Сегодня 20 декабря, суббота ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7281
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
radulova
radulova
Голосов: 7
Адрес блога: http://radulova.livejournal.com/
Добавлен: 2007-10-21 03:41:44 блограйдером Lurk
 

Мой репортаж

2017-03-22 11:59:29 (читать в оригинале)

О человеке, который бесплатно раздает хлеб бедным, а те за это склоняют его имя на каждом углу.



Как на уроках литературы детей учат сексизму

2017-03-22 10:48:55 (читать в оригинале)



Этот молодой учитель считает, что одна из главных проблем в российской школе — воспитание сексизма и установка на патриархальное мышление. Учитель литературы в школе № 2009; преподаватель НИУ ВШЭ; методист в проекте «Учитель для России»; ведущий курсов художественной критики в Домжуре; лектор культурной платформы «Синхронизация», писатель и драматург Артем Новиченков рассказал об этом для «Афиши Daily»:

Когда я спрашиваю подростков, каких поэтесс они знают, называют Ахматову, Барто, реже Цветаеву и Ахмадулину, бывает, Полозкову. В общем-то, все. Спрашиваю, отличается ли мужская поэзия от женской, и мне отвечают — да, потому что «женщины эмоциональнее», «мужчины точнее», «мужчины пишут кратко, а женщины длинно», и вообще «женщины пишут только про любовь», а у мужчин «серьезные стихи».

Я выписываю все это на доску, потому что это то, что мне и нужно, — пунктик, который формирует нацию и на который никто не обращает внимания. Тем более дети. Одиннадцать лет на уроках литературы они познают мир через призму мужского восприятия: читают о том, как мужчины живут и умирают, как мужчины любят и ненавидят, как мужчины страдают, размышляют, чувствуют и сопереживают. Как мужчины понимают мужчин и женщин. Как мужчины думают о том, что думают женщины, что чувствуют женщины. Долгое время внимание девочек и мальчиков направлено однобоко в сторону мужчин — детей готовят к патриархальным ценностям, к мужскому миру.

Я говорю, что сейчас буду читать им стихи, не называя автора, а им предстоит определить пол. Дети чаще ошибаются, а когда угадывают — радуются удаче. После каждого стихотворения разгорается спор. Разговор о поэтической идентичности переходит в разговор о различиях между мужчинами и женщинами. За аргументами школьников угадываются семейные ценности. Мальчикам нравится думать, что они отличаются. Девочки более гибкие. И я не знаю, что это: широта взглядов или конформизм. Так или иначе, выписанные предположения не проходят проверки. К концу урока доска напоминает список покупок с вычеркнутыми наименованиями. Со звонком я повторяю вопрос, отличается ли мужская поэзия от женской. Вывод они сделают сами.

Я знаю, что это капля в море, и знаю, что, скорее всего, большинство из них забудут этот урок. Однако это не повод не говорить об одной из главных, на мой взгляд, проблем в российской школе — воспитание сексизма и установка на патриархальное мышление.

Возможно, кому-то сейчас кажется, что я перегибаю. Мол, воспитывать патриархальные ценности через литературу — о таком и не думает учитель. Он просто дает материал, как было всегда. Учитель даже может и не знать слова-то такого — «сексизм». Да, конечно, учитель наверняка не думает об этом, потому что просто не сознает, чему литература может научить опосредованно.
Дети, которых вроде бы не учили тому, что Пушкин пишет только лаконично и только серьезно, а Цветаева только абстрактно и только о себе, утверждают именно это. Почему?

В нашем обществе, где мифологическое и символическое по сей день имеют большое значение, за понятиями «мужское» и «женское» закреплен ряд ассоциаций:

«Мужское»:

- сила
- рациональность
- дух
- активность
- Логос
- культура
- свет

«Женское»:

- слабость
- эмоциональность
- материя
- пассивность
- хаос
- природа
- тьма

Кроме того, мужское соотносится с общечеловеческим, а женское — со второстепенным. Такую иерархию на протяжении веков поддерживала христианская церковь, основываясь на двух ветхозаветных мифах: о происхождении Евы из Адамового ребра и, естественно, о грехопадении.

