Сегодня 25 апреля, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Hornet
Hornet
Голосов: 4
Адрес блога: http://a-lamtyugov.livejournal.com/
Добавлен: 2007-11-27 18:51:14 блограйдером Lurk
 

На юго-восток – Jalopy

2016-08-26 20:51:54 (читать в оригинале)

Несколько дней назад, кратко обрисовывая суть Jalopy, я сказал: это игра жанра privateer/trader, которая по своей оригинальности может поспорить и с самой Sunless Sea.

Тогда мое знакомство с Jalopy было весьма непродолжительным и вскоре выяснилось, что я сильно ошибался. Но кое в чем, напротив, оказался очень даже прав.

Моя ошибка заключалась в том, что Jalopy – это вовсе не privateer/trader. То есть, на первый взгляд она действительно здорово похожа на все эти игры (можно взять хоть Elite Dangerous, хоть Euro Truck Simulator), но если вы попытаетесь играть в нее так же, как и в них, вас ждет в лучшем случае финансовое прозябание, а в худшем – и куда более вероятном – быстрый крах. При всем внешнем сходстве классическая механика не работает.

jf1.jpg



Правота же моя была в сопоставлении с Sunless Sea. Там все в точности так же: вроде бы гоняй туда-сюда, покупай дешевле, продавай дороже. Но если действительно так попробуешь – тут же начнешь пролетать по деньгам. Геймплей Sunless Sea основан на совершенно других вещах.

Однако речь шла об оригинальности. И вот здесь Jalopy действительно может дать фору очень и очень многим. Сейчас мы расскажем об этом детально.


Ну вот смотрите сами
Дело начинается в Восточной Германии летом 1990 года – ГДР осталось жить несколько месяцев. В одно прекрасное утро вас будит какой-то мужик. Тут уже начинаются разночтения: в разных текстах, посвященных Jalopy, его называют то Дядей, то Дедулей. Однако, сами разработчики зовут его Дядей и мы будем исходить из того, что им все же лучше знать.

Дядя требует от нас немедленно доставить его… И тут опять неясности. Кое-кто говорил, что в Турцию (уехать жить из Германии в Турцию – неплохой ход). Разработчики упоминали "святую землю" (в Израиловку из Германии? Почему бы и нет, собственно). Но изначально игра называлась "Хадж" (так чего – до Саудовской Аравии, что ли, поедем? А то Мекка находится там, если что).

jf2.jpg
Он.

Единственное что совпадает в этих трех вариантах – примерное направление движения: из Берлина на юго-восток.

Это и есть основной квест игры. Появятся ли побочные, пока что неизвестно. Будем надеяться, что да. А пока поговорим о том, что делать с этим самым основным квестом. Собственно, в этом и заключается изюминка игры. Хорошая такая изюминка. Размером не меньше кокоса, по грубым прикидкам.


Такого у нас еще не было
Главный герой Jalopy – это, конечно же, никакой не Дядя. Главный герой – автомобиль, на котором мы Дядю и повезем навстречу его новой жизни. И имя этому автомобилю – "Лайка-601 Deluxe".

Тут перед нами встают сразу две новые загадки природы. Первую из них сформулируем так. Вы можете никогда в жизни не видеть "Трабант-601 De Luxe", но если вам приходилось хоть что-то слышать о нем, а потом вдруг увидеть, то вы сразу поймете – это ОН. Это просто не может быть чем-то еще.

Вторая же загадка вот какая. Что такое "Трабант"? Подлинное чудо восточногерманского автопрома. Крохотная малолитражка корявых форм. Пластмассовый кузов (да-да, остов все же металлический, знаю-знаю). Двухтактный двухцилиндровый двигатель (никакого бензонасоса, бензин – в непосредственной смеси с маслом – идет сверху вниз самотеком). И этот движок при НОРМАЛЬНОЙ работе издает такие звуки, от которых мгновенно поседел бы любой инженер "Феррари". Таких фич у "Трабанта" еще много.

