Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Еще одна «таинственная рукопись Эйнштейна»2010-12-05 18:03:36 (читать в оригинале)Роман португальского писателя Жозе Родригеша Душ Сантуша «Формула Бога» (изд. «Астрель», 2010) назван в аннотации «научным триллером». А дальше – в точности, как в аннотации к роману Альперта «Последняя теория Эйнштейна», «сюжет которого разворачивается вокруг неизвестной рукописи Эйнштейна». Как и в «Последней теории Эйнштейна», здесь великий физик в последние годы жизни создает некую таинственную теорию, чрезвычайно важную для человечества, но очень опасную, если ее применить во зло. Публиковать свое «открытие» Эйштейн не хочет и зашифровывает очень сложным кодом (который, конечно, главный герой романа «раскалывает» к назначенному сроку). По прошествии полувека таинственной рукописью, понятно, начинают интересоваться спецслужбы и террористы. Полвека рукопись хранилась спокойно у одного из учеников Эйнштейна и никого не интересовала. А в наши дни за ней началась охота. Впрочем, у Душ Сантуша сюжет, по сравнению с Альпертом, незамысловат. Если в «Последней теории Эйнштейна» на каждой странице что-то происходило, то в романе Душ Сантуша на протяжении всей книги (560 страниц) не происходит почти ничего. В двух словах: главный герой должен расшифровать рукопись Эйнштейна (предполагается, что там закодированы сведения о том, как дешево и быстро изготовить атомную бомбу). Рукопись находится в Иране, иранцы хотят первыми добраться до смысла, но у них ничего не получается. Герой романа, криптограф по профессии, всей рукописи не видит, у него есть только пара страниц: вступление и заключение. Вот по этим коротким строкам он и догадывается, в чем смысл «теории». Оказывается, великий физик не бомбу придумывал, а научно доказал существование Бога, ни больше ни меньше. Зачем было скрывать доказательство бытия Божия за семью печатями, не очень понятно. Тем более, что, как выясняется в финале, само «доказательство» давно известно и заключается в том, что «Вселенная рождается, живет, умирает и вновь рождается из небытия. Мир пребывает в бесконечном круговороте... Акт сотворения мира – это воплощение Бога в мире, который становится Богом». Главный герой, португальский криптограф, на последней странице романа сообщает эту истину представителю ЦРУ, который в восхищении говорит: «Поразительно». Для резидента американской разведки это, наверно, действительно поразительное откровение... Но стал бы Эйнштейн зашифровывать эту сентенцию, которую можно найти во многих трудах, как древних, так и современных? Впрочем, сам Душ Сантуш считает идею, выдвинутую в романе, «дерзкой» и в послесловии пишет: «В этой книге предложена еще более дерзкая гипотеза. Речь идет о том, что космос устроен для создания жизни, а жизнь как таковая является не самоцелью, но средством обеспечения развития разума, который, в свою очередь, станет инструментом реализации “эндгейма”, то есть высшей цели Вселенной, а именно – создания Бога. Таким образом, Вселенная предстает здесь как грандиозная циклическая программа, разработанная разумом предшествующей Вселенной с целью обеспечения собственного возвращения в последующей Вселенной». И что тут такого, что надо было зашифровывать? Я уж не говорю, что о такой примерно циклической Вселенной писал еще Станислав Лем в романе «Глас Божий». У Лема, кстати, гораздо более интересная идея, гораздо более «научная» и рассказанная без того огромного количества общих мест, которыми изобилует «Формула Бога». В романе Душ Сантуша мало приключений, но зато читатель получает множество сведений из самых разных областей науки и религии, в том числе - о развитии атомарной теории, - об идеях частной и общей теории относительности, - об основных положениях квантовой физики, - о том, что представляет собой жизнь с точки зрения физики и теории информации, - о современных космологических идеях, - об антропном принципе, - о теоремах Геделя о неполноте, - о теории хаоса, в том числе – о знаменитом «эффекте бабочки», - об основах индуизма, буддизма и даосизма, - о Ветхом завете, в котором, оказывается, есть все, что открыла современная наука, и даже больше, - и, наконец, об основах криптографии. Заодно с научными сведениями, изложенными действительно популярным языком и без ошибок или отсебятины, читатель вместе с героем романа узнает, как живется в современном Иране, зримо представит улицы и закоулки Тегерана, побывает в древнем тибетском монастыре, описание которого тоже, надо полагать, не