Последняя оставленная запись:
Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках
2012-12-12 10:56:31 (читать в оригинале)
Психология — особая наука. Очень трудная и еще недостаточно развитая. Она необходима во многих областях нашей жизни и практики, поскольку исследует строение деятельности и сознания человека. И всюду, где мы по своей профессии имеем дело с человеком, нам нужно знать как строение его организма (и анатомию, и физиологию), так и его психологию. Я говорю о человеке, поскольку курс касается именно этой темы, хотя психика есть и у животных. Вопрос о ее отличии от психики человека мы рассмотрим специально.
Во всех областях практики, где приходится сталкиваться с сознанием и деятельностью человека, необходимо учитывать его психологию, пользоваться данными науки психологии.
Вот пример, показывающий, куда проникла психология. Недавно мне пришлось встретиться с руководителями довольно прагматического учреждения, которое называется Научно-исследова-тельским институтом конъюнктуры в торговле. Этот институт занимается выяснением того, как предусмотреть возможные сдвиги в потреблении разнообразных товаров, чтобы ориентировать промышленность и конструкторские бюро на создание определенных товаров, соответствующей рекламы и т.д.
Товарищи из этого института пришли и сказали следующее: «У нас по многим причинам затоваривание. Товаров много и вместе с тем их не хватает. В чем дело?»
А все дело в том, что мы не знаем, к примеру, в чем особенности вкуса модниц от 18 до 23 лет и что потребуют наши примадонны, которым в ближайшие 5 лет будет от 30 до 40. Мы не знаем возрастной психологии наших покупателей. В конечном счете вкус — это внешнее выражение определенного умонастроения, определенных эмоциональных состояний и т.д. «Выложите и положите» нам для учета особенности психологии мужчин и женщин от 18 до приблизительно 50 лет, попросили они. В ответ мы развели руками и сказали, что, конечно, много знаем, но необходимо еще много работать, нужно создавать лабораторию и т.д.
По существу представители торговли уже не могут планировать производство и распределение значительных товарных запасов без учета сознания, особенностей эмоций, представлений о ценностях, т.е. психологических особенностей покупателей.
Теперь обратимся к совершенно другой области — к военной психологии. Особенно мощно развивается у нас сейчас авиационная и космическая психология.
Есть такая область — сверхзвуковая истребительная авиация. Раньше просто набирали летчиков, смотрели: они здоровые, молодые. Тренировали, они достигали уровня подполковника — полковника, пилота первого класса — и летали себе на здоровье.
Но все дело вот в чем. В последнее время требования к психофизиологическим качествам людей, летающих на таких аппаратах, столь высоки, что человек молодой, лет 25 — 26, ну 27 — 28, уже не удовлетворяет требованиям, которые предъявляют к нему на комиссиях с точки зрения быстроты реакции, остроты восприятия окружающей действительности, быстро меняющейся ситуации, к его памяти, к его вниманию и т.д. Человека списывают, хотя он находится на пике своего тактического мастерства.
В чем дело? В этом возрасте при таких аппаратах это предел или нет? Или можно, определенным образом изменив тренировку, выявить некоторые потенциальные психофизиологические возможности летчика и продлить ему службу при соответствующей психофизиологической тренировке? Прямой вопрос к психологии. И без нее сохранить значительный контингент опытных профессиональных летчиков, в частности, в данной области нельзя. И кстати, сейчас находятся такие средства выявления и формирования у них психофизиологических возможностей, которые позволяют существенно продлить срок их кадровой службы, что очень важно, поскольку это люди опытные, знающие, они приносят большую пользу, если служат дольше.
Рассмотрим еще одну область — школу. В школе такое положение вещей. С одной стороны, преподаватели и сами учащиеся постоянно имеют дело с собственным сознанием и с собственной деятельностью. Видимо, не проходит урока, чтобы учитель не говорил: «Петров, будь внимательнее! Иванов, а у тебя плохая память! Сидоров, а ты, в общем, не «кумекаешь», это имеет отношение к тому, что ты плохо мыслишь!» И т.д. и т.п. У вас есть школьный опыт, незачем вам его повторять.