И тем не менее этот вечный герой анекдотов ("Трабант" – название мотоцикла со встроенным шлемом на четверых человек") обладает странным шармом. Эти машинки стали в какой-то мере культовыми, причем не только в Германии. А еще "Трабант" считается одним из главных символов того, что называется "остальгия" (нет, я не пропустил букву "н").

jf4.jpg
Натюрморт: "Лайка-601" и две пачки сосисок. Кстати сказать, пешком в игре ходить нужно не меньше, чем ездить. При желании, нужный отрезок пути можно прошагать на своих двоих. Как-то раз мне пришлось это сделать -- уже в виду города кончился бензин. Ну чего -- взял бумажник и пустую канистру, купил чуток, вернулся, дозаправился на дороге, доехал.

В игре же все это еще и дополняется тем, что возраст данной конкретной "Лайки" неизвестен. Очень может быть, что она сошла с конвейера еще в шестидесятых годах. По крайней мере, биография у нее была бурная. Иначе нам не пришлось бы немедленно подыскивать ей на автосвалке недостающую дверь. Хорошо, что только одну.

Но самое поразительное – что все это корявое очарование без потерь перетекает и к виртуальному воплощению автомобильчика. Десять минут игры в Jalopy – и "Лайка" прочно занимает место в вашем сердце. Вы внезапно осознаете, что никогда в жизни не променяете этот пердящий и охающий драндулет ни на какую "Ламборгини". Разгоняется до 80 км/ч за 23 секунды, если дорога под горку? А что – мы куда-то сильно торопимся? Ломается каждые десять минут? А это потому, дерево, что за автомобилем надо УХАЖИВАТЬ. Это тебе не Западная Европа с сервис-центрами на каждом перекрестке. Проехал километров сто пятьдесят – встань на обочине, возьми из багажника ремкомплект, залезь под капот и подкрути карбюратор и воздушный фильтр. И бензина долей – с таким карбюратором даже малолитражка его будет жрать, как не в себя. И масла в бензобак тоже добавь. На сильно обогащенной топливно-масляной смеси разгоняться ты будешь хуже, но зато движок протянет дольше.

И самое главное – смотри по сторонам. Мы чуть позже объясним, что там надо высматривать.


Это вам не "Дальнобойщики"
Настало время детально рассказать о том, как в Jalopy вообще реализовано перемещение из точки А в точку Б и почему это никак не укладывается в обычную схему, принятую в жанре Privateer/Trader.

Главное отличие от стандарта в том, что здесь можно двигаться только в одну сторону. Непонятно? Поясним на примере.

Ваша стартовая локация находится недалеко от Берлина и представляет собой нечто среднее между автомастерской и автосвалкой. Там вы с Дядей и ютитесь. Первый участок пути – отсюда до Дрездена; по Дрездену проходит немецко-чехословацкая граница: КПП, пограничники, досмотр, все дела.

Берем карту. Нам на выбор предлагают три маршрута, каковые различаются разной длиной и разной погодой по дороге. Хорошая погода предпочтительней, а вот с длиной все сложнее. Короткий маршрут, ясное дело, экономит бензин и ресурс машинки, но шансов найти на нем всякие ништяки (о них чуть позже) тоже меньше.

jf7.jpg
Маршрут №2. 280 километров, погода ясная, есть ли на дороге бензоколонка -- неизвестно. (Потом выяснится, что есть).

Выбираем. Хлоп – и маршрут строится динамически. Каждый раз уникальный, как уровень в Diablo. "Кирпичики" из мостов, туннелей, крутых поворотов, призовых локаций и прочего стыкуются друг с другом случайным образом.

В такую систему я въехал (во всех смыслах слова) далеко не сразу. Я тупо смотрел в карту: эй, а где же я сейчас? А если я сверну не туда? А может, уже свернул? (Ну, сами, небось, помните, что значило "свернуть не туда" в том же Euro Truck Simulator). Только потом стало ясно, что здесь свернуть не туда невозможно. На таком маршруте развилок просто нет. А если и попадутся, то "неправильное" ответвление очень быстро завершится тупиком. Чаще всего это съезды к придорожным бензоколонкам и призовым локациям.

