Сегодня 1 марта, суббота ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Олег Бочаров
Олег Бочаров
Голосов: 1
Адрес блога: http://bocharoff.livejournal.com/
Добавлен: 2007-11-28 17:16:58 блограйдером Lurk
 

СКАзки про СКА

2011-03-27 22:30:36 (читать в оригинале)

ВСЕ ЧТО ТЫ ХОТЕЛ ЗНАТЬ О СКА
НО ВСЕ ВОКРУГ УРОДЫ И НИ ХРЕНА НЕ ВТЫКАЮТ


Понятно, что нормальные люди ска не слушают, предпочитая привычные The Beatles и нойзкор. Но иногда в жизни наступает момент, когда ты оглядываешься вокруг и понимаешь - ска играет чуть ли не каждая вторая группа. Даже русская. И звучит это не столько плохо, сколько пошло. Потому что исполняя ска, девять из десяти музыкантов не понимают почему они это делают. Для них ска - это пьяные дудки и самый простой дешевый способ развеселить тинейджеров. Типа как анекдот рассказать музыкальный

А ведь в реальности настоящий ска - это далеко не дешево, зато сердито. Только сердитость эта за общим позитивом разглядеть может наметанный взгляд. Вот для заточки взгляда и написана эта крохотная заметка.



Madness

Нет, ска - это не быстрое регги и не панк-рок с дудками! Написаны многие сотни сотен статей и книг о происхождении ска, почти все они сводятся к тому, что гарцующие жители Ямайки, наслушавшись импортного американского соула и r'n'b перевели все это на ямайский музыкальный язык. Однако - признаюсь честно - сколько я не изучал вышеупомянутые жанры, на слух очевидной связи между ска и черным американским пост-блюзом (то есть соулом и ритм-энд-блюзом) разобрать не смог. Ей богу, ска - это нечто настолько карибское, что об остальных корнях вспоминать неинтересно.

One Step Beyond - Prince Buster (1965)

Второе ключевое имя в оригинальном ямайском ска - многолюднейший коллектив The Skatalites, существовавший в 1963-1965 годах. И реформированный в 1983 (после чего он побывал у нас россиян в гостях). Записывались они и с Бастером, и с совсем крохой-малолеткой Бобом Марли, но в историю вошли сами по себе, как самый матерый и драйвовый ска-бэнд из-под пальм Ямайки.

Fidel Castro - The Skatalites (1963)

Вообще ска появилось на острове вовремя - как раз в 1962 году Ямайка добилась независимости от Великобритании, потому все такие ходили улыбчивые и счастливые. Но как только эйфория сошла на нет, ямайцы обратились к более спокойным танцпольным ритмам - на смену ска пришел рокстеди, а уже затем ска перерос в известный всем регги. Все это очень и очень родственные жанры, пояснять различия между ними на словах занятие нелегкое, но всякий слышавший все отлично поймет и без слов.

Вообще поразительно, как Ямайка смогла подарить миру три.. нет, даже четыре (если считать даб, а его надо считать обязательно) поп-музыкальных жанра. Что примерно в десять тысяч раз больше, чем СССР и Россия вместе взятые.

Правда, в шестидесятые и семидесятые годы ямайская музыка пользовалась ограниченным спросом, и в основном ассоциировалась с английскими скинхедами - в ходе очень хитроумных социокультурных завихрений именно скинхеды потребляли львиную долю ямайского музыкального импорта.

Потому никто не удивился, что именно англичане реанимировали жанр в конце 70-х и породили пресловутую (и по большому счету - самую легендарную) "вторую волну ска".



A Message to You Rudy - Specials (1979)

У истоков новой ска-кутерьмы была команда из города Ковентри Specials и ее лейбл 2 Tone Records. Говоря о тех временах можно наплести много полезного и еще больше чепухи, но сейчас все эти домыслы не так важны, как сам результат - а он был таков, что музыка ска, положенная на нигилистическую эстетику панка дала на редкость пышные всходы.

Вторым (и самым знаменитым) британским ска-феноменом стали Madness, но не стоит забывать о тех именах помельче, что трудились на этой ниве не щадя пива и дудок - будь то The Selecter или Bad Manners. Все они подарили нам самые светлые моменты в истории жанра.

Baggy Trousers - Madness (1980)
Three Minute Hero - Selecter (1980)
Lorraine - Bad Manners (1980)

Ска взял у панка несколько вульгарных словечек, эстетику "сделай сам" и прочее по мелочи. Но отношения ска и панка в целом были очень странными. Дружили, но вместе не жили. Для многих наших современников эти жанры - родственники, но в реальности они были далеки друг от друга как Меркурий и Сатурн (если Сатурн переместить на место Плутона). Первобытные бритпанки баловались регги не по-детски, но поймать их за исполнением ска - задача нелегкая. Даже The Clash со всеми своими маниакальными ямайскими заскоками до реального ска так и не добрались - считали себя выше этого.

