Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Операция "Ы" или Новые приключения военно-морских хохлов!2017-07-25 16:34:32 (читать в оригинале)Это мы, конечно же, о совместных учениях "Си Бриз-2017". Точнее, о поиске турецкой подводной лодки "Батырай". (А вовсе не "Батирай", как пишут. Знаете, что роднит турецкий и русский языки? В них обоих есть звук "Ы". Вот так-то). Главным героем нашей разухабистой диванной аналитики станет "Гетман Сагайдачный". Вот он: Разные фото ставили все, кому не лень, так что я решил быть хоть в чем-то оригинальным. Военно-морские хохлы уже сделали короткий видеоролик на тему: Этот ролик мы тоже слегка разберем. О чем вообще речь Исходные условия были такими. С украинской стороны выступает "Сагайдачный", плюс противолодочные вертолеты Ми-14ПЛ и Ка-27ПЛ. С американской -- крейсер "Хью Сити" и противолодочный самолет Р-8 "Посейдон". Задача: найти турецкую подлодку "Батырай". Причем насколько можно судить, о совместной работе речи не было: сначала лодку отыскивает украинская сторона, потом то же самое делает американская. Украинская сторона задачу выполнила. Описывается это так: оба вертолета сбросили гидроакустические буи, их посредством с лодкой был установлен контакт, дальше вперед выдвинулся "Сагайдачный", каковой получил данные с буев и установил контакт с лодкой с помощью собственного гидроакустического комплекса. Тут хохлы пишут: Украинские моряки больше часа «вели» турецкую подводную лодку и контролировали ее перемещения, что в реальных боевых условиях позволяло гарантированно уничтожить противника. Мы детально скажем, чем бы это все с гарантией закончилось "в реальных боевых условиях". Но потом. Сначала маленький ликбез, просто на всякий случай. Пошел ты к бую! Так сказал один из лирических героев Даниила Хармса и это имеет отношение к вопросам противолодочной обороны; плевать, что бедный Хармс об этом и подумать не мог. Одним из важных средств поиска подводных лодок являются гидроакустические буи. Они же радиогидроакустические буи, они же РГБ, они же РГаБ, они же sonobuoys. Что это такое? Говоря совсем грубо, это цилиндрическая по форме хреновина, которая, упав в воду, начинает плавать вертикально, выпускает из себя вниз гидроакустическую антенну, вверх -- радиоантенну, после чего начинает передавать через второе то, что слышит первое. Как хреновина выглядит? Например, вот так: Понятно, что для противолодочного самолета РГБ -- главное средство обнаружения подлодок. Единственная возможность, пребывая в воздухе, слышать, что происходит под водой. Но буи применяются и вертолетами (хотя у них есть опускаемая гидроакустическая станция) и надводными кораблями. Здесь буй начинает работать как телекамера на охраняемом периметре -- он позволяет тебе находиться в нескольких местах сразу. В общем, очень важный инструмент. How Stuff Works Здесь мы кратенько опишем, как эта система МОЖЕТ выглядеть в действии. Для простоты у нас один патрульный самолет выступает против одной подлодки. 1. Нулевое приближение. У нас есть определенный рубеж, который мы должны перекрыть -- вражеские лодки, пытающиеся сквозь него просочиться (вечно они туда лезут), должны стабильно отправляться на грунт. Садимся в противолодочный самолет и летим туда. 2. Первая линия. Почесав репу, прикидываем, где может пойти вражеская лодка. Летим по прямой и ставим "пунктир" из буев. Буи ненаправленные, они не дадут пеленг на контакт, только сообщат, что где-то не очень далеко что-то есть. Зачем такие нужны, если есть направленные? Ненаправленные чувствительней. Сейчас, когда контакта нет вообще, это важнее, чем координаты контакта. 3. Ага, сказал Зигмунд. Ситуация вымышленная, поэтому везет нам сразу: с одного из буев пошел сигнал. Не особо сильный, но это и не нужно. Положение буев отмечается на карте. Летим обратно. Допустим, что у нас уже есть некая уверенность: лодка должна быть примерно вот здесь. Тогда мы сбрасываем еще одну серию, но это уже направленные буи и ставим мы их не в линию, а в форме кольца (и мы надеемся, что в центре его окажется понятно что). Нам опять везет: почти все эти буи дают устойчивый сигнал, а пеленги пересекаются на карте примерно в одной точке. 4. Почти. А вот теперь сбрасываем активный буй. Активный -- значит, он уже дает импульсы сам. Ага, те самые легендарные "ПИНГ!"). И принимает эхо. Тут происходят две вещи. Во-первых, мы узнаем положение вражеской лодки настолько хорошо, что уже можем точно применить оружие. Во-вторых, вражеская лодка узнает, что на нее охотятся, причем эта охота почти завершена. 