Эту идеологию русская литература пронесла сквозь века. Писатели первой половины XIX века (произведения которых изучаются в школе особенно пристально) культивировали идеалы мужчин. Женские образы делились на два типа — легкомысленная дурочка (бедная Лиза) и верная жена (Татьяна Ларина) — и по сути лишь воплощали модели поведения, которые предполагает патриархальный уклад. История жизни женского персонажа и размышления автора на этот счет, как правило, отсутствовали. Ни в «Герое нашего времени», ни в «Мертвых душах», ни в «Обыкновенной истории» их нет.

Этот процесс превращения женщины из самостоятельного субъекта в объект описания американские исследователи Барбара Хельдт и Джо Эндрю назвали термином underdescription («подчинение письмом»). Так что, если хотите, литература воздействует на подсознание человека как 25-й кадр, только вместо скрытой рекламы читателю предлагается идеология патриархата.

Если заглянуть в список авторов, обязательных к прочтению и предлагаемых на выбор для сдачи ЕГЭ по литературе, увидим, что школьная программа на 98% (64 из 67) состоит из авторов-мужчин. Упоминаемые там же Ахматова, Цветаева и Ахмадулина обычно изучаются только в 11-м классе и чаще всего бегло. Так женщина практически не попадает в оптику школьной литературы.

Сказки для любовниц

2017-03-22 10:21:42 (читать в оригинале)



Все сказки строятся по основным, давно известным схемам. Редко встретишь женатого любовника, который для своего "малыша" смог бы придумать что-то более оригинальное, чем это:

- "Я формально женат. Чувств нет, но дети маленькие, понимаешь? Ради детей мы с женой пока создаем видимость брака. Но вот они подрастут, получат паспорта, выучатся, родят мне внуков, правнуков, праправнуков, и тогда я сразу же - к тебе!"

- "Жена тяжело больна. Я не могу ее бросить в такое сложное время. Но вот если я буду заниматься сексом с тобой, детка, есть шанс, что ей полегчает".

- "У нас с женой общий бизнес. Это только деловые отношения, ничего личного. Жена, правда, не в курсе, но главное, что я и ты знаем: я ее не люблю".

- "Малыш, год - слишком короткий срок. Я еще не узнал тебя, как следует, чтобы принимать такие серьезные решения. Вот угробь на меня всю свою молодость, а я потом подумаю".

А вы какие сказки слышали?

Патриархат опасен для мужчин

2017-03-16 15:27:24 (читать в оригинале)



Много сказано и написано о том, как негативно патриархальные принципы влияют на женщину. Но "быть мужчиной" при патриархате не менее трудно. Мужчины вынуждены носить некоторые типичные маски, к которым поощряет их наша культура. Общество, к примеру, не одобряет мужчин, которые выражают свою эмоциональность - если только это не агрессия и гнев. Все остальные человеческие чувства считаются "бабскими". Ну и так далее. Вот, к примеру, как это описывается в книге "Инновационная психотерапия". Джоунс Дэвид". (Эта книга предназначена вообще-то для психологов и психотерапевтов, но этот отрывок из нее не так уж сложен).

Если бы меня попросили определить общий знаменатель сегодняшних мужских страданий из-за патриархальной культуры, то им бы стало чувство отчужденности — ощущение заключенности в мыльный пузырь, пребывания за прозрачным экраном — отрезанность от собственных чувств, борьба за слово, способное эмоционально тронуть других мужчин, и склонность рассматривать женщин как далеких и опасных существ. К факторам, которые приводят к формированию этого ощущения, относятся следующие понятия.

Идея полового различия
В обществе, где власть и привилегии принадлежат одной группе людей (тех, что с пенисом) за счет другой группы (тех, у кого нет пениса), господствующая группа имеет явную заинтересованность в подчеркивании различий между ними. Физиологически и психологически “мы, конечно, являемся многополым видом, чья сексуальность покрывает огромный континуум, в котором элементы, называемые мужскими и женскими, неразличимы” (Dworkin, 1974).

Патриархат, таким образом, постулирует отличие и превосходство мужчин над женщинами. Последствия, которые это имеет для женщин, были хорошо описаны женщинами-писателями.