Если ты любитель копаться в архивах, то можешь найти редкие любопытные образчики ска-панка той эпохи. А если не любитель - смотри сразу в ответ. Я нашел одинокий образец ска в дебютном альбоме OI! банды 4Skins и у японского девичьего панк-трио Shonen Knife. Скудность урожая говорит, что насыщенной двухсторонней связки ска и панка в той эпохе еще не было.

Plastic Gangsters - 4 Skins (1982)
Parallel Woman - Shonen Knife (1983)



Эволюционный перелом и сдвиг тектонических плит произошел в 1987-1989 годах, когда делали свои первые записи американцы Operation Ivy и Mighty Mighty Bosstones. Пошла третья волна ска. И Operation Ivy, и Mighty Mighty BossTones произвели на свет образцы того, что теперь даже школьники знают под названием "ска-панк". Причем обе команды подошли к этому делу настолько по-разному, что как-то странно их упоминать в одном абзаце.

Mighty Mighty Bosstones (как нетрудно догадаться по названию, команда из Детройта... или Филадельфии) смастерили нечто несусветное. Панком они не ограничивались, для группы не было зазорным класть на ска трэш-металлические риффы. Mighty Mighty BossTones добившись абсурдных, но приятных результатов. С годами, правда, угомонились и пришли к более традиционному ска и растеряли креативную жилку.

Hope I Never Lose My Wallet - Mighty Mighty BossTones (1989)

История Operation Ivy совсем путанна. Они записали один единственный альбом "Energy" (по сей день самая продаваемая пластинка лейбла Lookout Records - где, кстати, издавались первые работы Green Day). Потом парни собрали другую ска-группу - Dance Hall Crashers. Быстро бросили ее и сделали чисто панк-бэнд Rancid безо всякого ска. Но потом, начиная с третьего альбома, решили, что Rancid тоже пусть лучше играет ска. А фронтмен Rancid Тим Армстронг еще и сольное что-то рожает (и песни для Пинк и Гвен Стефани пишет). В общем, сплошной хаос и анархия.

Как итог мы имеем один гениальный ска-панк альбом Operation Ivy, одну из самых успешных групп в истории панка Rancid. И ска-панк банду Dance Hall Crashers, которая в самом деле не померла, но стала жить с совершенно другими людьми, причем девушками. У девиц получилось нечто  вроде No Doubt, но неизмеримо лучше.

Впрочем, было бы с чем сравнивать - No Doubt, возможно, самая бездарная команда в истории ска. Их хватило лишь на одну непостыдную пластинку ("The Beacon Street Collection") и волшебный великий хит, похищенный у инопланетян - потому что "Don't Speak" не имеет ничего общего с остальной жизнедеятельностью No Doubt.

Big City - Operation Ivy (1989)
Hold On - Tim Armstrong (2007)
Beverly Kills - Dance Hall Crashers (1999)
Squeal - No Doubt (1995)

Несмотря на столь бурное обилие событий, перелом в общественном сознании произошел, наверное, по другому поводу. А именно когда ска обучились играть не ямайкофилы, а представители традиционных панк-музыкальных профессий. Как только ска-песня появилась на альбоме панков NOFX стало ясно, что ближайшие годы всем будет очень весело и интересно.

Food, Sex & Ewe - NOFX (1991)

В середине девяностых ска просто взорвалось - за него взялись не только американцы, ямайцы и прочие западнополушарники, но даже россияне. Не говоря уже о немцах и шведах (последние были особенно активны). Настал самый плодовитый период в истории жанра.

Вот замечательные шведы:
Thurtysomethingrestlesslife - Chickenpox (1996)

А это не русские, немцы на самом деле:
Russian Waltz - MoskovSKAya (1997)

А вот это действительно русские, я бы даже сказал питерские (и на удивление достойные):
Буратино - Spitfire (1996)

Интернациональная солидарность - слова, конечно, приятные, но хрен выговоришь. Потому приходится признать, что американский взгляд на ска вытеснил практически все остальные трактовки с музыкального рынка. Иногда это не так уж и плохо - трудно что-то иметь против таких групп, как Catch 22. Да и американцы были далеко не однородны - с одной стороны жанр подпирало живописное, почти поэтическое ска от Sublime,  с другой - сверхзвуковой почти хардкор Voodoo Glow Skulls.

Garden Grove - Sublime (1996)
The Kids Will Have to Pay - Voodoo Glow Skulls (1997)
Walking Away  - Catch 22 (1998)

Что важного произошло с тех пор, после третьей волны? А черт его знает. Кажется, она и не угасала никогда. Говорят, что самая популярная российская рок-группа (зовется "Ленинград") тоже ска играет - это возможно, я как-то их не очень слушаю, хватило первых двух альбомов, больше не надо, сами слушайте.
Но что жанр живет - факт. И что совсем фантастика - никто не планировал для ска жизнь дольше пяти лет, тем более за пределами теплого, уютного инкубатора. Ямайки то есть.












Тэги: rock, roll

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»
Изменения рейтинга
Категория «IT»
Взлеты Топ 5
+646
670
Remi_Etien_Le_Bo
+628
671
Темы_дня
+606
617
ClericDade
+578
618
OnepaTop
+544
583
wishmaster-moscow
Падения Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.