5. Endgame. Последняя верификация: мы проходим на малой высоте и смотрим, что показывает детектор магнитных аномалий. Вещь очень точная. Радиус действия -- несколько сотен метров, но больше уже и не нужно. Ага, большая масса металла налицо. Все. Еще один заход -- торпеда пошла. Поскольку мы все проделали идеально, она шлепнется в воду прямо у бедолаг над головами, в режиме поиска опишет где-то один круг, а то и меньше, захватит лодку, перейдет в режим атаки и -- бац! Причем все это произойдет настолько быстро, что подводники вообще ничего не успеют сделать. Чего, сложно? А IRL все бывает куда веселее. Во второй половине 80-х годов СССР провел операции "Апорт" и "Атрина". Участвовали в них лодки проекта 671РТМ, уже вполне приличные в плане малошумности. И у американских противолодочников началась веселая жизнь. Линия установлена, предварительный контакт есть, надо уточнять -- и тут этот контакт -- хлоп! -- и исчезает. На ровном месте. В гидроакустике такое запросто, особенно если гидрология района сложная, а контакт и сам по себе был не сильно шумящим. Что дальше? Начинать все сначала. Ну, они и начинали. И вновь начинали. И вновь. А потом стало ясно, что пойти к бую придется не в противолодочном, а в метафорическом смысле: буев на складах не осталось. Это фото лодки проекта 671РТМ не связано с операциями, о которых речь выше. Оно сделано в ходе одной исключительно веселой истории 1983 года. Если кому интересно, можете погуглить "К-324". Кстати, знаете, как выглядела самая первая авиационная самонаводящаяся противолодочная торпеда? Это американская Mk24 FIDO. С 1943 года американские патрульные самолеты сбрасывали их на только что погрузившиеся немецкие подлодки. Торпеда наводилась на шум винтов лодки и поражала ее примерно в одном случае из пяти, что по тогдашним временам было совсем неплохо. Однако, мы отвлеклись. Теперь от метафорического хождения к бую мы плавно переходим к военно-морским хохлам. Что можно увидеть Итак: 1. Два вертолета устанавливают контакт с вражеской ПЛ. 2. Данные с буев передаются на надводный корабль (НК). 3. НК выдвигается в район, устанавливает контакт с ПЛ посредством собственного гидроакустического комплекса (ГАК) и удерживает его "более часа". 4. Все пьют шампанское. Весь вопрос в том, какие здесь задачи реально ставились. Первый вариант. Просто убедиться, что вертолеты летают, буи работают, данные с них даже можно перенаправить на "Сагайдачный", ГАК "Сагайдачного" тоже работает и главное -- весь личный состав знает, когда на какую кнопку нажимать. В нынешнем состоянии ВМСУ это действительно достижение и если все прошло безупречно, то да, можно и по бокальчику шампанского. Вот сейчас я совершенно без иронии. Хохол может сколько угодно рассказывать, что у них все в шоколаде, но я еще ни разу не слышал, чтобы он стал это делать про свой военный флот. Кстати, в украинском ролике есть такая склейка: показывают летящий Ми-14, а потом облет "Батырая" в надводном положении с вертолета (в верхней части кадра видны мельтешащие лопасти). Что и наводит на всякие разные мысли о том, что вертолет облетел лодку, лодка погрузилась, а вертолет сбросил буи, которые волшебнейшим образом тут же дали сильный и устойчивый контакт. Если речь идет о чем-то "приближенном к боевым", то это более, чем полная мерзость. Так нельзя. Ни в каком флоте. Ни в каких вооруженных силах. Но если речь идет о некой проверке, испытаниях, то так даже лучше. Тем более, что хохлы пишут: В настоящее время рассматривается вопрос подготовки радиогидроакустической подсистемы к государственным испытаниям и принятию на вооружение ВМС ВСУ. Вот, дети, как плохо не иметь хотя бы одной самой паршивенькой подлодки, которая изображала бы условного противника. Хоть на учениях, хоть на испытаниях. Приходится идти к туркам с протянутой рукой. И второй вариант. Цитируем еще раз: Украинские моряки больше часа «вели» турецкую подводную лодку и контролировали ее перемещения, что в реальных боевых условиях позволяло гарантированно уничтожить противника. Вот, блин, молчали бы лучше. Знаете, что бы это на самом деле означало? А вот что (можно промотать примерно до 1:00): Время и место: 2016 год, учения Beyaz Firtina 2016. Действующие лица: турецкая подлодка типа 209 (однотипная или почти однотипная с "Батырай"), списанный фрегат "Зафер" и немецкая торпеда DM2A4. Кстати, первая в мире торпеда с волоконно-оптическим кабелем управления. Вот такая: Сейчас других вариантов просто нет. В прошлом остались героические времена, когда над обнаруженной подлодкой мог начать глумиться кто угодно, хоть вооруженный траулер. Сейчас в ситуации "ПЛ против НК" преимущества у ПЛ. Она обнаружит тебя значительно раньше, а с тяжелыми телеуправляемыми торпедами не поспоришь. А если у тебя "Сагайдачный", то и с залпом из четырех, скажем, "Гарпунов" тоже как-то не особо. Это мы еще этак молчаливо исходим из того, что на "Сагайдачном" есть нормальное противолодочное оружие. Нет, РБУ за таковое мы считать не будем. "Но ведь он уже точно знает координаты вражеской ПЛ!". Правильно. А откуда он их получил? С вертолетных РГБ. Так почему самому вертолету и не закончить дело? В боевых-то условиях? Возможностей хватает. Зря я, что ли, заливался тут соловьем о том, как это делается с воздуха? Добрее надо быть! В комментах у bmpd пишут: мыгыгы, генерал-лейтенант танковых войск, переименованный в вице-адмирала, узнал, что такое РГБ. Ну и чего ржете? Лучше поздно, чем никогда. Пусть осваивается на новом месте. Но вообще любопытно: тон у меня здесь какой-то подозрительно нейтральный. Будто и не про Украину пишу. В последнее время я вообще какой-то миролюбивый. Иногда накатывает мрачноватая мысль: вот про это и пел Дилан -- knockin' on heaven's door. Ладно, хрен с ним.
|
Категория «Священники»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.