выдумано автором – в общем, по прочтении романа в голове у не подготовленного к такому чтению читателя наступит тот самый хаос, теорию которого излагает в одной из глав Душ Сантуш. На мой взгляд, самая большая польза от этой книги – список научной и научно-популярной литературы, которой пользовался автор, когда писал роман. Рекомендую эти книги почитать – они действительно раскроют «секреты» мироустройства, как его представляют современные науки, и для этого читателю не нужно будет использовать новоприобретенные знания в области криптографии. Роман странный, а для российского читателя и вовсе непривычный: любители научпопа сочтут изложение слишком облегченным, любители экшн окажутся недовольны отсутствием приключений. Для любителей жесткой фантастики здесь мало новизны, для любителей реалистической прозы – мало психологизма и много откровенной дидактичности. Но любопытно вот что. Похоже, в жанровой литературе появилась новая «фишка» - внимание авторов обращено к фигуре Эйнштейна и к его незавершенным работам по единой теории поля. Как могло быть, чтобы великий физик не смог завершить дело своей жизни? Неужели он тридцать лет после создания теории относительности работал впустую? Результаты его исследований невнятны и, значит... дальше воображение идет по накатанной колее: шифры, тайны, угроза человечеству, спецслужбы против сил зла, и, естественно, главный герой в одиночку совершает то, что не удавалось на протяжении многих лет лучшим ученым современности. Плюс окрошка из восточных религий и философских учений. Плюс модная нынче идея о том, что современная наука якобы ничего существенного не открыла, а лишь подтвердила то, что уже давным-давно было известно индуистам, буддистам и даосам. Оба романа («Последняя теория Эйнштейна» и «Формула Бога») написаны учеными: физиком и специалистом по информатике (недаром Душ Сантуш с таким знанием дела рассказывает об основах криптографии). По идее, если взять из каждого романа то, что в нем есть положительного, отбросив отрицательное и ненужное, получился бы хороший пример современной жесткой научной фантастики – той самой, которую сейчас пытаются возродить в России и которая вполне нормально развивается на Западе. У Альперта взять умение лихо закручивать сюжет и преподносить читателю сюрпризы на каждой странице. У Душ Сантуша – умение очень популярно рассказывать о достаточно сложных научных идеях, предположениях и теориях. Но надо добавить чувство меры, которое у каждого автора отсутствует – у Альперта перебор с приключениями, у Душ Сантуша – с набором популярных сведений. И самое главное, чего в обоих романах недостает: собственных идей автора. Впрочем, этот недостаток Альперту и Душ Сантушу можно простить: не жесткую научную фантастику они писали, а триллеры, романы приключений. Да, на самой границе с научной фантастикой, но все же оба автора границу не переступают, хотя и подходят к ней очень близко. Роман Душ Сантуша можно было бы назвать жестким научно-фантастическим триллером, если бы автор сделал хотя бы небольшой шаг в сторону фантастики и действительно предложил бы свою «дерзкую» идею эволюции Вселенной. В обоих романах о «таинственных рукописях Эйнштейна» есть свои недостатки, но есть и общее достоинство: эти книги привлекают внимание читателей к достижениям СОВРЕМЕННОЙ науки. Это книги о людях науки, о достижениях науки, в том числе – в таких областях, о которых, как считают многие авторы и критики, популярно рассказать в художественном произведении очень трудно или даже невозможно. Пример Альперта и Душ Сантуша убеждает в обратном. И если какой-нибудь автор сумеет все-таки объединить достоинства обоих романов и избежать недостатков, да еще добавит щепоть собственных оригинальных идей, он создаст новую российскую научную фантастику. Конечно, не с возрождения научной фантастики начнется возрождение науки в России. Процесс, вообще говоря, обратный. Но в определенном отношении и взаимовлияющий. Может, именно идеи возрожденной научной фантастики привлекут в науку молодых людей? А они сделают все, что смогут, чтобы возродить существовавшие научные школы и создать новые? А новая наука вызовет интерес и к новой фантастике, которая, в свою очередь... Это называется положительной обратной связью. Но чтобы связь работала, надо с чего начать. Если пока не получается с наукой, может, действительно начать с фантастики? А там, понемногу, постепенно... Почему бы и нет?
|
Категория «Живопись»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.