Сегодня 7 мая, вторник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
--АлёнкА--
--АлёнкА--
Голосов: 1
Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/alezara/
Добавлен:
 

Древняя легенда эвенков. (голубоглазый народ эндри)

2014-02-23 10:17:54 (читать в оригинале)

Поздно вечером ко мне пришла сестрёнка Коли, ученица восьмого класса - Лиля. Она жила у своего дяди по матери и старалась окончить школу не в интернате, а рядом с родными. Девочка сообщила мне, что только что в Центральный на оленях приехала её бабушка. И что она, старая шаманка, желает меня видеть. Но так, чтобы никто не знал о нашей с ней встрече.
Где бабушке Нюше удобнее, туда я и приду, - сказал я Лиле.
Ходить не надо, - улыбнулась девочка. - Лучше чай поставь. Часа через два, когда посёлок уснёт, мы с ней придём.
Я обрадованно кивнул.
Через два часа, как и говорила Лиля, в дверь тихо постучали.
Да, да, входите! - сказал я, идя навстречу гостям.
Первой в открытую дверь вошла Лиля, за ней её бабушка. Когда я взглянул на старую шаманку, то обомлел: на ней был зимний праздничный национальный костюм. Орнаментированный женский нагрудник переливался бисером! Аккуратно сшитая оленья кырняжка и капор были украшены белыми и чёрными костяными и роговыми украшениями. Высокие новые, сшитые из голубого оленьего камуса че- колмы на подошве красовались ещё не вытертой оленьей щеткой! Сама старушка оказалась ниже своей внучки почти на голову. Маленькая и щупленькая, но полная какого-то особенного национального достоинства. Её цепкие карие глаза скользнули по моей фигуре и упёрлись в точку чуть выше моих бровей. Секунду старушка молчала, потом, ответив на приветствие, начала снимать с себя верхнюю одежду. Я помог гостям раздеться и пригласил их к столу. На нём были все, какие я только смог отыскать у себя яства: свежий хлеб, жаренные с яйцами макароны, нарезанный на ломтики кусок отварной лосятины. К чаю я поставил заветную банку мёда и тарелку с налитой в неё сгущёнкой. Когда гости уселись за стол, бабушка Нюра сказала:
Я не кушать к тебе пришла, лючи - друг моего народа. А рассказать тебе великую тайну этой вот земли. Наверное, здесь на Кети и Сы- ме только я знаю её... Этим, - показала она на свою внучку, - уже ничего не надо. Только курить да пить! Да ещё на себя тряпки разные вешать, как в телевизоре. Давай, бери бумагу и запиши, что я скажу тебе.
Но меня интересует исчезновение и смерть...
Твоего друга? - перебила меня эвенкийка. - О том сам догадаешься, когда меня выслушаешь. Поэтому не перебивай, а запоминай. Может, когда-нибудь тебе это всё понадобится. И меня добром помянешь.
Я принёс чистую тетрадь, карандаш и, раскрыв её, стал слушать.
Тунгусы народ древний, - начала своё повествование сказительница. - Когда-то нас было много, как звёзд на небе. Но то, о чём я говорю, было давно. Очень давно. Ещё до великого горя.
А что вы имеете в виду, говоря о великом горе? - посмотрел я на сказительницу.
Время страшного несчастья - время гибели мира! Легенды говорят, что качалась земля, с неба падали звёзды и всё вокруг горело. А потом исчезло на несколько лет Солнце, и наступили великие холода. Тогда весь народ тунгусов и вымер. А те, что уцелели, пошли с мёртвой земли искать землю живую. Сказания шаманов повествуют, что в те далёкие времена наши предки жили далеко на юге, и на север они пришли, чтобы спастись от голодной смерти и от преследующих их врагов. Несколько столетий жили предки эвенков - орочёны на Большой реке, которую называют теперь Амуром, а потом, попросив разрешение, двинулись к Сибирскому морю Ламе. На Ламе орочёнов стали называть ламутам.
А у кого вы спросили разрешение перейти Амур? Насколько я знаю, Сибирь несколько тысяч лет тому назад была незаселённым краем.
Это в твоих дурацких книгах так написано, а ты, лючи, им веришь! Верить надо тому, что помнят предки, а не писанине, - показала шаманка корявым пальцем на полку с книгами. - Когда орочёны переходили Амур, здесь, в Сибири, было большое царство!
Царство? - опешил я. Мне показалось, что старушка спятила.
Да, Геша, царство голубоглазого и русоволосого сильного народа эндри. Эндри на реку Амур пришли после Великой Беды откуда-то с севера. Предания говорят, что у них там тоже было царство, но его поглотили наступившие холодные воды.
Шаманка несла какую-то чепуху, но я, чтобы не обидеть гостью, сделал вид, что ей верю.
