстрировал как собственные космологические исследования, так и
теософские построения Ньютона - это порядка семнадцати графических
композиций, представляющих собой уникальный опыт эзотерического
изобразительного текста, которому нет аналогов в мировой культуре.
Кто был более точным в своих вычислениях - Ньютон или Коненков, -
станет известно уже через пятьдесят шесть лет. Но факт остается фактом:
еще 2 августа 1941 года именно Сергей Коненков первым предсказал
победный май 1945 года. А в конце 30-х он же предупредил Сталина о
нападении Германии на СССР - "весной-летом 1941 года" - и почти не
ошибся в перечислении стран-агрессоров.
Сначала он изложил свои выводы в письме генералу Яхонтову, а потом
напрямую стал о том же писать Сталину, называя при этом своего
высокопоставленного визави не иначе как "брат мой во Христе". Подробнее
свою методику вычисления сроков окончания войны и неизбежности победы
над фашизмом Коненков также изложил в письме к председателю
Объединенного комитета помощи Советской России Михаилу Шульцу. Копия
послания хранится в музее-мастерской скульптора.
Здесь нелишне отметить следующий момент. Сэр Исаак Ньютон умер в 1727
году, когда космос все еще оставался для человечества большой
загадкой. У Коненкова же была возможность ознакомиться с последними на
то время достижениями астрономии и астрофизики. В его библиотеке
хранятся многочисленные астрономические сборники, научные журналы, в
том числе снимок созвездия Плеяд с автографом Альберта Эйнштейна - в
этом созвездии находится звезда Алцион, которую Коненков считал
"неподвижным центром Вселенной" и космическим олицетворением Бога.
Космический алгоритм
Первой космогонии, открывающей цикл, присвоено условное наименование
"Северный трон". Композиция разделена на три горизонтальных регистра. В
верхнем помещено изображение Творца. Над ним среди рассыпанных звезд
надпись - "Алцион". Второй регистр - большой прямоугольник, разделенный
на несколько рядов картин, иллюстрирующих библейскую историю от
сотворения земли и воды до восшествия Вседержителя на престол славы
после Страшного суда. На границах картин - сокращенные обозначения
относящихся к ним глав первой книги Моисея. В третий регистр Коненков
поместил модель Солнечной системы. И если провести вертикаль через центр
листа, то в верхней части оси окажется изображение Бога-Отца (Алцион),
в самом низу - шар Солнца, которое Коненков отождествлял с Христом.
Идея христианизации космоса имеет давнюю традицию. Еще в 1627 году
немецкий астроном Юлиус Шиллер предпринял попытку заменить языческие
названия созвездий христианскими. В атласе созвездий "Христианское
звездное небо" имя Христа он также присвоил Солнцу, Луне дал имя Девы
Марии. Сатурн назвал Адамом и т. д. Использовал Коненков и теорию
другого известного немецкого астронома - Иоганна Генриха Медлера,
согласно которой Солнечная система движется к центру Вселенной, коим
является звезда Алцион из созвездия Плеяд. По мнению Коненкова, она
является тем "северным троном", тем божественным центром, откуда
осуществляется управление Вселенной. В таком контексте становится
понятным, почему сцены священной истории расположены в центре
композиции, между фигурой Творца (Алцион) и изображением Солнечной
системы (Христос). Иными словами, библейские и реальные исторические
события зависят от божественного закона и являются отражением всеобщего
космического движения, которое фиксируется в изменчивости расположения
звезд и созвездий. А поскольку орбиты и траектории космических тел
можно рассчитать, астрономическое предвидение будущего, по его мнению,
также возможно.
Второй лист цикла был создан на рубеже 30-40-х годов. Его
пространство также разделено на три смысловые зоны. В верхней
воспроизведен сюжет из книги Иова - "спор Бога и дьявола", нижнюю часть
композиции занимает изображение египетской пирамиды. В центр
космогонии Коненков поместил земной шар на фоне двух дисков,
представляющих собой карты Северного и Южного полушарий звездного неба.
А на линии, соединяющей центры дисков, построил гигантский
треугольник, указывающий вершиной на монограмму Бога.
Треугольник символически повторяется и в начертании "альфы" (символа
начала начал) в монограмме Бога, подчеркивая взаимосвязь ключевых
образов композиции: планет, созвездий, монограммы и пирамиды. Причем
выбор треугольника как ключевой геометрической фигуры не случаен:
Коненков, как уже отмечалось, верил - и не только он, - что космическая
программа, по которой развивается земная история, зашифрована в
пирамиде Хеопса (треугольник в проекции).
Эта гипотеза впервые была высказана в 1863 году шотландским
астрономом Пиацци-Смитом, предположившим, что размеры внутренних камер
пирамиды Хеопса и соединяющих их коридоров имеют временное значение. Он
также полагал, что определенные исторические события обозначены в
коридорах пирамиды различными выступами, переходами, изменением
направления и наклона. Коненков провел собственное исследование
пирамиды, но уже в контексте библейской истории. Он, в частности,
отмечает такую подробность: в год строительства пирамиды на небе
одновременно появились звезда Алцион, символизирующая Бога, и символ
сатаны - звезда Альфа Драгонис.
