![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]()
сомнительная живопись2016-08-03 10:13:43 (читать в оригинале)![]() В 1885 году сначала Победоносцев, а затем и царь запретили к показу «полную отвращения» картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Этот конфликт стал поводом к введению цензуры для всех картин в России. За день до запланированного посещения выставки Александром III на позицию императора повлиял обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, писавший ему: «Стали присылать мне с разных сторон письма с указанием на то, что на передвижной выставке картина, оскорбляющая у многих нравственное чувство: Иван Грозный с убитым сыном. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на неё без отвращения. Слышно, что Ваше величество намерены посетить выставку на днях, и конечно сами увидите эту картину. Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения идеалов. Прежние картины того же Репина отличались этой наклонностью и были противны. А эта картина просто отвратительна». Накануне приезда Александра III на выставку гофмаршал Зиновьев предупредил императора об «ужасной картине»: «Ваше величество, это невозможная картина, её нельзя позволять выставлять. Это отвратительно! Это ужас что такое! И Третьяков её уже купил, а галерея его всегда открыта для публики». И.Крамской, свидетель этого разговора при дворе, так передаёт ответ Александра III: «Я не желал бы, чтобы эта картина была отправлена в провинцию»». Конференц-секретарь Академии художеств Петр Исеев писал градоначальнику Петербурга: «При разрешении вопроса о том, может ли быть выставлено то или другое художественное произведение для публики, должно быть принимаемо во внимание только содержание, и если по своему содержанию оно неудобно для публичной выставки, то оно должно быть безусловно запрещено, несмотря ни на какие художественные достоинства». Десятки картин после этого были подвергнуты цензуре. ![]() Вот только один пример — судьба картины Николая Ге «Что есть истина?», показанной на выставке Товарищества в 1890 году. Полотно удачно прошло предварительную цензуру, но вызвало резкую критику Победоносцева, писавшего Александру III о «всеобщем негодовании», возникшим в петербургском обществе: «Люди всякого звания, возвращаясь с выставки, изумляются: как могло случиться, что правительство дозволило публично выставить картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство и притом несомненно тенденциозную. Художник именно имел в виду надругаться над тем образом Христа, который выше всего дорог сердцу христианина и составляет сущность христианской веры. Притом нельзя не подумать, что передвижная выставка после Петербурга обыкновенно развозится по городам внутри России. Можно представить, какое произведёт она впечатление в народе и какие — смею прибавить — нарекания на правительство, так как народ до сих пор ещё думает, что всё разрешаемое правительством им одобрено». Александр III ответил резолюцией: «Картина отвратительная, напишите об этом директору Департамента полиции И. П. Дурново, я полагаю, что он может запретить возить её по России и снять теперь с выставки». Вскоре после этого картина была удалена из экспозиции, а её изображение — из иллюстрированного каталога выставки. via Еще из истории художественной цензуры ![]() Голод 1891—1892 охватил в России 17 губерний с населением 36 млн человек. В пострадавших губерниях налицо имелось только 14 % от требуемого законом запаса хлеба в общественных магазинах. Правительство долго не решалось официально признать сам факт голода. Когда о голоде стало известно, американская сторона предложила гуманитарную помощь России, что было озвучено дипломатическим представительством США в Санкт-Петербурге. В США был создан Комитет США по оказанию помощи российским голодающим, финансирование которого осуществлялась в первую очередь за счет средств, собранных американскими гражданами и частными организациями. ![]() Первый транспортный корабль Indiana , так называемого Флота Голода (Famine Fleet), с грузом продовольствия общим весом 1900 тонн прибыл в балтийский порт Лиепая 16 марта 1892 года. Второй корабль Missouri доставил груз пшеничной и кукурузной муки общим весом 2500 тонн в Лиепаю 4 апреля 1892 года. В 1892 году художник Айвазовский запечатлел это событие в двух картинах: «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи». Перепечатка этих картин в России не приветствовалась ![]() Цензура распространялась и на иконопись. Указами Синода 1722 года запрещался целый ряд икон, «противных естеству, истории и самой истине». К образам, «противным естеству», причислили икону мученика Христофора «с песьей головой» и икону Богоматери Троеручицы по причине того, что на ней писали три «естественные» руки. Запрет на изображение Бога Отца, содержавшийся в 43-й главе Большого Московского собора, давал основание занести в запретный список целый ряд икон, широко распространенных в то время не только в народе, но и в церкви. via Указ 1744 года гласил: «…в деревенских крестьянских избах иконы закопчены, грязны, на них часто не видно ликов; это может привести к насмешкам заходящих в избы иноземных путешественников». via Еще немного сомнительной живописи ![]() Владимир Маковский. «Освящение публичного дома» 1900 г. ![]() Николай Орлов. «Освящение водочного магазина» 1904 г. ![]() Леонид Соломаткин. «Славельщики-городовые» 1867 г. ![]() Николай Неврев.«Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие» 1866 г. ![]() Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху» 1861 г. ![]() Павел Ковалевский. «Порка» 1880 г
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Новости»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
|
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.