Для мужчин же последствия таковы, что они приучаются прятать физические ощущения и чувства, которые считаются женскими, например отзывчивость, нежность, общность. Их целью становятся атрибуты мужественности, например логика. При этом возникает чувство собственной несостоятельности в эмоциональных отношениях, которые подменяются рассуждениями о мужских и женских ролях и боязнью контакта со своим внутренним “ранимым” “я”.

Oтсутствующий отец
Во время психотерапии многие мужчины открывают в себе глубочайшую скорбь из-за отсутствия в их детстве отцов. Отец может отсутствовать физически в силу смерти или развода. Как правило, он не участвует в уходе за ребенком. Все эти впечатления производят сильный эффект: у мальчика отсутствует реальная модель поведения мужчины, с которой он мог бы взять пример; он мало что может реально противопоставить общим стереотипам и такому же отсутствию информации у его сверстников; он может приписать отсутствующему отцу все атрибуты власти (хорошие и плохие); он может приучиться разделять власть (отсутствующий отец) и ответственность (близкая мать) и может навсегда впитать пренебрежительную социальную оценку женского труда.

Отец, независимо от того, отсутствует он физически или нет, вырос в обществе, в котором мужчины учатся пресекать свои чувства и, таким образом, часто эмоционально отсутствует для своих детей. Мальчик также научится ценить сдержанность и самоконтроль, а его эмоциональный словарь часто будет оказываться ограниченным, содержа в себе лишь различные степени злобы, и ничего больше.

Ненависть к матери и страх перед ней

Джон Роуэн (Rowan, 1987) приводит точку зрения, согласно которой: Общим корнем половой дискриминации и милитаризма являются страх перед “Другим”, а изначально — страх перед матерью… Непосредственная власть над младенцем была женской властью. Мы ничего не можем сделать, кроме как жить в страхе, в ужасе перед любой властью, от которой мы столь глубоко зависим.

Если эта амбивалентность не будет признана во взрослой жизни, она вызовет к жизни патриархальную догму, гласящую, что женщины бывают либо возвышенными, как Дева Мария, либо падшими (и эксплуатируемыми), как Ева. В любом случае женщины далеки и объективизированы. Коль скоро они больше не рассматриваются как субъекты, а только как объекты, мужчины могут подписаться под патриархальным правом собственности на женщин.

Отрицание ответственности

Когда мы притупляем сознание наших немужских чувств, мы снижаем свою ответственность. Когда мы отрицаем наши амбивалентные чувства по отношению к женщинам и проецируем свою ненависть на феминисток-“яйцерезок”, мы тем самым отрицаем нашу ответственность. Когда мы оскорбляем женщин и говорим: “Она вынудила меня это сделать” или: “Я ничего не мог с собой поделать, я просто обезумел”, то мы отрицаем нашу ответственность. Как говорит о мужчинах, проявляющих насилие по отношению к женщинам, Адам Джукс (Jukes, 1990): “Наиболее частым оправданием является: “Она этого заслуживает”, наиболее частым извинением — “Я потерял контроль””. Он приводит аргумент, будто “физическое насилие есть часть сферы контроля, к которому прибегают мужчины, чтобы вести себя так, как нам хочется, с женщинами и сохранять над ними власть”. Ему вторит Джон Роуэн, цитируя: “Изнасилование — конечная логика мужской сексуальности”.

Терапевтические цели

Необходимым для терапии является условие, чтобы мужчина или тот, кто имеет над ним власть, осознал существование проблемы. Блай говорит о двух типичных мужских реакциях на эмоциональные травмы — восходящий путь, поднимающий мужчин над травмами, и нисходящий, позволяющий в них погрузиться: например, утопить себя в алкоголе. Зависимыми личностями являются оба — Питер Пэн с одной стороны и алкоголик, находящий прибежище в иллюзорной зависимости от химического соединения.

Как только мужчина приступает к терапии, на первой стадии работы восстанавливаются женственность внутри него и уважительное отношение к женщинам во вне. Этот первый шаг в терапии распутает его смешанные чувства к матери в частности и к женщинам в целом; научит признавать свои телесные ощущения и чувства, доверять интуиции так же, как и разуму; поможет избавиться от потребности в контроле над собой и окружающими; научит видеть в женщинах людей, а не устройства для удовлетворения своих желаний.

