Когда мой бронетанковый друг albertmb увидел пост Выборка танков, он обрадовался, так как подумал, что речь пойдёт про танки – боевые машины. Чтобы друга не разочаровывать, предлагаю вашему вниманию пост про танковые тараны. Взять к примеру воздушный таран — это сложный и опасный маневр: в большинстве случаев, особенно при прямых столкновениях, разбиваются оба самолета, и лишь изредка нападающему летчику удается спастись, выпрыгнув с парашютом. Уникальным мастером воздушного тарана был, в частности, Борис Ковзан, в 1941—1942 годах сбивший тараном четыре самолета противника и в трёх случаях сумевший успешно возвратиться на базу (впрочем, в четвертом бою он тоже выжил, поскольку его выбросило из кабины горящего Ла-5 и он успел раскрыть парашют). Наземный танковый таран не несёт такой экстремальной опасности. Его основное назначение — вывести из строя вражескую технику; экипаж атакуемой машины чаще всего при столкновении выживает. В первую очередь нападающий при танковом таране стремится повредить самый уязвимый элемент танка врага — ходовую часть, чтобы его обездвижить. При этом механик-водитель танка должен иметь серьёзный опыт, в том числе для определения возможностей собственной машины. При наземном таране, в отличие от воздушного, сохранение своего танка в целости считается нормой, и если в результате столкновения обездвижены обе машины, это уже относится к ошибке нападающего. . .
Несмотря на то что бронированная техника широко использовалась уже в Первой мировой войне, официально зафиксированных случаев танкового тарана до 1936 года не было. Отчасти это объясняется низкими скоростями бронеавтомобилей и танков того периода: толковый таран на скорости 6−10 км/ч не эффективен. Первым такую тактику применил 29 октября 1936 года командир танкового взвода испанской республиканской армии Семён Кузьмич Осадчий. Лейтенант Осадчий, выпускник бронетанковой школы, принимал участие в одном из крупнейших танковых боев того времени, сражении при Сесенье, под командованием полковника Поля Армана (к слову, также советского офицера, чье французское имя объясняется тем, что в детстве он с семьей жил во Франции). Именно во время этого боя Осадчий нестандартным маневром направил свой Т-26 на танкетку Carro CV3/33 и опрокинул ёе, столкнув в кювет. Это событие и стало первым зафиксированным историей танковым тараном. ..
Первый таран Великой Отечественной войны произошел в первый же её день — 22 июня 1941 года. Тяжелый танк КВ-1 под командованием 22-летнего лейтенанта Павла Даниловича Гудзя (впоследствии он станет знаменитым танкистом-асом и дослужится до генерал-полковника) таранил немецкий Pz Kpfw III, сбил гусеницу и столкнул противника в кювет, опрокинув на бок.
В том бою взвод Гудзя уничтожил пять танков и ряд бронемашин противника, сам лейтенант получил орден Красного Знамени, но именно первый танковый таран в ВОВ выделил сражение 22 июня из общего ряда многочисленных боёв первых дней войны.
С течением войны из спонтанных действий танковый таран перешёл в разряд заранее планируемого маневра. Наиболее эффективным методом стал таран танком вражеского орудия (именно так это называется в тактике, хотя бы я сказал проще – раздавливание пушек). Лобовая броня тяжёлого КВ (впрочем, отчасти это касалось и Т-34) была практически неуязвима для большинства немецких орудий, это привело к нескольким прецедентам, когда советский танк успешно добирался до расположения вражеской батареи или, например, движущейся колонны лёгкой техники и банально «катался» там, давя и тараня всё, что попадалось под гусеницы.
Подобных атак колонн зафиксировано несколько на протяжении всей войны. Преднамеренные тараны зачастую завершались уничтожением и самого танка, но до этого момента он успевал «забрать с собой» до четырех-пяти единиц вражеской техники, не говоря уже о лёгком оружии и пехоте. .
Известный кадр из немецких кинохроник: 18 октября 1941 года советский танк Т-34 21-й танковой бригады таранил самоходную артиллерийскую установку StuG III 660-й батареи штурмовых орудий.
