Сегодня 23 мая, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7273
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
@дневники: Sherwood - Фильмы: рецензии Ольги Шервуд
@дневники: Sherwood - Фильмы: рецензии Ольги Шервуд
Голосов: 2
Адрес блога: http://diary.ru/~pro-kino/
Добавлен: 2007-11-21 23:40:12 блограйдером Lurk
 

Фильм: Неадекватные люди

2011-01-17 15:23:31 (читать в оригинале)

"Неадекватные люди": задрот или идеал?
17.01.11, 11:05

Фильм - Неадекватные люди "Неадекватные люди" Романа Каримова – картина не банальная. По всему.

Ее показали на прошлогоднем выборгском фестивале "Окно в Европу" самой последней в конкурсе – утром в день закрытия. Обычно в это время жюри уже отдыхает после бессонной ночи складывания премиального пасьянса, а критики – особенно те, кто разузнал потихоньку призеров, – начинают сочинять итоговые тексты. Но поскольку кризис укоротил отечественные киносмотры как минимум на день, всем приходится интенсифицироваться и, в частности, нередко вносить коррективы в сложившийся после основных просмотров пейзаж.

Имя Романа Каримова ничего не говорило абсолютно. Отборщики "Окна в Европу" не намекнули ровным счетом никому на то, что этот "черный ящик" может таить секрет. Накануне вечером все смотрели балабановского "Кочегара", ушли сильно впечатленные и рассуждали только об одном: не побоится ли жюри во главе с Андреем Хржановским дать гран-при столь жесткой картине? В итоге на утренний сеанс "Неадекватных людей" пришла малая часть фестивального люда – истинные любители кино и самые добросовестные критики. Да и зрителей собралось едва половина зала.

Отсутствовавшие кусали локти вечером, когда обнаружилось: фильм стал фаворитом – пятикратным призером фестиваля. Он получил Гран-при с уточнением "за лучший дебют" (и жюри с ловкостью вышло из ситуации: Балабанову дали утешительный спецприз "За высокое профессиональное мастерство"). Еще – диплом "За дуэт" Ингрид Олеринской и Илье Любимову, исполнителям главных ролей. Еще – диплом Гильдии киноведов и кинокритиков. Приз Конфедерации Союзов Журналистов. И, что самое примечательное, "Большую Золотую Ладью" конкурса "Выборгский счет", в котором лауреатов определяют зрители. Тут первое-второе места оказались поделены с картиной "…в стиле jazz" Станислава Говорухина.


То есть, ползала каримовских зрителей своими "плюсиками" перебило оценки биткового зала говорухинского, а этот мастер старой школы давний любимец выборжан. Если, конечно, подсчеты второпях были верны… Не знаю, когда Геворг Нерсисян – глава фестиваля "Окно в Европу" и компании "Парадиз" – решил прокатывать фильм Каримова (до или после такого фестивального успеха), но в любом случае дальнейшая судьба этой картины и этого автора очень интересны.

Каримов – автор "Неадекватных людей" в самом прямом смысле слова: сам написал неглупый и весьма занятный сценарий, сам смонтировал картину, сочинил музыку и песни, которые и спел. Учтите еще два обстоятельства: это дебют и бюджет фильма не превысил ста тысяч долларов.

26-летний (на момент Выборгского фестиваля) переводчик Роман Каримов – уроженец Уфы. С 2003-го по 2005-й жил в Лондоне, где работал продюсером и креатором на нескольких европейских телеканалах. Вернулся на родину, а затем переехал в Москву. На известной студии "Муха" трудился супервайзером пост-продакшна (обработка материала после собственно съемок), сам пробовал делать клипы, снял две короткометражки. На пресс-конференции в Выборге рассказал, что написал пару сценариев, отвергнутых "всеми" за мрачность, и тогда на спор сочинил "Неадекватных людей" – предельно "дешевых". Нашел инвестора и без всякой господдержки сделал картину, потратив всего 14 дней на съемочный период.

"Неадекватные люди" абсолютно вписались в тенденцию, все набиравшую силу, да ярко проявившуюся в прошлом году: многие наши арт-режиссеры научились делать малобюджетные проекты. Их состав понятен: по возможности интригующая (смерть – обязательный, извините, ингредиент) история на пару-тройку основных персонажей снимается на природе или в художественно освоенном реальном интерьере в основном крупными планами (чтобы максимально удешевить процесс). Не у всех и не во всем получается арт, "Неадекватные люди" тоже собственно киногенией особо не блещут, да взяли, как видим, свое.

Такая история создания картины, захватившей столько призов на втором по значению отечественном фестивале, дает критикам повод сравнить фильм с малобюджетным американским кино. Осталось дождаться конца проката и взглянуть на сборы, сделанные в среднем каждой из 80 копий. Придется, конечно, ввести коэффициент на недоверие аудитории к российскому продукту, на пиратство и на отсутствие серьезной рекламной поддержки (обо всем этом уже скучно и говорить), но все-таки – станет ли сия финансовая "золушка" – "принцессой"?
"Американскую" модель нетрудно увидеть и в содержании, и в самом строении картины. Внешне чрезвычайно похожая на жизнь, она ловко прикидывается "реализмом" – на самом деле, автору весьма удался баланс между условностью и правдоподобием. Пока Каримов не сделает хотя бы второго фильма, нельзя предположить – такой у него дар или "само собой" вышло.

