Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Прогнозы. часть 1. Свободное падение ЕдРа...2011-10-10 15:22:31 (читать в оригинале)По результатам ближайших парламентских выборов партия «Единая Россия» утратит конституционное большинство в Государственной Думе, сохранив при этом большинство простое. Тому будет способствовать не столько повсеместное падение рейтингов партии из-за продолжающегося ухудшения экономической ситуации в стране, сколько преднамеренное желание элитной группы В. В. Путина, возвращающего себе высший государственный пост, ослабить партию. Причиной такого на первый взгляд странного поведения команды пока еще премьер-министра является системный порок конституционного устройства современной России. Решения XII съезда партии «Единая Россия», при всей казалось бы своей очевидности для большинства обывателей, оказались неприятным сюрпризом для достаточно большого количества политологов. В числе последних оказался и я. До последнего момента я не мог поверить, что Медведев так безвольно отдаст власть, добровольно согласившись уже сейчас, осенью 2011 года стать «хромой уткой» в американской выборной терминологии. Это при том, что поле для маневра у него было достаточно большое и были люди, готовые его поддержать. Косвенно последнее подтверждается статьей кремлевского идеолога и одного из так называемых «охранителей» Виталия Иванова «Их мир рухнул». Так, в числе лидеров «медведевской» элитной группировки назывался А. Дворкович. Собственно, о неизбежности раскола тандема я уже писал раньше. Формально я оказался неправ. Но это только на первый взгляд. Напомню вкратце логику моих предыдущих рассуждений. До 2008 года вся российская элита жила в условиях постоянно расширяющегося общественного пирога. То есть все внутриэлитные конфликты удавалось решать простым перераспределением дополнительных нефтедолларов. Теперь приходится жить при постоянно сокращающемся общественном пироге. В то время как с одной стороны, члены элиты не собираются себя урезать, а с другой – существует предел сокращения общественного пирога, идущего на народные нужды во избежание русского бунта, безжалостного и беспощадного. В итоге часть элиты должна лишиться своего статуса, и, что более важно, своей доли «пирога». Причем эта часть – значительная. И решаться, кому остаться в элите, а кому уйти, будет решаться на политическом уровне. Независимо от твоего сегодняшнего статуса! Условно говоря, если выигрывал Дима – уходили все «вовины» и наоборот. То есть Виталий Иванов прав – мир «диминых» рухнул. Президент, отказавшись от борьбы за пост, не оставляет последним политического будущего. Но вот то, что тандем сохранился – это скорее всего плод собственных фантазий «охранителя». Тандем подразумевает наличие равных. Медведев-то и в пору президентства не воспринимался равным «отцу нации». А теперь тем более. И тем не менее, не считая Медведева недалеким политиком, нужно искать, за какие «отступные» Дмитрий Анатольевич отказался от высшей власти. Для ответа на этот вопрос нужно внимательно всмотреться в конституционное устройство России. А точнее в место, занимаемое президентом страны в политической системе. С точки зрения логики функционирования системы государственного управления президент с его полномочиями – лишний элемент! Лишним его делают два взаимосвязанных обстоятельства. Во-первых, в России президент всенародно избирается, а во-вторых, обладает значительными самостоятельными полномочиями. Все это порождает завышенные ожидания как у избирателей, так и, что имеет гораздо большее значение, у лица, пост президента занимающего, а также у тех, кто в той или иной степени способствовал победе этого лица на выборах. Почему завышенные? Да потому, что полномочия российского президента выглядят очень значительно, но все они носят специфический характер. Это – чрезвычайные полномочия. В то время как в нормальном случае жизнь граждан любой страны зависит главным образом от того, как органы власти исполняют свои обычные, текущие полномочия. Здесь, в сфере систематической управленческой деятельности принимается, условно говоря, 99,9% всех решений, занято 98% государственных служащих, распределяется 95% государственных ресурсов. Основными действующими лицами здесь выступают правительство и Федеральное Собрание, в составе последнего – в первую очередь