Причем эта сцена - диалог Бога и дьявола, - запечатленная в верхней
части космогонии, имеет не только астрономическое и библейское
подтверждение, которое Коненков нашел во второй главе книги Иова, но и
архитектурное. Пирамида строилась так, что вершина ее указывала на
Алцион, а первый нисходящий коридор - на Альфа Драгонис (дракон, змий,
дьявол), которая в 2170 году до нашей эры (год постройки пирамиды
Хеопса) занимала на небе место Полярной звезды. Архитектурная
взаимосвязь пирамиды Хеопса с космическими событиями и Священным
писанием делает ее, по мнению Коненкова, еще одним инструментом
прочтения будущего.
Лента истории
В следующей графической композиции основной смысловой акцент
перенесен на события Второй мировой войны, которую Коненков считал
одним из проявлений периода Страшного суда. Поэтому главенствующая
символическая роль в композиции отведена образам Апокалипсиса. Верхняя
пространственная зона включает изображение небесного воинства. В
центральной части помещена символическая карта мира. Война между
Германией и Советским Союзом передается аллегорическим изображением
битвы двух воинов.
В правом нижнем углу космогонии изображен апостол Иоанн Богослов на
острове Патмос, где ему открылось видение грядущего Апокалипсиса. С
другой стороны листа - парящая фигура Еноха. Согласно Ветхому завету,
Енох был единственным пророком, еще при жизни совершившим путешествие в
космос, во время которого ему, как впоследствии и Иоанну, были открыты
тайны прошлого и будущего.
Третьим созерцателем событий, изображенных на этой космогонии,
безусловно, является сам автор. Дело в том, что Коненков родился в 1874
году, на который как на год начала Страшного суда указывается в
теософских комментариях к Книге пророка Даниила и в исследованиях
пирамиды Хеопса. Эту деталь Коненков считал символичной и полагал, что
он относится к когорте избранных - тех немногих, которым позволено
заглянуть под покровы времени.
Но наибольший интерес представляет одна из ранних космогоний, на
которой запечатлены развернутые в хронологической последовательности
сцены Апокалипсиса - от снятия Первой печати до установления
тысячелетнего царства Христа и возведения города-мечты Небесного
Иерусалима. Следует подчеркнуть, что до Коненкова практически никто не
предпринимал попыток совместить при помощи изобразительных средств
события Апокалипсиса с лентой земной истории.
Исаак Ньютон, например, предпочитал вычисления. Ему же принадлежит
одно примечательное высказывание: "Нет ни одной науки, которая так
точно подтверждалась бы фактами, как Библия". Но дело, по всей
видимости, в том, какое из известных библейских или исторических
событий принимать за точку отсчета. И у Ньютона, и у Рассела, и у
Коненкова были свои исходные "меридианы". Сэр Исаак Ньютон, как
известно, вел отсчет с древнейших времен. Чарльз Тейз Рассел
опрометчиво назначил конец света на 1914 год. Коненков, насколько можно
судить и по его рукописной книге, и по деталям символической графики,
не торопился с выводами. Как уже говорилось, ему удалось абсолютно
точно предсказать год окончания войны. И предшествующий 1944 год -
полное освобождение территории Советского Союза от захватчиков. А 1954
год - первый год без Сталина - проиллюстрирован на космогонии Самсоном,
разрывающим цепи.
После 1954 года вплоть до отметки "1994" - пропуск, затем хронология
обрывается. Какие события должны были появиться на этом промежутке
времени, а какие - после, пока неизвестно. Поэтому в смысловом плане
космогония "Апокалипсис" не считается оконченной, несмотря на ее видимую
графическую завершенность. Не завершен и весь космогонический цикл.
Подтверждением чему - многочисленные эскизы и комментарии, которые еще
только предстоит изучить и попытаться расшифровать.
Навсегда останется загадкой, почему Сергей Коненков, посвятивший
более десяти лет теософским исследованиям во время жизни в США, не
создал ни одной космогонии после возвращения на родину. Более того,
долгое время о существовании этих уникальных работ во всем мире знали
только два человека - Альберт Эйнштейн и Иосиф Сталин, который на
протяжении войны вместе с письмами (по ним изрядно прошелся знаменитый
синий карандаш) регулярно получал от Коненкова и фотокопии космогоний.
Насколько известно, великий физик с большим вниманием относился к
мистической графике Коненкова, но еще с большим трепетом - к жене
скульптора Маргарите Коненковой (см. "Итоги" за 24 июля 2001 года
"Влюбленный Эйнштейн"). Как относился к изысканиям мастера великий
диктатор, неизвестно. Альберт Эйнштейн приложил немало усилий, чтобы
восстановить Священный Иерусалим в рамках возрожденного государства
Израиль. Иосиф Сталин по своему разумению строил социалистический
Иерусалим. А Коненков верил в Иерусалим Небесный. Пока исполнилась
только мечта Альберта Эйнштейна, и то очень относительно.
Светлана Боброва, Олег Одноколенко