Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Интеллектуальная фантастика - что это?2011-06-17 11:48:02 (читать в оригинале)Время от времени в ЖЖ вспыхивают (впрочем, быстро и гаснут) дискуссии о фантастике. Вот и несколько дней назад прошли несколько интересных обсуждений в журналах Д. Володихина и Э. Брегиса. http://breg.livejournal.com/528116.html http://volodihin.livejournal.com/690980.html http://volodihin.livejournal.com/690734.html Говорили о том, как сказывается на творчестве авторов участие в так называемых литературных проектах (типа «Этногенеза», «С.Т.А.Л.К.Е.Р.» и пр.), о том, существует ли в реальности (и если существует, то чем отличается) «седьмая волна» в российской фантастике. Не хочу сейчас конкретизировать свое отношение ни к «проектам», ни к «волнам». Но вот на что обратил внимание (да и как было не обратить, если это бросается в глаза?) – НИКТО из участников дискуссии не вспомнил о существовании научной фантастики. Говорили о городской сказке, социальной фантастике, мистической... какой угодно, только не о научной. Видимо, действительно нет уже (или еще?) такого направления в российской фантастике, а, значит, и говорить не о чем? Отдельные произведения отдельных авторов, к сожалению, не делают погоды (упомяну А. Первушина, Я. Верова и И. Минакова, а из «старой гвардии» - В. Рыбакова, О. Дивова, А. Громова). Хорошо, не будем использовать слово «научная». Похоже, среди любителей фантастики (во всяком случае – большинства) НФ не в чести. Но, как мне всегда почему-то казалось, научная фантастика, по крайней мере, является чтением интеллектуальным. И соответственно, научная фантастика в более широком понимании относится к интеллектуальной прозе (и интеллектуальному направлению в фантастической литературе). Д. Володихин в своей статье (не новой, но обсуждаемой сейчас заново, поскольку актуальности своей она не утратила) говорит об интеллектуальной фантастике, рассуждая о «седьмой волне» и противопоставляя авторов-интеллектуалов участникам «проектов». Чтобы было понятно, о чем речь, Д. Володихин дает определение интеллектуальной фантастики, которое и привело меня в недоумение. В статье приведены два критерия интеллектуальности фантастики. Критерий первый: автор-интеллектуал «отучился делать элементарные ляпы против языка, сюжета и жанровой заданности текста. У них привит вкус к тому, чтобы совершенствовать литературный класс, не застревая на производстве незамысловатых боевичков». Второй критерий: «авторы рассматривают в качестве образцов не то, что рождено в недрах фантастики, а то, что принадлежит полю классической литературы, или хотя бы тяготеет к ней. Во всяком случае, они стараются мыслить категориями литературы в целом, а не одной только фантастики». Иными словами, авторы-интеллектуалы отличаются от прочих тем, что умеют не делать ляпов и совершенствуют свой класс, а также берут пример с классиков мировой литературы. По-моему, это признак элементарной литературной грамотности, при чем здесь интеллект? Если авторы-неинтеллектуалы (скажем, участники пресловутых «проектов») даже этим двум критериям не соответствуют, то они что, вообще безграмотны? Я (видимо, по наивности) предполагал, что речь в дискуссии пойдет о том, что НОВОГО сказал автор, какие НОВЫЕ мысли, идеи, проблемы и их решения есть в его произведениях. Какие перспективы видит автор-интеллектуал у общества и науки... Но об этом в дискуссии никто даже не вспоминает! Вот, кстати, определение интеллекта из Википедии: «Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач». Как это определение соотнести с критериями Володихина, определяющими российскую интеллектуальную фантастику? Получается (на мой – возможно, странный – взгляд), что российской интеллектуальной (уж не говорю о научной) фантастики нет вообще. Конечно, это сугубо личный вывод, и я буду благодарен каждому, кто даст ссылку на произведение, содержащее НОВУЮ фантастическую идею, проблему, мысль - в общем, текст, где видна была бы работа интеллекта автора, а не его способность складно писать, улучшать стиль и проводить аллюзии на мировые шедевры литературы. Участники дискуссии говорят о своеобразии стиля, сюжетов, чего угодно, но слов «мысль, идея, проблема» - нет. Или я не заметил? Авторы «седьмой волны» определяют себя, как фантасты, но чем они отличаются от В. Сорокина, Т. Толстой, да от любого из нынешних мейнстримовцев? У мейнстримовцев ведь тоже какой нынче роман ни возьми - нигде не обходится без элементов мистики, сверхъестественного, фантастического. Какая разница тогда между ними и фантастами? Отличие фантаста В. Данихнова от нефантаста В. Сорокина, видимо, только в том, что Данихнов (один молодых фантастов «седьмой волны») пишет хуже Сорокина? И получается, что так называемая интеллектуальная фантастика – это лишь ухудшенный вариант боллитры? Прочитав «Девочку и мертвецы» Данихнова и «Пряничный Кремль» В. Сорокина, не заметил, честно говоря, чтобы по уровню воображения эти два автора сильно отличались друг от друга, и чтобы В. Сорокин в этом смысле превосходил В. Данихнова. Почему «Сад Иеронима Босха» Т. Скоренко опубликован в издательстве фантастики «Снежный ком. Москва», а не в боллитровском журнале «Новый мир»? Что в книге Скоренко специфического, делающего роман именно фантастикой – если сравнить его с некоторыми произведениями «боллитровцев»? Чем герои Скоренко фантастичнее графа Т. в романе Пелевина или опричников Сорокина? Видимо, он всего лишь хуже написан? Отказавшись от науки, от НФ идей и НФ проблематики, российские фантасты, по-моему, сами себя поставили в положение догоняющих по отношению к боллитре. Не могу представить, чтобы А. Беляев, И. Ефремов, Г. Альтов и другие советские НАУЧНЫЕ фантасты стремились не отличаться от В. Каверина или В. Астафьева (можете подставить другие имена, суть не изменится)... Так что же такое «интеллектуальная фантастика»? Как мне кажется, она появится в России только тогда, когда возродится (на новом, современном уровне) фантастика научная – литература НОВЫХ идей, НОВЫХ мыслей, НОВЫХ проблем. Когда появятся не три-четыре автора НФ, а именно новая волна... восьмая, девятая, неважно. Когда в фантастику вернется ИНТЕЛЛЕКТ, а стиль, сюжет, умение складывать слова будут тем, чем и должны быть – признаком ЛИТЕРАТУРНОГО УМЕНИЯ (возможно, таланта) и ничем больше.
|
Категория «Живопись»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.