Сегодня 8 февраля, суббота ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
MetroDream by Russos
MetroDream by Russos
Голосов: 2
Адрес блога: http://russos.livejournal.com/
Добавлен: 2007-11-25 13:15:18 блограйдером Nexis
 

Дагестан — Чирюртские гидроэлектростанции

2011-12-15 16:08:15 (читать в оригинале)

В центральных горах Дагестана при слиянии Аварского и Андийского Койсу образуется бурная и стремительная река Сулак. Это одна из крупных речных систем Дагестана общей протяженностью 144 км. В 1954 г. в Кизилюртовском районе «СулакГЭСстрой» Минэнерго СССР развернул подготовительные работы по строительству первой на этой реке гидроэлектростанции. Уже в декабре 1955 года была возведена первая перемычка на р. Сулак, началась разработка котлованов и грунта, а в 1958 г. завершилось строительство здания ГЭС и всей совокупности сооружений, осуществляющих подвод и отвод воды к станционному узлу ГЭС. После этого началось возведение насыпной плотины, и в марте 1959 года река Сулак была перекрыта.

22 декабря этого года исполнится ровно 50 лет со дня пуска в эксплуатацию Чирюртской ГЭС-1. В тот далекий день 1961 года запуск станции осуществил дежурный инженер Зубаир Магомедов, который впоследствии на протяжении 37 лет возглавлял Каскад Чирюртских ГЭС.

В ноябре по приглашению Дагестанского филиала «РусГидро» я в компании с [info]gelio_nsk, [info]chistoprudov и [info]4044415 посетил некоторые гидроэлектростанции этого региона.

В состав комплекса Чирюртских ГЭС входят 3 электростанции: Чирюртская ГЭС-1, Чирюртская ГЭС-2 и Гельбахская ГЭС (Чирюртская ГЭС-3). Комплекс является нижней ступенью Сулакского каскада. В этом посте я вам покажу первые две станции. А в следующих вы увидете описание водозабора Чирюртских ГЭС с Гельбахской станцией. А так же другие гидроэлектростанции каскада: Миатлинская и Чиркейская.

(c) Russos, 2011

49 фотографий, общий вес 10,4 мегабайт

Впрочем, вы сами можете сравнить с космоснимком.

Нажмите для увеличения

2. Рядом находится музей, где можно увидеть макеты ГЭС, а также различные исторические фотографии и документы. На фото — фрагмент макета строительства Гергебильской ГЭС.


3. Немного исторических фотографий из музея ГЭС. Монтаж гидроагрегатов.


4. Строительство здания ГЭС.


5. Наше посещение станции началось с диспетчерской. Сейчас, в преддверии юбилея, здание находится на косметическом ремонте, поэтому внутри все заставлено лесами. Проходим обязательный инструктаж по технике безопасности. Потом, снимая шарф с шеи, я одновременно снял ремень фотокамеры, которая, звонко звеня стеклами, запрыгала по кафельному полу. "Ой, #*&%@, — подумал я, — у меня появилась новая подставка для карандашей", — судя по звуку, высыпались все линзы из объектива. Однако же был снова разбит защитный фильтр!


6. Гамзата Исакова можно с уверенностью назвать потомственным крановщиком. Начав работу в Каскаде Сулакских ГЭС в 1995 году стропальщиком, сейчас он является машинистом мостовых и козловых кранов. А его отец также работал машинистом кранов в компании КаспийСГЭМ.


7.  В здании ГЭС установлено 2 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 36 МВт, работающих при расчётном напоре 42,5 м.


8. В ближайшее время начнется программа комплексной модернизации станции.


9. В машинном зале Чирюртской ГЭС-1 установлен мостовой кран грузоподъёмностью 150/30 тн (два гака: 150 тн — главный подъем и 30 тн — вспомогательный), предназначенный для обслуживания оборудования машинного зала, а именно — переноса тяжёлых деталей гидроагрегата на монтажную площадку при ремонте.


10. Эстетическая красота старого оборудования.


11. ГЭС сыграла большую роль в развитии промышленности Дагестана.


12. Спускаемся в дебри технических помещений.


13. Вал, соединяющий рабочее колесо и генератор. Он имеет длину 3,6 метра, диаметр — 0,6 метра и вращается со скоростью 187 оборотов в минуту. Дима [info]chistoprudov в кадре для масштаба.


14. В этих трубах находится турбинное масло.


15.


16. Самое ценное на станциях — это люди, которые там работают и которые нас встречали и организовывали поездку. Большое вам спасибо за интереснейшие впечатления!


