Какой рейтинг вас больше интересует?
|
История про урок князя Болконского2011-08-15 21:43:18 (читать в оригинале)Отчего-то говорили сегодня с Синдерюшкиным о лейтенанте Шмидте. В фильме "Доживём до понедельника" школьный учитель, которого играет Вячеслав Тихонов, рассказывает своим ученикам о лейтенанте Шмидте: "Что же это был за человек?Лейтенант Шмидт Петр Петрович. Русский интеллигент, умница, храбрый офицер, профессиональный моряк, артистическая натура. Он пел , превосходно играл на виолончели, рисовал, а как он говорил! Но главный его талант – это дар ощущать чужое страдание более остро, чем свое. Именно этот дар рождает бунтарей и поэтов. Знаете, однажды, он познакомился в поезде с женщиной… 40 минут говорил с ней. И влюбился без памяти. Навек. То ли в неё, то ли в образ, который сам себе выдумал, но… Красиво влюбился, 40 минут, а потом были только письма, сотни писем… читайте их, они опубликованы И вы тогда не посмеете с высокомерной скукой рассуждать об ошибках и иллюзиях этого человека... -Но ошибки, все-таки, были. -Ты сядь пока. Петр Петрович Шмидт был противник кровопролития, как Иван Карамазов у Достоевского. Он отвергал всеобщую гармонию, если в основание её положен хоть один замученный ребенок. Всё не верил, не хотел верить, что язык пулеметов и картечи единственно возможный язык переговоров с царем. Бескровная гармония. Наивно? Да. Ошибочно? Да. Но я приглашаю Батищева и всех вас не рубить с плеча, а почувствовать высокую себестоимость этих ошибок. Послушай, Костя, вот началось восстание и не к Шмидту, а к тебе, живущему 60 лет назад, приходят революционные моряки с крейсера Очаков и говорят: "Вы нужны флоту и революции", а ты знаешь, что бунт обречен, ваш единственный крейсер без брони, без артиллерии со скоростью 8 уз/час не выстоит, как тебе быть? Оставить моряков одних под пушками адмирала Чухнина или идти и возглавить мятеж? И стоять на мостике под огнем и, наверняка, погибнуть без всяких шансов на успех. - Какой смысл? - Вечно ты со своим смыслом... - Правильно, Рита - Тихо, тихо, тихо. - И так, был задан вопрос: какой смысл в поступке Шмидта и его гибели? - Ну ясно какой. - Без таких людей и революции бы не было. - Он сам объяснил это в своем последнем слове на военном суде. Так объяснил, что даже его конвоиры отставили свои винтовки в сторону. Потом их за это судили". Мне всегда эта сцена казалась принципиальной - потому как в фильме 1968 года был такой социализм с человеческим лицом, построенный на этой учительской эстетике. А эта учительская эстетика построена на том, что никто из учеников не следует совету учителя и не читает изданные письма и не сопоставляет даты биографий. Иначе картина выходит куда многогранее. Иначе Батищев бы спросил своего учителя, правда ли, что Шмит был эпилептиком и бился в припадке прямо на митинге, и правда ли, что он растратил две тыщи рублей полковой кассы. Или он был тяжёлым неврастеником (лечился-то он как раз от неврастении). Спросил бы он и то, правда ли Шмидт женился на уличной проститутке с целью её исправления (мальчики вообще любят такое спрашивать). При этом лейтенант (все как-то забывают, что он был "лейтенантом запаса") - фигура трагическая, что там и говорить. Но к безуменому лейтенанту можно относиться по-разному. Некоторые ответы рознятся - одно дело отвечать, сидя в школьном классе, а другое - когда тебе за сорок. Некоторые, правда и в школе успевают спросить "Какой смысл?". Но мне интересен как раз разговор в школьном классе, где Извините, если кого обидел
|
Категория «Картинки»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.