Первое, что покоряет в "Неадекватных людях", это диалоги: не привычное в интеллигентских семьях старшего поколения любовное подтрунивание друг над другом, а безапелляционное нынешнее общение между близкими и коллегами – в достаточно требовательном варианте. С теми, кто не способен достойно отвечать, через пять минут не о чем и говорить. При этом – артистично, иронично, с постоянными подколками. Встретишь такой диалог – и это не репризы – море удовольствия получаешь. В жизни в подобной концентрации он бывает крайне редко, в нашем кино – и подавно.

Неадекватные люди" – лирико-комедийная драма с элементами гротеска. Имеет совершенно предсказуемую сюжетную схему и такие же, известные по множеству фильмов, ходы. Встречаются двое: тридцатилетний мужчина и старшеклассница. Ничего общего внутренне, а внешне – они всего лишь соседи по лестничной площадке.
Темноглазый грустно улыбающийся Виталий решает начать новую жизнь, а ужасная прошлая периодически возникает в его мозгу быстрыми черно-белыми вкраплениями. Умник, он хочет и быть, и казаться "идеальным человеком"; в помощь ему – советы и книжка друга-психотерапевта (Евгений Цыганов) "Жизнь с чистого листа". Кристина же, с ее полупрезрительным и в то же время сонным до поры взглядом светлых глаз, – обычная непослушайка современного разлива: отвращение к условностям и малейшему давлению, наушники, острый язык. Соседа она поначалу характеризует зубодробительным словечком "задрот", которое, оказывается, в молодежном сленге имеет несколько разных значений, кроме бранного.

Виталий устраивается переводчиком в женский журнал "Хулиган/ка", его ближайшее окружение – босс Марина (Юлия Такшина) и коллега Света (Анастасия Федоркова). У Кристины – мама (Марина Зайцева), подружка (Полина Иосилевич) и ухажер (Артем Душкин).
Все вместе они сложены в систему образов, которая позволяет их автору в ироничной манере, с точно найденной степенью жесткости/мягкости осмеять-поиздеваться над глупостью офисных порядков. Над увлечением (далеко не поголовным, пришедшим, конечно, из фильмов Вуди Аллена, на что есть и прямое указание в картине) психоаналитической помощью. Над стереотипами из разряда мужское-женское. А также над многими "вечными" (читай: давно архаичными) общественными и семейными условностями, маскирующими неискренность людей в жизни.

Абсолютно все персонажи фильма на удивление искренни – вот в чем сущностная особенность картины, ее отличие от тысяч других. История и ее мораль в целом поданы легко, бодро, да к тому же чрезвычайно позитивно по тону и финалу, но главное – герои. Они откровенны в большинстве случаев друг с другом – не скрывают чувств, и говорят-спрашивают без обиняков даже о самом личном. И они прозрачны зрителю – тот не принужден гадать, с каким лешим, пардон, имеет дело.

А в результате мы симпатизируем каждому – даже маме, которая своими страхами и комплексами портит дочери жизнь, даже боссу Марине – бедняжке, живущей без чувства минимального удовлетворения, толстой и противной подружке Нинке… Тут надо особо отметить: все актеры типажно совершенно точны и просто блестяще работают – что особенно удивительно при той поистине сериальной скорости, с которой снималась картина.

В жизни люди обычно гораздо более хитры (с коллегами, начальством, вообще в социуме) и скрытны (с близкими). Мы бережем любимых от нашего собственного нелицеприятного мнения, мы скованы теми самыми условностями, не хотим огорчать родных какими-то фактами, часто не можем рассчитывать на понимание. Нам в жизни – трудно. А в пространстве этого фильма – легко. Вот эффект картины, на котором и строится такое благоприятное от нее первое впечатление.

Я тут именно про впечатление, а не про ошеломляющий успех: выборгский просмотр – не показатель, ибо фестивальная аудитория всегда измучена концентрацией кинематографа, особенно плохого и/или мрачного, на единицу времени. К тому же, повторюсь, там сеанс "Неадекватных людей" состоялся после очень трудного по восприятию и смыслу "Кочегара" – и всеобщее воодушевление от "Неадекватных людей" случилось по принципу контраста.

Второй просмотр картина выдерживает, увы, гораздо хуже. Мы знаем уже, что именно совершил мужчина Виталий в той жизни, которую он решил оставить, воспоминания о которой его, нас уверяют, ужасно мучают. Не впадая в "достоевскость" нельзя говорить о раскаянии после преступления, а комедийная мелодрама не предполагает классической серьезности (и такой вот искренности). Если по жизни судить, то получается одно: если наш герой на свободе после совершенного, значит, дал взятку, причем немалую. Он же – адекватный времени человек…
И это соображение с первых минут повторного просмотра парадоксальным образом сваливает картину с плато реалистичности в бездну милой такой киношки.

Сейчас Каримов снимает черную абсурдистскую комедию "Вдребезги".



 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.