17. Аккумуляторная.


18. Отводящий канал станции. Впереди два моста (старый, уже неиспользуемый, и новый) федеральной трассы «Кавказ».


19. Здание ГЭС и ОРУ (Открытое распределительное устройство).


20. ГЭС построена по плотинно-деривационной схеме.


21. ОРУ.


22. Диму забыли в запретной зоне. Он немного опечален этим :)


23. Эти тросы протянули специально для гидроизмерений, выполняемых в свое время по заказу какой-то исследовательской организацией. На трос навешивалось специальное оборудование, которое опускалось в воду и брало показания, по которым, в свою очередь, определялся расход воды через турбины.


24. Металлические турбинные водоводы диаметром 5,4 метра. Справа находится грязеспуск.


25. Вид на станцию после открытия.


26. Современный вид. На трубах в нижнем левом углу можно увидеть хитрое соединение — это телескопический шов, который компенсирует температурные расширения водоводов.


27. Запорное устройство на козловом кране, который стоит на напорно-станционном узле.


28. Вода к узлу подводится по деривационному каналу длиной 3458 м, шириной по дну —  7 м и глубиной – 8,8 м, рассчитанного на расход 200 м³/сек.


29. Напорно-станционный узел.


30. Чирюртская ГЭС-1.


31. Звезда на кране. Раньше она подсвечивалась.


32. Слава [info]gelio_nsk.


33. Козловой кран водозабора.


34. На отводящем канале ГЭС-1 находится вторая станция, которая имеет собственное имя — «Пионер Дагестана».


Есть две легенды, почему Пионер:

Из книги Шахрудина Шамхалова «Дагестан: моя любовь и судьба», глава 6 «С чего начинался каскад». (Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1998 г.):

«В ходе возведения Чирюртовской ГЭС по инициативе строителей параллельно взялись еще за одну гидростанцию — «Пионер Дагестана». Интересно, как пионеры «пробили» агрегат для нее. Оборудование для малых ГЭС не выпускалось, но мы послали группу пионеров и комсомольцев на Украину, там они побывали на Харьковском заводе электротурбин и уговорили комсомольцев завода собрать для Дагестана уникальные агрегаты. Вскоре из Харькова пришла телеграмма с указанием стоимости этих агрегатов и необходимостью подтвердить согласие. Я дал команду перечислить деньги. Так был решен вопрос строительства еще одной ГЭС — «спутника» Чирюртовской ГЭС. Все юные энтузиасты были поощрены и отправлены в лучшие пионерские лагеря страны».

Вторая легенда, рассказанная работниками станции, состоит в том, что металлолом, собранный пионерами, был использован для изготовления гидроагрегата.

35. Сейчас станция находится на ремонте —  идет текущий ремонт гидроагрегата и бетонной облицовки отводящего канала.


36. Подводные сооружения отводящего канала, которые обычно не видны.


37. Мощность ГЭС — 9 МВт. В здании установлен один поворотно-лопастной гидроагрегат, работающий при расчётном напоре 7 м. На нем вы можете увидеть номер «3» — это единая нумерация с ГЭС-1.


38. В конце 2008 года на ГЭС был проведен расширенный капитальный ремонт. В частности, были заменены статор гидрогенератора и его система возбуждения, а также изменена форма отсасывающей трубы.


39.  Углублён, очищен и отремонтирован отводящий канал, что привело к увеличению рабочей мощности ГЭС на 2 МВт.


40. Ах, какие показометры.


41. Дима залез внутрь гидроагрегата.


42. Какие-то показометры снова. Их там много.


43. Цилиндр снизу — это привод лопаток направляющего аппарата.


44. Али Магомедов, начальник гидротехнического участка.


45. Работы в канале.


46. Дима около отсасывающих труб гидроагрегата.


47. И это какая-то маленькая ГЭС! А каков масштаб! Кстати, тут применен интересный водосброс — боковой, совмещенный со зданием ГЭС.


48. Странные купола наверху. Как оказалось, из-за малого здания ГЭС весь ремонт осуществляется на улице: вытащенные агрегаты накрывают вот этими шатрами и все работы ведутся внутри.


49. Козловой кран станции и трансформатор.


Огромное спасибо Дагестанскому филиалу РусГидро за приглашение и лично Патимат за организацию поездки.

Много исторических фотографий вы можете найти у [info]4044415: http://4044415.livejournal.com/85768.html




Тэги: industrial, trip, гэс, дагестан, россия

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.