Я тебе рассказываю про царство эндри, чтобы ты знал, что Сибирь никогда не принадлежала ни остякам, ни дяндри-кетам, ни юра- кам, ни одулам. Все эти народы пришли с юга и эндри дали им место и научили жить на севере. Раньше всех в Сибири появились маленькие чури. Предания рассказывают, что они очень давно жили по берегам северного Ламы, но с приходом туда юраков ушли под землю.
«Вот, началось, - подумал я, - чуть что, сразу же под землю, и концы в воду! Несёт какую-то несуразицу».
А между тем бабушка, закрыв глаза, продолжала:
Все пришедшие с юга роды были малочисленны. Если бы эндри не пустили их под своё покровительство, южные враги их бы всех убили. Предания шаманов повествуют, что темнолицые злые народы охотились на предков эвенков и одулов как на дичь. Они ели человеческое мясо. И не будь сильных эндри, пришли бы и в Сибирь. Ты должен знать, Геша, что предки эвенков во времена великого кочевья знали только собак. Разводить оленей они не умели. Жили только охотой. И поэтому часто голодали. Хорошими оленеводами были белоглазые эндри. Это они подарили ламутам оленей и научили их разводить. Научили эндри оленеводству и предков юраков. Ты видел, какие у нас большие и сильные олени? Почти такие, как лоси! Неужели ты думаешь, что эвенки смогли вывести такую породу? Мы умеем ухаживать за оленями, пасти их, охранять от волков, но и только. Говорят, что на востоке у тунгусов олени ещё больше наших. Но это все равно одна порода. Предания рассказывают, что и запорному рыболовству эндри научили наших предков. В древности ловить рыбу они не умели. Стреляли её из луков, но разве это рыбалка?
То, что рассказывала старая шаманка, меня стало почему-то захватывать. И я её спросил:
Расскажите, что сохранили ваши легенды об этих самых эндри? Кто они были такие?
Я же тебе сказала, что они пришли с севера, люди сильные и добрые. С белой кожей, светловолосые... Такие же, как ты.
А как они жили? - задал я вопрос.
Легенды шаманов говорят, что жили эндри по берегам рек. На высоких ярах строили себе большие города. Дома делали из брёвен с печами, разводили на юге, там, где нет беломошников, коров и лошадей, а севернее лосей и оленей.
Как лосей? - удивился я.
Не знаю, - пожала плечами старушка. - Об этом надо спрашивать предков. Они всё знали. Если легенды говорят, что у эндри были домашние лоси, значит, так и было. В некоторых сказаниях и не такое рассказывается, - на секунду задумалась шаманка.
Что же? - не удержался я.
То, что эндри держали ещё и волосатых эндриков...
Кого, кого? - не понял я.
По-вашему - мамунтов, - невозмутимо ответила эвенка. - Само название «эндри» так и понимается, племя, разводящее мамунтов. Или мамунтовый народ.
«Может, поэтому столько мамонтовых костей и находят учёные на палеолитических стоянках в Сибири, - невольно подумал я. - Если мамонты были ручными, то это многое объясняет».
Летом эндри любили передвигаться по воде на лодках, - продолжала свой рассказ сказительница. - Зимой на лошадях и оленях. Эндри и показали свои дороги нашим далёким предкам и научили ими пользоваться. Их кочевые дороги пересекали всю Сибирь с юга на север и с востока на запад. Пользуясь ими, ламуты и стали расселяться по необжитым местам Севера. Без таких дорог никуда бы наши предки не ушли. Так бы и крутились на месте, где есть дичь и корм для оленей. Часть тунгусов по горным тропам ушла от Ламы на восток. Их и сейчас называют ламутами. Другая часть - на север и запад. Знаешь, как появились на Сыму, Вахе, Тыму и Кети эвенки? - хитро улыбнулась бабушка.
Откуда же мне это знать? - покосился я на неё.
После зимних аргишей с реки Иньзя-Енисея они ходили на пермскую пушную ярмарку.
Что?! - не поверил я своим ушам. - Так ведь это же минимум пара тысяч километров! Такое невозможно!
Просто так, напрямую через урманы - нет! Но по старинной кочевой дороге эвенки в Пермь на своих оленях ходили... Эта дорога начиналась с Чуньки, за рекой Иньзя шла Ваховскими борами, потом борами Салыма и так до Камня. Везде корм оленям, везде сплошные ягельники. Иногда, правда, если весна приходила ранняя, то вернуться не успевали и до тёплой воды приходилось жить с оленями либо на Вахе, либо на Сыму. Потом переправлялись на лодках, олени - вплавь.
То, что поведала старая шаманка, в голове у меня никак не хотело укладываться. Я смотрел на неё и думал: «Сидит, плетёт, что попало и разыгрывает меня... Но, с другой стороны, зачем ей это? Похоже, всё- таки говорит правду...»
Со временем эвенки с Катанги решили переселиться на Вах и Сым. Тем более, места уже были знакомые. Так и сделали...
Но на Сыму и Вахе жили остяки? - заметил я.
С нандри и дяндри началась война, - кивнула головой старушка.
С кетами и селькупами, - пояснила Лиля.