Вероятно, вы уже подумали, что на самом деле это игра не про машинки, а про паровозики на рельсах без стрелок. А ведь я еще не все рассказал. Долго ли, коротко ли, доезжаем до Дрездена. Чинимся, заправляемся, апгрейдимся, все как и положено в обычных играх. После чего едем к немецко-чешскому КПП. Где пограничники нам и говорят: а мы вас не пропустим, потому что уже поздно. Поезжайте в мотель, заночуйте там, а поутру возвращайтесь. Что ж, едем в мотель, благо недалеко. Скрипя зубами, отдаем 20 монеток за постой (в начале игры это весьма ощутимая сумма). Ложимся спать и спим до утра.

jf5.jpg
Венгерская граница. Провоз алкоголя запрещен. Запрещенные товары каждый раз разные.

А наутро выясняется, что назад – никак. Дорога, по которой мы приехали из Берлина, наглухо закрыта Очень Большими Воротами. Ехать теперь можно только вперед, в Чехословакию. Вот такое одностороннее движение. Паровозики? Паровозики. Понятно, что ни в какой игре privateer/trader ничего похожего и быть не может; там вся суть как раз в том, что куда хочешь, туда и едешь.

Тут, правда, есть важная оговорка. Вернуться назад все же можно. Через пункт меню под названием Drive Home. Где бы вы ни находились, вас волшебным образом перенесет в самое начало – в родную автомастерскую. Надо сказать, что этот пункт незаменим, если вдруг где-то посреди дороги у вас кончился бензин, окончательно зашился мотор, сдох аккумулятор и прочее в том же духе. Есть и другой пункт – Restart, возвращающий вас к последнему мотелю, в котором вы ночевали. Но с ним все несколько сложнее; то ли я чего не понял, то ли он не вполне корректно работает.

Используя эти два пункта, кое-какие челночные рейсы наладить можно, благо товары и деньги при мгновенных телепортациях никуда не деваются. Но хорошо видно, что пункты эти вводились в игру именно как аварийное средство. В идеале вы должны двигаться только вперед.


Оно на дороге валялось
Помните, как было в Sunless Sea? Покупать и перепродавать, в принципе, было можно, но дельта цен в разных портах оказывалась такой ничтожной, что вся (или почти вся) прибыль съедалась дорожными расходами.

В Jalopy все так же. Искомую положительную дельту с большим трудном, но найти все же можно. Однако прибыль выйдет мизерная. Одну бутылку алкоголя (самое дорогое, что там есть) можно перепродать с максимальной прибылью в 6 марок. Я напомню, что одну марку стоит литр бензина, ремкомплект стоит 15 марок, а ночь в мотеле – 20. Короче, не прибыль, а слезы. Деньги надо зарабатывать не так. А как? Просто.

Деньги в Jalopy валяются на дороге.

Кроме шуток. Едете вы куда-нибудь и вдруг видите на дороге маленькую коробочку. А то и большую коробку. Немедленно останавливаете машину, подбегаете к коробочке и вскрываете ее. Некоторые из них картонные и заклеены скотчем. Другие же деревянные и заперты на висячий замок, каковой срывается фомкой. Фомка покупается в обычном магазине за 25 марок и окупается мгновенно. Судите сами: в открытой коробке может найтись бутылок шесть того же алкоголя. За бесплатно. Будучи проданным, он мгновенно может дать вам марок этак 250.

jf6.jpg
Потроши ее! Кому -- татор, а кому -- лятор!

Это еще не все. Помните, я говорил о "призовых локациях"? Едете вы себе и вдруг видите такую же "Лайку", стоящую на обочине. Дверей нет, колес тоже – стоит она на кирпичах. Но если поднять ей капот, то под крышкой ВНЕЗАПНО можно найти продвинутый воздушный фильтр. Или водяной бачок. В убитом состоянии, конечно, но восстановить его – дело техники. А в магазине он обошелся бы вам марок в 150. Да плюс еще и старый узел можно продать. Иногда марок за 20-30.

Но и это не все. Иногда на дороге вам попадается автосвалка, которую сторожит половина "Лайки". Кроме шуток. Ее мотор приводит в движение механические ворота, но почему-то не работает. Осмотрев его, вы ставите диагноз: сменить скончавшийся аккумулятор (подкрутить движок, долить топлива, etc.). Со страшным звуком ворота открываются, а мотор умирает уже окончательно. Пошарившись по свалке вы, скорее всего, найдете что-то действительно очень редкое и ценное.

Так и живем. Шутить про коммунизм, при котором материальные блага будут раздаваться за так, я не стану – тут все шутки уже пошучены.