Государственная Дума. Ведь в рамках действующей системы устройства государственной власти, все реальные хозяйственные полномочия находятся в правительстве. А если еще учесть, что система устройства правительства делает его непрозрачной для президента и его администрации. Попытки создать структуру, которая могла бы от имени президента контролировать правительство, были неоднократно, один раз она даже увенчалась успехом (в 1997 – начале 98 г.). Но тогда, весной 1998 года совместными усилиями столь «вредную» в преддверии дефолта структуру «снесли» и больше не пытались ее восстановить, поскольку объективная информация представляла опасность для всех участников политического процесса. Что касается руководителей администрации, то свои частные проблемы они пытались решить за счет назначения в правительство на ключевые для них посты своих личных представителей. Такой вариант, однако, не мог решить системную задачу адекватного взаимодействия президента (как главы государства, а не конкретного лица) и правительства, в результате чего постоянно создавались антипрезидентские альянсы правительства и Госдумы. Этим отличались и правительство Примакова, и правительство Касьянова, и правительство Фрадкова (последнее, правда, было политически более пассивным). Это происходит потому, что Конституция 1993 года не довела идею централизации до конца – не подчинила правительство непосредственно президенту, как это сделано в США. Теперь посмотрим на результаты предыдущего выборного цикла 2007-2008 годов. Дмитрий Медведев стал официальным приемником только после того, как партия «Единая Россия» набрала в Государственной Думе конституционное большинство. А В. В. Путин стал премьер-министром уже на следующий день после инаугурации нового президента. Связка премьер-Дума позволяла путинской команде не беспокоиться о своем положении при ординарном течении ситуации. Но неординарность нынешней политической ситуации заставляет иметь при себе президентские чрезвычайные полномочия. При этом системный порок конституционного устройства пока никуда не исчез. И хотя по Иванову «тандем фактически воспроизводит матрицу прошлой избирательной кампании» (тогда Путин, действующий президент, встал во главе списка и был номинирован на должность председателя правительства, а сейчас Медведев, действующий президент, номинирован на должность председателя правительства и стал во главе списка «Единой России»), ситуация принципиально иная. А именно, Путин как президент заинтересован в провале «Единой России»! Ну, или в значительном снижении ее представительства в нижней палате парламента. С тем, чтобы не образовался тандем Медведев-премьев&Единая Россия. А это то, что в свою очередь необходимо Медведеву и что стало предметом торга – премьерское кресло и лидерство в партии власти в обмен на добровольное сложение полномочий. C другой стороны, Путину необходимо отмежевываться от «Единой России», т. к. партия связана с ним с рождения, а долгое время единственной ее идеологией была «безоговорочная поддержка президентских инициатив». Поражение партии может «обратным концом палки» ударить и по всесильному премьеру. Это решается выразительной двухходовкой: созданием общероссийского народного фронта и разным подходом к выборным компаниям. Общественный народный фронт самим своим существованием вбивает смысловой клин между тесной семантической связкой Путин&Единая Россия, хотя его истинный смысл гораздо глубже, а его анализ не входит в задачи настоящего повествования. А что до выборов, то достаточно, чтобы на выборах президента за Путина проголосовало значительно больше, нежели за «Единую Россию» на выборах парламентских (примерно 75 против 55). И для того, чтобы партия «Единая Россия» набрала именно этот довольно низкий процент, нужно… не делать ничего! Нынешнее течение ситуации с постоянным ухудшением экономического «здоровья» страны в виду неблагоприятной внешней конъюнктуры с одной стороны и перманентного конфликта по линиям Минфин-Минрегион и Минфин-Центробанк с другой естественным образом тянет рейтинги партии власти вниз, в свободное падение. Сергей Финошин, 10.10.2011 г. *При анализе конституционного устройства России и места президента в политической системе использованы работы экономиста О. Григорьева.
|
Категория «Размышления»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.