Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Джордж Фридман «Мир в следующие 100 лет»2015-08-08 20:40:45 (читать в оригинале)«Единственное, в чем можно быть уверенным, это то, что здравый смысл никак не поможет в понимании грядущего. Нет волшебных циклов протяженностью в двадцать лет; нет простой силы, которая правила бы вероятностями. Любые вещи, кажущиеся незыблемыми, могут на деле изменяться с умопомрачительной скоростью». «Если бы мы находились в начале двадцатого века, предсказать течение истории в нем было бы невозможно. Но некоторые предсказания делались, и некоторые даже оказывались достоверными». «Хотя места и время войн предсказывать не удавалось почти никому, саму их возможность – их неизбежность – на деле предвещали многие». В своей монографии “Мир в следующие 100 лет” Джордж Фридман предлагает один из возможных сценариев развития истории в XXI веке. Как любая работа, пытающаяся предсказать судьбу мира на столетие вперед, книга имеет множество спорных моментов. Однако она представляет несомненный интерес как серьезная попытка общего анализа перспектив развития мира в двадцать первом веке, провоцирующая читателей на собственные заключения. В своей работе Джордж Фридман руководствуется геополитическим подходом, исходя из того, что физические факторы могут полностью обуславливать политическое поведение государств, подобно тому, как невидимая рука рынка воздействует на экономические процессы. Джордж Фридман начинает свою книгу с описания положения Соединенных Штатов в начале двадцать первого века. Они вступили в него центром мира, занимая ключевое положение и контролируя Тихий и Атлантический океаны. Поэтому в значительной степени история двадцать первого века будет выстраиваться вдоль двух направлений борьбы. С одной стороны, менее сильные государства будут искать способы создать коалиции, чтобы уменьшить влияние США. С другой стороны, сами Соединенные Штаты будут искать способы не давать этим государствам вступать в союзы. США, таким образом, не нужно выигрывать войны; нужно просто мешать другим игрокам собрать достаточные силы для объединения и удара по Вашингтону. Первым конфликтом двадцать первого века уже стал конфликт между США и исламским миром; вторым будет конфликт с Россией, которая продвинется на Запад и начнет борьбу с Эстонией, Латвией и Литвой, а также с Польшей. Вторая холодная война, хотя и менее опасная и глобальная, чем первая, вновь закончится распадом, но теперь уже распадом России. Его причиной может стать восприятие российской внешней политики как агрессивной, а наращивание военной мощи России, изнутри кажущейся средством самозащиты – как прямой угрозы вторжения в Европу. Если продолжится политическая линия на наращивание военного потенциала и создание буферных зон, то может начаться полномасштабная холодная война между Россией с одной стороны и объединенной Европой, Турцией, Японией и Соединенными Штатами – с другой. Это противостояние может оказаться слишком тяжелым для России, и в начале третьего десятилетия XXI века она может распасться. Отвечая критикам, говорящим о том, что следующей угрозой для США будет не Россия, а Китай, Фридман замечает, что по ряду обстоятельств это невозможно. Прежде всего, Китай это геополитически изолированное государство, зажатое ландшафтом и климатом с севера и с юга. Кроме того, Китай не является сильной и традиционной морской державой, что ограничивает его возможность навязывать правила игры в приморских регионах. Наконец, китайское общество расколото. Такое общество трудно мобилизовать на тотальную войну, оно скорее предрасположено к внутренним конфликтам и революционным изменениям. Если Китай сохранит темпы своего развития, то приморские регионы окажутся заметно более развиты, чем западная часть государства. Это создаст внутриполитический запрос на слабый Пекин, что будет выгодно для Японии, заинтересованной в увеличении своего экономического присутствия в Китае. Впрочем, нельзя исключать возможность появления в Китае нового Мао, восстановления сильно централизованной командной системы, которая остановит или сильно замедлит дальнейшее экономическое развитие страны. Китай, таким образом, окажется на перепутьи. Традиционно, Поднебесная более склонна к регионализации при слабом центре, поэтому первый сценарий кажется наиболее вероятным. Третьим этапом станет появление новых центров силы. Среди них окажутся Япония, которая не сможет больше сдерживать свой крайний милитаризм; Турция, которая окажется оазисом стабильности и за счет этого накопит значительный потенциал; наконец, Польша, которая окажется втянута в конфронтацию с Россией и за счет этого сможет привлечь на свою сторону прибалтийские республики, некоторые из стран Восточной Европы и, конечно же, США. При таком развитии событий Польше может удаться заменить в Европе Германию в качестве ведущей державы. В первой половине XXI века Соединенные Штаты направят значительные силы на поддержку Японии, Турции и Польши как противовесов региональным державам, однако в конечном итоге благодаря помощи США эти государства станут лидерами в своих регионах и, объединившись, бросят вызов Америке. Середина XXI века, таким образом, ознаменуется глобальной войной. В ее ходе альянс Японии и Турции нанесет ряд решительных ударов по Соединенным Штатам и Польше, однако в конечном итоге из-за превосходства военной машины