Трижды проклятая Чехословакия
А этой загадке я даже решил посвятить отдельную главку.

Как выглядит дорога в Германии? Ну, нормальный автобан. Немецкое качество. Ништяки попадаются редко, что огорчает. Как выглядит дорога в Венгрии? Нормальное шоссе. С покрытием. Ништяки попадаются чуть чаще. А как выглядит дорога между ними, в Чехословакии?

А выглядит она, как грунтовая проселочная мерзость – втрое мерзотней того, что можно себе физически представить. Через пять минут езды "Лайка" покрывается грязью до стекол. (Кстати, машину в игре действительно можно мыть. Пока неясно, влияет ли налипшее говнище на ходовые качества, но выглядит оно отвратительно, а потому после очередного героического автопробега берешь ведерко, губочку – и вперед).

Сам рельеф Чехословакии паскуден ничуть не меньше. Резчайшие повороты дороги – плюс очень крутые подъемы и спуски. Чехословакия – единственная игровая зона, где неверное движение руля может опрокинуть машину.

jf9.jpg
Очень хотелось вас напугать, но все же решил поставить скриншот с НОРМАЛЬНОЙ дорогой. Кстати, вся кабина интерактивна. Вплоть до ручки стеклоподъемника. Ее приходится пускать в ход, когда на границе протягиваешь пограничнику паспорт через окошко.

Но и это не все. За немецко-чешской границей вы попадаете в зону пост-апокалипсиса. Я не шучу. Начинается все с полного безлюдья. На дорогах Германии и Венгрии вам периодически попадаются встречные "Лады, "Нивы" и те же "Лайки". В Чехословакии вы не встретите ни души. Потом внезапно начинаете замечать развалины железнодорожных станций. Рухнувшие мосты. Железнодорожные составы, замершие на рельсах посреди перегонов. Чуваки, это самый натуральный Fallout. Ночью же все это приобретает настолько зловещую атмосферность, что пробуждаются привычки, полузабытые со времен 7 Days to Die: выбираясь из автомобиля, быстро окидываешь местность взглядом – не подбирается ли к тебе орда чехов-зомби.

Но зато дорогих и красивых ништяков по обочинам там раскидано столько, что все порой и не прихватишь – иногда всякую дешевку, подобранную ранее, приходится выкидывать. А то багажник не резиновый.

Авторы – компания MinskWorks, то есть – вроде как англичане. Прямо интересно, за что же они так ненавидят Чехословакию начала девяностых?


Об этом надо написать
Вообще, назвать Jalopy автосимулятором можно лишь условно. И дело даже не только и не столько в каких-то технических упрощениях модели автомашины на дороге или в том, что все управление делается комбинацией WASD – никакие аналоговые контроллеры не поддерживаются.

Дело в атмосфере. Вероятно, все вы помните, что чувствовали, когда проходили на своем болиде F1 очередной хитрый поворот на трассе в Монако. Или вели многотонную фуру с хрупким грузом по скользкой дороге. Здесь все не так.

Не буду даже описывать умиротворенность момента, когда "Лайка", кряхтя и завывая, карабкается на очередной пригорочек со скоростью от силы 20 км/ч, а вы, удерживая нажатой клавишу W (больше ничего не требуется) и полузакрыв глаза, лениво оглядываете окрестности – не валяется ли на обочине чего дельного. По идее, да, автосимулятор может быть и вот таким. Никто не утверждает обратного. Но все же это очень и очень необычно.

По атмосфере – той, которая уже есть в нынешней, ранней версии игры – я сравнил бы Jalopy со старыми советскими комедиями. Начиная с "Берегись автомобиля" (тут все очевидно) и заканчивая, пожалуй, "Кин-дза-дза!" (да, машинок там нет, но играя в Jalopy, все равно постоянно вспоминаешь слово "пепелац").

