Российские пирамиды
2012-12-31 04:21:11 (читать в оригинале)
Все происходящее в политической жизни России так сильно меня взволновало еще и потому, что я как раз про это и пишу в "Князе советском". Но одно дело - когда материал старый, обработанный историками и мемуаристами, и совсем иное - когда все то же самое происходит в режиме реального времени.
Читаешь записи людей, оправдывающих беспрецедентную и бессмысленную жестокость по отношению к детям и думаешь: "Вы вообще в своем уме? Вы хоть понимаете, ЧТО вы творите?" А потом разбираешь записи, относящиеся к событиям 80-летней давности и видишь все то же самое... Люди, выносящие приговоры и резолюции по первым советским политическим процессам, на полном серьезе считали, что интересы государства важнее, чем судьба какого-нибудь Иван Иваныча или девочки Полины. Это ж все во благо... Вам же лучше будет -- когда-нибудь потом.
Есть у меня один знакомый человек - бывший комсомольский активист, а ныне - влиятельный чиновник и, как следствие, владелец заводов, газет, пароходов. Он состоит вассалом у еще более влиятельного сеньора, и у него собственных вассалят - не один десяток. Это такая пищевая цепочка: верховный феодал отдает кому-нибудь на откуп целую отрасль, тот делит ее на части и сажает туда по "верному соратнику", у них -- свои люди, у тех -- свои, и судьба каждого напрямую зависит от судьбы пирамиды в целом.
Эта структура крайне устойчива -- как и вообще все пирамиды. Выжить в пирамиде, а уж тем более - взобраться на ее верхние ступени можно только при одном условии: если ты выстроишь под собой вассальную структуру с длинной пищевой цепочкой. Т.е. тебе надо обязательно иметь что-то, что можно распределять, и это "что-то" не может быть результатом твоего собственного труда -- это обязательно государственный ресурс, бездонный и возобновляющийся.
Ресурс распределяется не среди самых профессиональных, а среди самых верных -- т.е. людей, которые встроятся в твою вассальную систему и будут поддерживать твои начинания. А если вся пирамида состоит из "верных людей", то как они могут голосовать против? Это же особый человеческий материал, прошедший тщательный предварительный отбор.
Это ни в коей мере не дураки и даже не всегда убежденные злодеи. Это люди, у которых все зависит от пирамиды.
Вот, скажем, приехал в Ленинград в 1927 году парнишка и попал в комсомольский актив на заводе "Красный Треугольник". Он знает, что если он будет работать ТОЛЬКО в цеху, его ничего не ждет, кроме нищенской зарплаты и инвалидности к сорока годам. Производство вредное - так что надежд особых нет. А если он будет активно бороться с вредителями и гонять нэпманов, то у него есть будущее.
Все он прекрасно понимает: и что инженер Петров - никакой не вредитель, и что если разогнать всех нэпманов, то негде будет сахару купить. Но у комсомольского актива есть доступ к спец-кооперативу: сам-то он не пропадет! А если вякнешь что-нибудь на собрании в защиту справедливости, то и Петрову не поможешь, и без талонов на галоши останешься. Да его и не заботят вопросы морального выбора. Он свято верит, что устойчивость государства - это наивысшая ценность, ради которой стоит идти на любые жертвы.
Точно так же упомянутый мой знакомый горой стоит за любое решение, спущенное с вершины пирамиды. Если он хоть что-то скажет против, его лишат ресурса, распределять будет нечего и вся структура под ним повалится к чертям собачьим. И как тогда жить?
Причем я уверена, что он говорит абсолютно искренне, когда высказывается за уголовное преследование Pussy Riot и за запрет на международное усыновление. Он защищает родное государство (как структуру) и свой класс государственников. Он не задается вопросом хорошо это или плохо. В нем говорит инстинкт самосохранения.
Население, не встроенное в пирамиду, может поддерживать ее только при одном условии: если оно не имеет достоверной информации. Дали работяге простую истину: "Петров - вредитель, из-за него у нас на заводе 40 % брака" -- и этого достаточно. Картина мира вдруг проясняется: ясно, кого сажать, а кому кричать ура. Не будет же работяга разбираться в том, что на завод изначально поставляется бракованное сырье, система мотивации никуда не годится, а технолог, нанятый по блату, ничего не умеет делать. Петрова в Сибирь -- и будет нам счастье!
Главное, чтобы никто не намекнул работягам, что мир несколько по-иному устроен. Политическую жизнь задавить! Свободную прессу уничтожить! Сидим в герметически закупоренном пространстве и укрепляем пирамиду.
Та же история повторяется и сейчас. По ТВ дается информация: "Американцы убивают наших детей! Не дадим!!!" И кто будет разбираться в деталях? Кто из тех, кто поддерживает "Антисиротский закон" хоть раз в жизни разговаривал с ребенком, усыновленным американцами? Кто ходил в российский детдом - не парадный, а самый обыкновенный?
Кое-какая информация все равно просачивается, но тут вступает в действие еще один фактор: в коллективном бессознательном сидит уверенность, что "Россия = правители" и если наших правителей обижают, то, значит, это обижают Россию.
Ну и что "наши" -- воры и убийцы! У этих, на Западе, наверняка тоже все ворюги. И они вообще... это... на Ближнем Востоке бомбы сбрасывают (в подробностях, мы, конечно, опять разбираться не будем, потому что это долго и хлопотно). Так что чья бы корова мычала. Далее приводятся успокоительные цитаты, надерганные из криво-косо переведенных статей, или вообще вырванные из контекста. Ага! Они тоже дураки и уроды! Если доказать самим себе, что соседи - не лучше нас, то тогда можно спать спокойно.
А есть третья категория граждан, которые живут по принципу: "Я знаю, что политика - грязное дело. Но читать новости - только расстраиваться. Моя хата с краю, ничего не знаю и знать не хочу". Эдакое приятное неверие в собственные силы.
Принцип власти в России по большому счету не меняется -- пирамида была построена еще при царе Горохе. Меняются только элиты: их сносят либо во время революций, либо во время дворцовых переворотов, а потом вакантные места занимают новые феодалы и вассалы -- и все как шло, так и идет: с серьезным отставанием от передовых цивилизаций, но все-таки не как в Лаосе или Сомали.
Пока пирамида будет существовать, увы, Россия не сможет конкурировать со странами, где пирамид вовсе нет или где они не сливаются в одно монолитное сооружение. Пирамида -- это структура, характерная для феодального общества, да и то в его худшем проявлении, т.к. при классическом феодализме сеньор все-таки имел кое-какие обязательства перед вассалами.
В эффективность дворцового переворота я не верю, ибо от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Революция -- еще менее вероятный вариант. Но что-то обязательно будет... Чувствуется некое биение, подземный пульс.