. Аналогично применялись преднамеренные тараны против самолётов (естественно, стоявших на земле). Наиболее известным прецедентом был бой 24 декабря 1942 года близ станции Тацинская под Сталинградом. Машины 24-го танкового корпуса прорвались в расположение двух немецких аэродромов снабжения и методично, экономя боеприпасы, раздавили более 300 вражеских самолетов, предназначенных для тылового обеспечения 6-й армии Паулюса. Аналогичных случаев на протяжении войны было несколько, но обычно количество уничтожаемых самолетов не превышало 20−30 — по наличию их на аэродромах; бой же на Тацинской был уникален огромным количеством приведённой в негодность техники врага. .. Помимо массового уничтожения лёгкой техники противника, преднамеренные танковые тараны применялись и в боях один на один против серьёзных бронемашин. Таранили обычно в борт, чтобы опрокинуть, столкнуть в траншею или повредить ходовую — подобных таранов было произведено порядка сотни, хотя точное число назвать на данный момент уже невозможно (в специальной литературе упоминается количество от 50, что явно занижено, до 150, что тоже, скорее всего, не отражает реальности). В большинстве случаев нападавший танк оставался на ходу, хотя таран представлял угрозу и для него — например, при взрыве топливных баков атакуемой машины страдали обе стороны; также можно было повредить собственную ходовую или орудие. Кстати, в зарубежной практике танковые тараны применялись крайне редко; даже иностранные источники в 95% случаев приводят в качестве примеров именно советские тараны. Один «импортный» случай документально зафиксирован во время операции Гудвуд (18−20 июля 1944 года), еще несколько описаны устно, но не более того. Тем не менее даже в этом методе борьбы, не присущем европейской тактике, проявился тевтонский сумрачный гений в лице знаменитого конструктора Фердинанда Порше. После многократного успешного применения советскими воинами танковых таранов при Сталинграде Гитлер отдал личный приказ в спешном порядке разработать танк, предназначенный сугубо для таранной атаки. К декабрю 1942 года разработка была закончена, а в январе 1943-го было выделено три шасси VK4501 (P) для установки на них таранных корпусов. Вообще VK4501 (P) был совместным проектом Порше в рамках госзаказа на тяжёлый танк, способный нести 88-мм орудие KwK L/56. Заказ получили две компании — Porsche и Henschel, проект подразумевал только разработку шасси, а башня предоставлялась стандартная, уже созданная компанией Krupp. В итоге тендер выиграл Henschel — результатом стал 54-тонный «Тигр», Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E. А шасси Porsche, VK4501 (P) или Tiger (P), построенное всего в нескольких экземплярах, осталось не у дел. Вот тут-то и сработал заказ на таранный танк. Шасси уже было готово, корпус создали буквально за несколько недель, и к августу 1943 года на свет должно было появиться сразу три страшных машины — Räumpanzer Tiger (P). Впрочем, скорее всего, реально до более или менее высокой стадии готовности был доведен только один танк (по крайней мере был изготовлен его корпус), а остальные два шасси так и остались невостребованными и позже использовались при разработке второй генерации танка Порше — VK4502 (P), не увидевшего свет даже в опытном экземпляре. До полевых испытаний Räumpanzer Tiger (P) дело не дошло. Доказано, что единственная фотография танкового тарана на фоне советских танков — по легенде он был захвачен в качестве трофея — является подделкой. Räumpanzer остался «жителем» испытательного цеха, а до наших дней дошли лишь чертежи странной машины. .
Поскольку фотографий корпуса Räumpanzer Tiger (P) не сохранилось, фантазия художника основана на эскизном проекте и чертежах.
. Вся ее структура была рассчитана исключительно на одну задачу — таранить. Плавные, аэродинамические обводы корпуса способствовали увеличению скорости, а массивный заостренный нос, похожий на паровозный отвал, позволял поддевать танк соперника, опрокидывая его на бок. Впрочем, Räumpanzer предназначался для расчистки дороги от барьеров и баррикад, а также для пролома стен — в этом плане он значительно ближе к бульдозеру, чем к танку. Идея клинообразного таранного корпуса танка пришла в голову не только немцам. Но если у них эта идея так и осталась проектом, то разработанный в СССР мощнейший танк ИС-3 поступил на вооружение. ., Достаточно широкое распространение танкового тарана в Красной армии и практически полное его отсутствие в армиях союзников объясняется целым рядом факторов. Во-первых, количеством: суммарно за период с 1941 по 1945 год в боях в Европе приняло участие больше советских танков, чем всех союзных, вместе взятых. Во-вторых, хорошими ходовыми качествами той же «тридцатьчетверки», наиболее распространенной в качестве таранного танка. И в-третьих, обучением: советских механиков-водителей целенаправленно инструктировали о методах ведения боя в отсутствие боеприпасов. Существовали методики удара под углом, а также подхода к противнику таким образом, чтобы он технически не мог повернуть башню и расстрелять «таранщика» в упор. Александр Фень, генерал-майор в отставке, вспоминал, что танкистов учили поддевать пушку соперника своей, поднимая вражеский танк на попа и вынуждая вражеский экипаж выбираться наружу — прямо под пулеметный огонь. Подобные прецеденты встречались не только в теории, но и в реальных боях. Удивительно, но история знала ряд случаев, когда танк успешно таранил заведомо более тяжелый и мощный объект — бронепоезд. Наиболее известен инцидент, произошедший 25 июня 1944 года на станции Черные Броды недалеко от Бобруйска. Немецкий бронепоезд стоял на станции, мощным огнем сдерживая наступление танкового подразделения. В один из танков — Т-34 под командованием Дмитрия Комарова — попал снаряд; заряжающий и командир орудия были ранены, а башня повреждена. Выгрузив раненых, Комаров и механик-водитель Михаил Бухтуев направили танк непосредственно на бронепоезд. По пути танк снес два легких орудия, уничтожил ряд немецких солдат (Комаров продолжал огонь из пулемета), а затем на полной скорости, объятый огнем от очередного попадания, врезался в бронепоезд, уничтожив три орудийные площадки и обездвижив рельсовую машину-убийцу. Бухтуев при столкновении погиб, Комаров же остался в живых и через несколько недель вернулся на фронт, где пал смертью храбрых осенью того же года. Немцы, потеряв бронепоезд, вынуждены были отступить, оставив станцию. . .
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.