Потом в роль комического героя начинаешь как-то вживаться и сам. Например, после того как проедешь пару сотен километров с распахнутым настежь багажником – забыл закрыть. Можете даже не сомневаться – хотя бы один раз с вами такое случится обязательно. Лично я по-настоящему почувствовал себя героем комедии, когда минут пятнадцать с матерной руганью метался по родной мастерской, разыскивая ключи от "Лайки" – после перезапуска игры они таинственным образом исчезли из замка зажигания. Я проклял все на свете и уже всерьез грешил на какой-нибудь программный глюк. Но выяснилось, что все это время ключи пребывали в салоне машины, будучи заложенными за поднятый солнцезащитный щиток. Причем заложены они были так, что сядь за руль – и здоровенный брелок, свесившийся из-за щитка, за малым не упрется тебе в рожу. А для большей заметности авторы еще и сделали его слегка покачивающимся.

Другими словами, качественная атмосфера в игре уже есть. Добродушная такая. Комедийная. Неизвестно, правда, что станет с ней дальше. Ибо, насколько известно мне, авторы черпали вдохновение не в советских комедиях, а в творчестве Керуака и Пирсига. Да и сам выбранный исторический момент – крушение соцлагеря – он скорее драматический, чем комический.


В последний раз о Дяде
Рассказывают, что раньше Дядя, едучи с вами в авто, выдавал всякие занятные комментарии относительно достопримечательностей, проползавших мимо. Ну, а попутно при необходимости напоминал, что надо бы долить бензинчику или подремонтироваться. Я этого уже не застал. Выяснилось, что Дядя, оказавшись в роли вашего спутника, начинает извергать из себя настолько мощный фонтан всевозможных багов, что разработчики предпочли его деактивировать. До поры до времени. Теперь, по завершении обучающей части игры, он полностью самоустраняется и путешествуете вы в одиночестве.

В любом случае, далеко вы не уедете. ГДР, Чехословакия, Венгрия… и все, собственно. Пока что там, где должна, по идее быть граница Венгрии с еще мирной и целой Югославией, стоит забор со знаком Under Construction. А ведь кроме Югославии там должно быть еще много чего.

А еще в городах, которые вы проезжаете, есть всякие кафешки, какие-то госучреждения, да и просто загадочные двери, в которые можно постучать или подергать ручку. Значит ли это, что в будущем нас ждут какие-то дополнительные возможности? Выполнение квестов? Доставка пассажиров?

Я уже и раньше говорил, что слова "у нее есть потенциал", сказанные об игре в раннем доступе, не имеют смысла. Он есть всегда. Но в случае с Jalopy он просто колоссален. Возможно, это даже больше, чем потенциал – это новая концепция геймплея.

Но сейчас она почти что не реализована, хотя и весьма отчетливо обозначена. И неизвестно, когда реализуется хотя бы наполовину от возможного.

Могу ли я рекомендовать игру в таком состоянии? Тут решать придется вам. Стоит она 289 рублей (а до 29 августа действует скидка на треть – отдать придется всего 193 рубля). Не слишком долго играть в нее интересно уже сейчас. Даже при ее недоведенности и изрядной забагованности.

Но лично я не жалею, что отдал свою денежку. И очень надеюсь, что авторы игру не забросят.


================================

Выдержка вот из этой записи:

Поймите меня правильно: я не собираюсь ставить никаких условий. Вероятно, здесь была бы уместна аналогия с уличным музыкантом. Билеты на свое выступление он не продает. И если вы не положите ему ничего материального в открытый скрипичный футляр, играть он не перестанет. Но если все же положите, то, во-первых, это просто будет очень мило с вашей стороны, а во-вторых, вы добавите ему вдохновения для дальнейшей игры.

Замечу также, что много и не требуется. Всерьез зарабатывать надо по-другому. Если бы я всего лишь имел возможность регулярно знакомиться с новыми интересными проектами в раннем доступе -- это уже было бы замечательно.

Ну да ладно. Одним словом:

Мой Яндекс-кошелек: 41001973442959
Виртуальная карта ЯД-кошелька: MasterCard 5106 2160 0269 7864
Мой кошелек WebMoney: R170437059232
Почтовый адрес для PayPal: hornett-ac собачка mail.ru

И яндекс-кнопка, чтоб далеко не ходить:



И, на всякий случай, мой ник в Steam -- SunburnNN. Если вы заглянете в мой "Список желаемого", то сможете поддержать меня даже лучше, чем простым денежным пожертвованием.

Заранее большое спасибо. Постараюсь вас не разочаровывать.
Добавить блог во френды


Тэги: игры, симуляторы

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»
Изменения рейтинга
Категория «Проза»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.