Следующий шаг — установление контакта с его глубинной мужественностью. Заполнить безмолвную пустоту в отношениях между сыном и отцом...

Вспомнилось вдруг, как говорил о своем "отсутствующем отце" Рамзан Кадыров, который нынче является просто оплотом патриархальной культуры: "Я не помню, чтобы меня отец хвалил или ласкал. Он всегда на меня сердился, я не помню, когда он меня не ругал. Он всегда ругал и воспитывал меня. Для меня большое счастье было бы, если бы меня он хоть один раз похвалил и сказал мне... Все, что я хотел отцу сказать, я через мать передавал. Это как переводчик... Точно так у нас в семье. В присутствии отца я никогда не разговаривал с женой и детьми. Нас так воспитали. И это воспитание у нас будет продолжаться..."



Меня достала эта фраза...

2017-03-15 18:38:26 (читать в оригинале)



Один приятель на мотоцикле по Москве передвигается. И жалуется, что стоит только появиться на заправке или где-нибудь в магазине, с шлемом в руках, как к нему обязательно подваливает какой-нибудь гражданин и начинает рассказывать про то, как он в юности на мотоцикле "Ява" по деревне рассекал. Каждый раз одно и то же!

А я вот уже десять лет, когда езжу в командировки, или договариваюсь об интервью, или отвечаю на вопросы о месте работы, всегда слышу: "Огонёк? Тот самый? Ой, а у нас были целые подшивки этого журнала когда-то". Мне, как и коллегам, настолько надоел этот монолог - они ж его слово в слово повторяют! - что мы стараемся поскорее его проскочить и перейти к следующей части беседы. Поэтому выдаем скороговоркой: "Да-да, тот самый советский "Огонек", у вас наверняка дома его подшивки были, да-да, с цветными репродукциями".

А еще мне постоянно говорят: "О, ты журналист? Напиши про меня. Ну не хочешь про меня - напиши про моего деда, он таким агрономом был!" или "Я тебе сейчас для статьи расскажу одну потрясающую историю. Можешь не благодарить". Надо ли уточнять, что все эти истории одна скучнее другой и ни разу - ни разу за все годы! - ни одна ни на что не сгодилась?

Люди настолько эгоцентричны, что, кажется, используют любой повод, чтобы о себе, уникальном, торопливо рассказать. "Когда новые знакомые узнают, что я химик, сразу начинают говорить, как они в школе не любили химию, - сообщил мне один из френдов. - "Ой, а я никогда химию не понимал!" - и вот что тут ответишь?". Другой признался: "Когда говорю, что работаю в Pepsi, то слышу: "Знаешь, мне Coca-Cola больше нравится". Может, ждут, что я зарыдаю после этого?" Художнику дурно от фразы "А нарисуй меня", психологу - от "А вот скажи мне как психолог...", про врачей и вспоминать не хочется, этим прохода не дают.


"Я репетитор английского, - поведала мне одна девушка. - Каждый раз, когда знакомлюсь с парнем и он об этом узнает, то первым делом спрашивает научу ли я его. Задолбали". Другая пожаловалась: "Увидев меня с вышивкой в руках, 90% людей слово в слово произносят один и тот же набор фраз: "Ой, а у меня бабушка вышивала крестиком", "Это, наверно, надо много терпения", "А зрение не портится?"

Обладатели татуировок устали отвечать на вопрос: "А татуха своя?" Девушка Агния вздыхает: "Каждый раз при знакомстве все считают очень остроумным переспросить "Барто?". Ненавижу!" Фотограф признался, что когда достает фотоаппарат, к нему тут же подваливает какой-нибудь мужик с текстом: "О, посоветуй камеру, но чтоб недорогую". Владельцы аквариумных креветок устали от одной и той же вечной шутки: "Давай их отварим к пиву!", а собачники замучились отвечать на вопрос "Почему ваш песик в комбинезончике, ему что, холодно?"



А вы какие фразы слышите с завидной регулярностью? И от каких потряхивает?


Страницы: ... 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.