Какой рейтинг вас больше интересует?
|
хромые и двуличневые2016-02-27 08:33:14 (читать в оригинале)Список устаревших названий цветов и оттенков: Авантюрин — багровый, тёмно-красный. Аврора — устрично-розовый. Аврорный — от имени Авроры — богини утренней зари в римской мифологии. Светлый оранжево-розовый или жёлтый с красноватым отливом. Алебастровый (алавастровый) — бледно-жёлтый с матовым оттенком. Чаще этот цвет употребляют, когда говорят о цвете лица. Аделаида — красный оттенок лилового. По другим источникам, тёмно-синий. В 40—50-х годах XIX в. употреблялось в прессе и литературе: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?»). Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены. Адского пламени, адского огня — лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или чёрный с красными разводами. Алебастровый — матовый бледно-жёлтый. Ализариновый — цвет красных ализариновых чернил. Альмандиновый — тёмно-вишнёвый, от названия разновидности граната — альмандина. Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou — махагони. Амарантовый — цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» — красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый. Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белёсый, грязновато-белый. Чаще всего — о цвете неба. Арлекин, арлекиновый — разноцветный, пёстрый (в начале XIX в. так называлась ткань из разноцветных треугольников). Аполлон — ярко-золотой. Багдад — розоватый, цвета кирпичной пыли. Бакановый (баканный) — от «бакан» — багряная краска, добываемая из червеца (кошенили); поддельная — из марены и др. Багор (багр, багрец, багрецовый) — густо-красный с синеватым оттенком. Багряница — пряжа, окрашенная в багряный цвет. Базарного огня — определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. — в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу. Барканский — один из оттенков красной гаммы (от «баркан» — плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шёлкового штофа). Бедра испуганной нимфы — оттенок розового. Возможно, возникло в начале XIX в. с появлением нового сорта роз. (Существует ещё цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый — «нимфа спокойна».) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский — «ляжкой испуганной Машки». Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня. Биллиардного сукна — ядовито–зелёный. Бисквитный — нежный серовато-зелёный. Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели. Бисмарк — коричневый. Его оттенки — «Бисмарк malade» (больной), «Бисмарк en colere» (сердитый), «Бисмарк glace» (сдержанный), «Бисмарк scintillant» (блестящий), «Бисмарк content» (весёлый). Бисмарк-фуриозо («рассерженный») — коричневый с красный отливом. Бисной — седой, серебристый. Бистровый — густой коричневый, бурый (от «бистр» — прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем). Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый), — кремовый оттенок белого. У Даля — тельный, телесный цвет. Блё-д-амур — голубовато-серый (от фр. bleu d’amour — «любовный синий»), встречается у Тургенева в «Записках охотника». Блё-раймондовый — оттенок синего цвета (от фр. bleu «синий» + имя Raymond). Блокитный — сине-голубой. По-украински «блакитний» (читается: блакы́тный) — именно голубой. Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин). Светлый с золотистым отливом, по названию кружев «блонд». Болкатый — чёрный, тёмный. Бордоского вина — красно-фиолетовый. «Борода Абдель-Кадера» или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с чёрным оттенком и серым отливом. Бристольский голубой — ярко-голубой. Броный — бело-серый. Бронзовый Брусничный — когда-то означал зелёный (по цвету листа брусники), а сейчас это один их оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый. густо-розовый, цвета созревающей брусники. Брусьяный, брусвяный — красный, багряный, цвета ягоды брусники. Брэнсолитеровый — оттенок коричневого. Буланый — серо-бежевый. Бурнастый — то же, что бурый. Бусый — тёмный голубо-серый или серо-голубой. Вайдовый — синий. Вайда использовалась вместо индиго. Весёлая вдова — оттенок розового. Вердепёшевый — жёлтый или розовый оттенок зелёного (похож на зелёный персик). Вердепомовый (от фр. vert-de-pomme) — светло-зелёный, цвет незрелых яблок. Вердигри (от фр. vert-de-gris) — зелёно-серый. Вердрагоновый (от фр. vert dragon) — оттенок тёмно-зелёного. Вермильон (от фр. vermillon) — ярко-красный, цвета алой киновари. Винный — желтовато-красный. Винных дрожжей — желтовато-красный. Влюблённой жабы — зеленовато-серый. Влюбленного жирафа (или брюха жирафа, или "жирафы в изгнании") — сочетание светло-коричневого и жёлтого с рыжеватым оттенком. Этот цвет, вернее, его название, пришло из Франции: в 1827 году в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Это был самый модный цвет 1827 г. Вороний глаз — чёрный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок). Ворон, воронов — цвета воронова крыла (блестяще-чёрный). Вороной — чёрный. Вощаный — цвет воска, от жёлто-серого до янтарно-жёлтого. Выдровый — грязновато-зелёный. Гавана — серый с оттенком коричневого или наоборот. Гаити — или розовый, или ярко-синий. Гвоздичный — серый. Гелиотроповый — цвета гелиотропа, тёмно-зелёный с пятнами красного или жёлтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый. Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый. Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название. Голубиной шейки — оттенок серого. Гороховый — серый или грязно-жёлтый. Гортензия — нежно-розовый. Гри-де-лень — розовато-серый (от фр. gris de lin), встречается у Тургенева в «Записках охотника». Гридеперлевый (фр. gris de perle) — жемчужный оттенок серого. Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. Но встречалось и определение этого цвета как «розового». Гусиного помёта (мердуа) — жёлто-зелёный с коричневым отливом. Двуличневый — с переливом, как бы двух цветов с одной стороны. Девонширский коричневый — светло-жёлтый. Дети Эдуарда — оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?) Джало санто — жёлтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера. Дикий, дикенький — светло-серый с желтоватым оттенком, цвет небелёного холста. Драконьей зелени — очень тёмный зелёный. Дроковый — жёлтый, цвет краски из цветка дрока. Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый». Египетский коричневый — цвета мускатного ореха. Жандарм — оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы. Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый. Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной». Жжёного кофе — сложный оттенок коричневого. Жжёного хлеба — сложный оттенок коричневого. Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол — старое название благородного опала. Жирафовый — жёлто-коричневый. Жирафового брюха — жёлто-коричневый и жёлтый с рыжеватым оттенком. Жонкилевый — цвет нарцисса. Зекрый — тёмный, светло-синий, сизый. Змеиной кожи — см. нильской воды Изабеловый — бледно-соломенный, обычно относится к масти лошадей — светловолосой; изжелта — белёсоватой при белом хвосте и гриве. Изжелта — желтистый, с добавкой другого цвета. Инкарнатный — цвет сырой говядины (от лат. сarneus — мясной). Испуганной мыши — нежно-серый цвет. Иудина дерева — ярко-розовый (у иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые). Какао-шуа — цвет горячего шоколада. Камелопардовый — желтовато-коричневый. Кардинал на соломе — сочетание жёлтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Рогана в связи со знаменитым делом об «ожерелье королевы»). Кармазинный, кармезинный (от франц. cramoisi) — насыщенно-красный, цвет старинного тонкого сукна кармазина. Карамазый — черномазый, чернявый. Карминный, карминовый — оттенок ярко-красного. Кармелитовый, капуциновый — чистый оттенок коричневого. Касторовый — тёмно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани. Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды. Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды. Кашу́ — рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный. Клеопатра — пурпурный. Клуши — чёрная карточная масть — пика. Колумбиновый — сизый (от фр. colombin — «голубь»). Конго — начищенного медистого золота. Коричный — то же, что коричневый. Королевский голубой — калька с англ. royal blue, яркий, насыщенный синий. Кошенилевый — ярко-красный, слегка малиновый. Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены. Кофейный Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани. Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса. Кубовый — синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же — индиго). Куропаткины глаза — светло-красный. Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом. Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошёл в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия. Лани (по одноимённому животному) — желтовато-коричневый. Лесных каштанов — тёмный коричневый с рыжеватым оттенком. Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии. Лондонского дыма — тёмно-серый. Лондонской грязи — тёмно-коричневый. Лорд Байрон — тёмный коричневый с рыжеватым оттенком. Лосинный — грязно-белый, цвета лосин. Лунь — лунный, тусклый цвет, блеск, белизна. Лягушки в обмороке — светлый серо-зелёный. Магово-гуляфный — красно-розовый. Маджента — ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 году был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла ещё одна битва, возможно, это название возникло тогда же. Майский жук — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Малахит муравленый — характеристика гончарного изделия, например, горшка, покрытого глазурью, обычно зеленоватый. Малахитовый — цвет малахита. Маргаритовый — ярко-пунцовый. Маренго — серый с вкраплениями чёрного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом тёмно-серого цвета. Маренго-клер — светло-серый. Марин, марина — цвет светлой морской волны (от фр. marine — морской). Мария Луиза — голубой, цвета каламина (ярко-голубого минерала). Маркизы Помпадур — оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в её честь — Rose Pompadour. Массака́ — тёмно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье». Медвежий (он же медвежьего ушка) — тёмно-каштановый оттенок коричневого. Мексиканский — голубо-стальной. Милори — тёмно-голубой, синий. Мов — розовато-лиловый. Мордоре, мардоре — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского maure doré, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX в. Московского пожара — похож на цвет давленой брусники. Муравчатый — травяной, мелкокрапчатый. Мурамный, муаровый — травянисто-зелёный. Мутный цвет — грязный, нечистый, неясный. Накаратовый, накаратный — оттенок красного, «жаркий», алый (от фр. nacarat). Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — тёмный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мёртвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов тёмных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому — он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» — коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки. Нефритовый — от нефрита, насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая (нефрит зелёный). Нанковый — грязно-жёлтый, по цвету привозимой когда-то из Нанкина хлопчатобумажной ткани. Нильской воды (фр. vert du Nil) — серовато-зелёный. Облакотный — цвета облака. Оброщеный — багряный. Орлецовый — красно-вишнёво-розовый, цвета орлеца. Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной. Орельдурсовый — тёмный коричневый с рыжеватым оттенком. Осиновый — зелёный с сероватым оттенком. Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора. Павлиний — синевато-лиловый. Палевый — розовато-бежевый оттенок жёлтого, от фр. paille — «солома». Согласно Далю, палевый — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; жёлто-белёсоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки. Парижская синь — ярко-синий. Парижский голубой — светло-голубой. Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастьена Мерсье «Картины Парижа». Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом. Паука, замышляющего преступление — тёмный оттенок серого. По другим источникам — чёрный с краснотой. Пелёсый — тёмный, бурый. Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком. Перловый — жемчужно-серый (от фр. perle — перл, жемчуг). Померанцевый — апельсиновый с розовым. Порфирный, порфировый — пурпурный. Последний вздох жако — жёлто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют. Плавый — светло-жёлтый. У Даля — изжелта-беловатый, бело-жёлтый, соломенного цвета. Празелёный — иссиня-зеленоватый. Праземный — цвета празема, светло-зелёного кварца. Прюнелевый — оттенок чёрного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только чёрной. Пукетовый (от испорченного «букет») — расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский». Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от фр. puce — «блоха»). Новый словарь русского языка описывает его как просто тёмно-коричневый. (Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и — врут, наверное, — цвет «блохи в родильной горячке».) Райской птицы — соломенный, по одному из видов райских птиц. Ранжевый — то же, что оранжевый. Резвая пастушка — оттенок розового. Рвота императрицы — оттенок коричневого. Рдяный — красный, алый. Рдеть — гореть, воспаляться, краснеть, ярко алеть. Редрый — бурый, рыжий, красноватый. Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый. Рудой — рыжий и рыжебурый, «жарко-красный». Савоярский — то есть «савойский», цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Сёмги — оттенок розового в желтизну, по цвету рыбы. Селадоновый — серовато-зелёный, в честь героя романа Селадона. Серизовый — вишневый. Сизый — цвет голубя, после просто синий. Силковый — голубой, васильковый. Сине-алый — тёмно-фиолетовый. Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий». Синявый — с синим отливом. Скарлатный — ярко-красный (от англ. scarlet). Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый. Соловый — серый. По этому цвету назван соловей. Сольферино — ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне в 1859 г. Сомо́, сомон — розовато-жёлтый (от фр. saumon — сёмга), то же, что цвет сёмги. Встречается в «Войне и мире». Срений— серый. Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цвет. Стризовый — ярко-красный. Сюрприз дофина, цвет детской неожиданности — по легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пелёнок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рождённого двухчасового сына, который перед ними «оскандалился». Танго — оранжевый с коричневым оттенком. Таусинный — синий (от греч. ταώς, ταῶς — «павлин»). Синевато-лиловый. Согласно Далю — тёмно-синий, согласно Новому словарю русского языка — тёмно-синий с вишнёвым отливом. Есть варианты «тагашинный, тагашовый». Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины, терракоты. Турмалиновый — тёмно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина. Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука. Фиалковый — цвета фиалки, также его можно назвать сиреневым или лавандовым. Фисташковый — грязновато-зелёный. Флорентийский — жёлтый с бронзовым отливом. Фрез, фрезовый (от фр. fraise — земляника) — цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка — розовый с сиреневым оттенком. Фуксии — насыщенный розовый, или фиолетово — вишневый, по названию цветка фуксия. Хромой — окраска ткани, выполненная в двух контрастных цветах Цианинный — оттенок зелёного, от «цианид». Цинковый — цвета цинка, синевато-белый. Червча́тый — смесь багряного с синим, ярко-малиновый. Черемый — смуглый Че́рмный — искрасна-рыжий. Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шёлковой ткани. Шампань — прозрачно-жёлтый, цвета шампанского. Шамуа — светлый рыже-коричневый (от фр. chamoi — верблюд). Шанжан (фр. changeant, от changer — изменять) — цвет с переливающимися оттенками. Шарлах — ярко-красный, от названия краски шарлах. Шаровный— красочный, живоносный. Шартрёз — жёлто-зелёный, по названию ликёра. Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толчёного синего стекла (смальты). Экрю — цвета слоновой кости или небелёного полотна, серовато-белый. Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом. Электрон — ярко-голубой с прозеленью. Эстерхази — серебристо-серый, от рода Эстерхази, возможно, имеет отношение к торту эстерхази. Юбагрый, убагрый — багровый, светло-багряный; светло-синий. Юфтевый — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространён в первой четверти XIX в. (Юфть — выделанная кожа). Японской розы — цвета раздавленной клубники. Ярь — медянка — зелёная краска, получаемая путем окисления меди. Яхонтовый — красный, фиолетовый или тёмно-голубой (от «яхонт», устарелого названия драгоценных камней). via upd есть хорошие названия традиционных японских цветов Например: Цвет долгой весны Цвет сока хурмы Цвет увядшей листвы Жёлтый [как] молодые ростки Обратная сторона ивовых листьев Тысячелетний зелёный Уважаемый цвет Ржавая гардеробная Ложный фиолетовый
|
Категория «Художники»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.