США над своими противниками ей удастся обеспечить свою победу. Турция будет окончательно разгромлена, а Япония понесет тяжелый ущерб. Победитель навяжет проигравшим невыгодные условия мира. В условиях конфликта особо привлекательными станут новые источники энергии. Хотя на сегодняшний день наибольший оптимизм вызывают солнечные батареи, но для решения энергетических задач необходимо их изрядное количество. Именно поэтому им на смену придут средства генерации электроэнергии в космосе с ее последующей передачей на Землю посредством микроволнового излучения. Но ключевым фактором в определении именно такого сценария развития мира станет прекращение роста и начало убыли населения. К 2100 году даже самые малоразвитые страны достигнут баланса уровня смертности и уровня рождаемости. Это вызовет изменение всей системы производства и потребления. В первой половине двадцатого века развитые государства почувствуют недостаток рабочей силы и будут вынуждены начать привлекать иммигрантов. Прямым следствием станет резкое усиление геополитического положения Мексики, которая, создав значительную плотность населения на границе с США, добъется увеличения собственного влияния за счет Соединенных Штатов, вынужденных привлекать иммигрантов. Скорее всего, создавшееся напряжение не будет разряжено вплоть до конца века. Из-за растущей численности населения и экономического роста Мексика также станет одной из ведущих мировых держав. Это несомненно обусловит новый серьезный глобальный конфликт между США и Мексикой, который, впрочем, разрешится только в XXII веке продолжение здесь: http://www.indemco.org/files/world_in_the_next_100year.pdf Оригинал взят у Постоянные читатели моего блога знают что я часто цитировал ресурс основанный Джорджем Фридманом - Stratfor. Этот ресурс занимается прогнозированием будущего с политической и общественной точки зрения. В 2009 году Фридман написал книгу "Мир в следующие 100 лет". Иногда мне кажется что президент Путин каждый свой день начинает с чтения этой книги - прочтет - и делает так как предсказывал Фридман в 2009 году. Предлагаю ознакомиться с его предсказаниями насчет России. Напоминаю - это текст из 2009 года. Полный текст доступен по ссылке ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Россия. 2010-220 годы Геополитический подход предполагает, что крупные конфликты повторяются. Многие европейские войны пытались ответить на вопрос об истинном положении России: Отечественная война 1812 года, Первая и Вторая мировые войны пытались, отчасти, ответить на вопрос о статусе России. Принимая во внимание этот опыт, Фридман утверждает, что, раз Россия не распалась, она обязательно вновь возродится как великая держава, и вновь поднимет вопрос о своем положении. Важно иметь в виду, что самое геополитически слабое место России – ее европейская граница. Где бы она ни проходила, она всегда остается совершенно открытой для наступления войск. Единственное преимущество, которым Россия располагает на этом направлении, - глубина территории, отделяющей Центральную Россию от потенциальных противников. С остальных сторон важным щитом России являются ее собственные климатические условия и особенности ландшафта; даже Сибирь, несмотря на кажущуюся уязвимость для Китая, поскольку лишена инфраструктуры и пустынна, на самом деле сама является препятствием для любого вторжения. Колоссальной проблемой России остается то, что она по-прежнему лишена адекватных логистических средств. Несмотря на размер армии, из-за сложности ее переброски по огромной территории, России будет сложно защититься от нападения. Отчасти из-за этого руководство России переосмыслило свою политику и стало заниматься главным образом экспортом природных ресурсов: в первую очередь энергетических, а также металлов, особенно ценных, древесины и продуктов сельского хозяйства. Хотя такая политика более свойственна развивающимся странам, на деле она позволила России укрепиться до такого состояния, когда стала возможной избирательная реиндустриализация. Эта политика также дала России новые рычаги влияния на международной арене. Очевидно, что Россия не может быть богатой и слабой, поскольку тогда ее слабостью воспользуются соседи, чтобы отобрать ее богатства. В связи с этим в грядущем десятилетии Россия бросит значительные силы на увеличение своего военного потенциала. Однако, хотя внешне будет казаться, что Россия становится агрессивным государством и планирует свое возвращение в роли одного из двух полюсов силы, на самом деле вооружение станет следствием ощущения уязвимости, которое неизбежно сопровождает богатство. Ее действия будут проходить в три этапа. Прежде всего, Россия попытается восстановить систему буферов, подобную той, которая существовала при Советском Союзе. Затем Россия попытается увеличить количество буферных государств и продвинется за пределы бывшего Советского Союза. Третий этап, который на самом деле начнется одновременно с первым, предусматривает попытки России остановить формирование коалиций у своих границ. Здесь важно обратить внимание на то, что удерживало Советский Союз как единое государство, что стало причиной объединения множества совершенно разных республик и народов, занимающих площадь от Тихого океана до Балтийского моря. Причиной такого объединения стала необходимость взаимопомощи для обеспечения безопасности и достойного уровня