И что же?
Эвенки оказались сильнее... Но то произошло совсем недавно, Царские люди запретили воевать...
Потом, подождав несколько минут, поев моих разносолов и попив чаю, шаманка сказала:
Твой друг, Геша, потерялся как раз на такой вот кочевой дороге. Только эта дорога проложена эндри на север. На берега Ледяной Ламы. Она также идёт сплошными беломошными борами и болотами... Начинается она где-то с берегов Ингары.
Так эвенки называют Чулым, - объяснила Лиля.
Но почему он пропал? Почему исчез Юрий Петрович, как будто растворился? - задал я мучающий меня вопрос.
Потому, что вошёл в место входа в наш мир духов. Он оказался на шаманском месте. Там, где когда-то общался с духами великий шаман эндри.
А почему он все-таки вернулся? Духи его не приняли? - снова задал я вопрос.
Его вернул назад шаман, - спокойно ответила, попивая горячий чай, бабушка. - Вернул вблизи избушки. И ему надо было не бежать, куда попало сломя голову, а зайти в зимовьё, растопить печь и дожидаться вас.
А медведь? Почему на него налетел тот злобный амикан? Есть здесь какая-то связь? - посмотрел я на свою гостью.
Есть, конечно, - вздохнула она. - Будь у Юрия Петровича с головой всё в порядке, он был бы жив. Но твой друг не перенёс того, что увидел. Сказалось современное воспитание. И духи решили его убить.
Но ведь это же жестоко! Почему так?
Ты думаешь, для Юрия лучше было бы оказаться в сумасшедшем доме? Кто бы ему поверил в его россказни об увиденном? Не жестокость, однако, а наоборот... Если бы он дождался вас и вы бы его успокоили или, наконец, привезли бы его ко мне, всё было бы, наверное, хорошо. Но у твоего друга оказались слишком слабые нервы... И потом, у него был долг. И он его должен был отдать.
Что ещё за долг? - спросил я недоверчиво старушку.
Плохое отношение к амиканам. Стрелял их ради удовольствия... - закончила своё объяснение шаманка.
Постойте! С ваших слов получается, что шаман эндри жив?! Эти загадочные эндри где-то в тайге живут?
Основная их часть много веков назад откочевала далеко на юг. А потом, говорят, ушла на запад, - первый раз посмотрев на меня, улыбнулась шаманка. - Но многие семьи того народа остались. Они управляли племенами Сибири вплоть до прихода сюда из-за Камня лючи, - поднялась из-за стола сказительница.
Всё, нам пора, - сказала Лиля, помогая своей бабушке одеться. - Спасибо за чай!
Спасибо вам за повествование! - растерянно пробурчал я. - Я столько от вас узнал!
Запомни, - перед уходом посмотрела на меня шаманка, - по берегам рек, здесь на Кети, на Сыму, на Вахе, Оби и Енисее и дальше на восток, вплоть до Великой Ламы, стоят сотни брошенных городов. Городов ушедшего на юг великого народа. Не мы, эвенки, и не якуты хозяева этой земли. Все мы на ней гости. Только гости, которых когда-то пустили сюда пожить. Подлинные хозяева Сибири вы, лючи - прямые потомки великих эндри. Но вы об этом ничего не знаете!
Когда эвенки ушли, я никак не мог поверить в то, что услышал. Сотни городов! Дороги! Прирученные лоси и мамонты! И до сих пор живущие среди лесов ведические жрецы! Сказка, да и только! Но что- то подсказывало, что я прикоснулся к истине. К тому бесценному знанию, которое почему-то тщательно скрывается от русского народа. То, о чём поведала старая шаманка, из моей головы никак не выходило. Властелины севера, легендарные русоволосые эндри? Люди, некогда приручившие лосей и мамонтов! Кто они? Припомнились однажды увиденные мною Ленские писанницы. На них были изображены погонщики, сидящие на громадных лосях, и бегущие за мамонтами охотники. Может, писанницы рассказывают о жизни эндри? По словам шаманки, о русских людях, некогда живших в Сибири? А может, и не русских, но всё равно, людей белой расы.
«Интересно, - думал я, - сохранились древние кочевые дороги эндри в наши дни или нет? Вот бы побывать на одной из них и своими глазами убедиться, что всё, о чём я услышал, - правда. Но скорее всего, кочевые дороги давным-давно заросли лесом. А если за ними кто-то ухаживает? Например, на севере селькупы и ненцы, южнее те же эвенки или кеты? Хотя вряд ли. Слишком много прошло времени. Древняя традиция, наверняка, прервалась. Но тогда почему шаманка определила, что Юрий Петрович потерялся как раз на одной из таких дорог? И потом, старушка рассказала об оставленных жителями сотнях северных городов. Что это за города? Где они? Я ни разу их не видел».
И мне опять захотелось встретиться со старой эвенкийкой.

Сидоров Георгий, книга 3, глава 20.

Тэги: веда, интересно

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.