жизни. Следовательно, страны, располагающиеся за Карпатами, стали партнерами Советского Союза после Второй мировой войны лишь потому, что на их территории продолжали находиться части Красной армии. Новая экономическая модель, взятая на вооружение российским руководством, лишь увеличила эту взаимозависимость. Как бы Украина ни хотела стать частью Европы, она не может оторваться от России: ее удерживают экономические связи, зависимость от ресурсов, а также военная мощь России. Россия, очевидно, попытается утвердить свою сферу влияния. При этом возможно, хотя и крайне маловероятно, создание новой формальной структуры в Москве, которая будет осуществлять управление вернувшимися союзниками. Говоря о союзниках, следует выделить три основных направления, на которых будет происходить рост влияния России: Кавказ, Центральная Азия и Европа. Кавказ служит естественной границей, разделяющей Россию и Турцию. На его территории крайне затруднено и почти невозможно ведение боевых действий, однако, если Россия потеряет свое присутствие здесь, то ее южная граница окажется под серьезной угрозой. По этой причине категорически неприемлема утрата Чечни, которая располагается на севере Кавказа. Если у России будет выбор, она предпочтет укорениться еще глубже, в Грузии, чтобы сместить границы на юг Кавказа; в контексте тесных отношений с Арменией это позволило бы прочно защитить южные рубежи. Кроме того, возможность полностью окружить Чечню российской территорией крайне привлекательна. Очевидно, что развитию такого сценария будут препятствовать два игрока - Турция и США. Результатом такого столкновения интересов, скорее всего, станет ожесточенное противостояние. Центральная Азия как таковая представляет определенный, хотя и небольшой, интерес для России. Несмотря на наличие природных ресурсов, главная задача, которую решает Центральная Азия, это защита границ России и затруднение доступа к ним. Присутствие в регионе Соединенных Штатов обусловлено военной операцией, которую американцы проводят в Афганистане. Очевидно, что России такое затянувшееся присутствие невыгодно. Именно поэтому принимаются меры по ограничению роли, которую США могут играть в регионе. Не исключено, что интерес к Центральной Азии также проявит Китай, заинтересованный в новых источниках ресурсов. Европа окажется самым напряженным театром политической борьбы. Украина и Беларусь жизненно необходимы России, так как дают столь необходимую глубину, с помощью которой можно защищаться от вторжения. Хотя сегодня мысль о нападении стран НАТО на Россию кажется невероятной, Джордж Фридман отмечает, что в российской политической традиции принимаются во внимание двадцатилетние циклы и укоренено понимание того, что невозможное сегодня завтра превращается в реальное. Вступление Польши и стран Прибалтики в НАТО создает прямую угрозу России. Государство, ставшее жертвой вторжения трижды за два прошлых века, не будет рисковать в такой ситуации. Однако США, уступившие позиции в Центральной Азии и избегающие прямого вмешательства на Кавказе, не могут отступить из Прибалтики. Фридман предполагает, что в середине второго десятилетия XXI века Россия при поддержке Украины и Белоруссии начнет оказывать давление на прибалтийские государства с тем, чтобы удалить НАТО от своих границ. Поскольку Китай в это время должен ослабнуть или распасться, Европа должна быть слабой и неоднородной, Соединенные Штаты будут заинтересованы в том, чтобы Россия также не смогла стать глобальным игроком, и бросят силы на поддержку прибалтов и Польши. Для этого, в частности, США будут передавать вооружение и технологии европейским союзникам. Поскольку Германия и Франция не заинтересованы в противостоянии с Россией и будут стремиться избежать его любой ценой, они не дадут НАТО вмешаться на стороне Польши и государств Прибалтики. Однако это будет иметь обратный ожидаемому результат: США, пытаясь заставить Россию увязнуть в Восточной Европе, будут содействовать ослаблению ЕС и поддерживать страны Восточной Европы, которые соединятся в новый, динамически развивающийся блок. В ответ Россия попытается оказать давление на Америку в других частях света, вступая с ней в глобальное противостояние, которое достигнет пика к 2020 году. Поскольку в новых условиях полная изоляция России, подобная изоляции Советского Союза, будет невозможна, Соединенные Штаты начнут изучать различные способы ограничения влияния России. Среди прочего это приведет к качественному скачку в исследовании и внедрении новых источников энергии. Россия же по- прежнему будет напирать на свои возможности в добыче природных ресурсов, игнорируя научное развитие на всех направлениях, кроме военного. Также из-за осложнения военно-политической обстановки на границах Россия будет вынуждена вкладывать силы и средства в увеличение собственного военного потенциала. Однако в конечном итоге такая расстановка сил окажется проигрышной для России. Из-за значительного перевеса военной компоненты, постоянного напряжения на границах и давления на вооруженные силы, Россия в конечном итоге не выдержит и в начале третьего десятилетия XXI века распадется подобно тому, как распались Российская Империя и Советский Союз. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Ниже видео выступление Фридмана четыре месяца назад на конференции
|
Категория «Дизайн»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.